ПРЕЗИДИУМ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 августа 2019 года Дело N 44Г-45/2019

город Архангельск

Президиум Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Григорьева Д.А.,

членов президиума Буторова Д.А., Патронова Р.В., Старопопова А.В., Харитонова И.А., Юдина В.Н.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу представителя Каратаева В.И. - Барабаша Д.В. на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 26 июня 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 26 сентября 2018 года по гражданскому делу по иску Каратаева В.И. к администрации муниципального образования "Северодвинск" о возложении обязанности бесплатно предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение взамен изымаемого жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.

Заслушав доклад судьи областного суда Распопина В.Ф., президиум

УСТАНОВИЛ:

Каратаев В.И. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Северодвинск" (далее - администрация МО "Северодвинск") о возложении обязанности бесплатно предоставить ему в собственность благо-устроенное жилое помещение взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.

Мотивировал требования тем, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская ***. Заключением межведомственной комиссии от *** года N *** указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, в последующем включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В качестве обеспечения своих жилищных прав им сделан выбор в пользу предоставления ему другого жилого помещения на праве собственности. Администрацией Северодвинска ему было предложено для подписания соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, условия которого предполагали доплату разницы между рыночной стоимостью изымаемого жилого помещения и предоставляемого жилого помещения, от подписания которого он отказался, взамен предложив свой проект соглашения без такого условия о доплате. От предложенного им варианта соглашения ответчик отказался.

Определением судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 14 июня 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "***".

Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 26 июня 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 26 сентября 2018 года, в удовлетворении исковых требований Каратаева В.И. к администрации муниципального образования "Северодвинск" о возложении обязанности бесплатно предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение взамен изымаемого жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, - отказано.

Определением Северодвинского городского суда Архангельской области от 26 апреля 2019 года Каратаеву В.И. восстановлен срок для подачи кассационной жалобы на вышеуказанные решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 26 июня 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 26 сентября 2018 года.

В кассационной жалобе, поступившей в Архангельский областной суд 04 июня 2019 года, представитель Каратаева В.И. - Б.Д.В.. просит отменить принятые по делу судебные постановления, отправить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на существенное нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает, что суд не разрешил спор между сторонами договора по правилам статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно не утвердил условия о цене, в согласовании которой у сторон возникли разногласия, в результате чего цели гражданского судопроизводства не были достигнуты. Считает, при принятии оспариваемого решения суд не применил к правоотношениям правила адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2018 года" и оставил без внимания обстоятельства осуществления ответчиком строительства жилья для предоставления истцу за счет средств, выделяемых в рамках программы переселения под условием покрытия разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилья за счет местного бюджета, а не за счет собственников. Кроме того, суд при разрешении спора применил правила подзаконного нормативного акта, который носит рекомендательный характер для одной стороны - публичного образования и не создает прав и обязанностей для другой стороны - собственника аварийного жилья.

Определением судьи Архангельского областного суда Распопина В.Ф. от 13 июня 2019 года гражданское дело истребовано для проверки законности обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке и поступило в Архангельский областной суд 26 июня 2019 года.

Определением судьи Архангельского областного суда Распопина В.Ф. от 07 августа 2019 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Архангельского областного суда.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Президиум Архангельского областного суда, заслушав представителя истца Каратаева В.И. - М.Н.Ю.., поддержавшую кассационную жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, находит жалобу подлежащей удовлетворению.

В силу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения норм права, повлиявшие на исход дела, были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Каратаев В.И. является собственником жилого помещения - трехкомнатной квартиры за номером ***.

Заключением межведомственной комиссии от *** года N *** жилые помещения в указанном многоквартирном доме признаны непригодными для постоянного проживания.

Распоряжением и.о. первого заместителя Главы Администрации Северодвинска от *** года N ***-риз принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером *** путем предоставления возмещения за принадлежащие собственникам жилые помещения, находящиеся в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, в том числе принадлежащую истцу квартиру *** данного дома.

Постановлением Правительства Архангельской области от 23 апреля 2013 года N 173-пп утверждена адресная программа Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013-2018 годы", в Приложении N1 к которой указан в том числе дом ***.

29 июня 2017 года Каратаев В.И. обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации Северодвинска с заявлением о предоставлении ему равноценного жилого помещения взамен принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, находящегося в аварийном доме.

Для переселения Каратаева В.И. Администрацией Северодвинска было запланировано жилое помещение в виде квартиры за номером *** в доме ***.

*** года Администрацией Северодвинска в адрес истца было направлено и получено им *** года вместе с пакетом документов соглашение N *** об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в соответствии с п. 1.3 которого Каратаеву В.И. было предложено доплатить разницу между рыночной стоимостью изымаемого жилого помещения и предоставляемого жилого помещения в размере ***.

Истец от подписания указанного соглашения на предложенных Администрацией Северодвинска условиях отказался, так как не был согласен на доплату разницы между стоимостью изымаемого и предоставляемого жилых помещений, представил в Администрацию Северодвинска подписанный проект соглашения с протоколом разногласий, по условиям которого ответчиком предоставляется истцу в собственность запланированное жилое помещение без доплаты разницы между рыночной стоимостью изымаемого жилого помещения и предоставляемого жилого помещения.

От предложенного Каратаевым В.И. варианта заключения соглашения Администрация Северодвинска отказалась.

Отказывая в удовлетворении заявленных Каратаевым В.И. исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об отсутствии правовых оснований для возложения на Администрацию Северодвинска обязанности по предоставлению истцу в собственность жилого помещения без доплаты истцом разницы в стоимости предоставляемого и изымаемого жилых помещений.

При этом суд исходил из того, что собственник жилого помещения, признанного в установленном порядке аварийным, имеет право выбора в качестве способов обеспечения своих жилищных прав либо выкуп органом местного самоуправления аварийного жилого помещения, либо по соглашению между ними собственнику может быть предоставлено другое жилое помещение, но только с зачетом его стоимости в выкупную цену. При этом если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

Указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций являются ошибочными и основаны на неверном толковании норм материального права.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В статье 1 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон) закреплено, что в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Пунктом 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Разделом V адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013 - 2018 годы", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 23 апреля 2013 года N173-пп, предусмотрено, что в рамках реализации мероприятий Программы по заявкам Архангельской области, одобренным правлением Фонда после 1 августа 2013 года, то есть, начиная со второго этапа Программы, при строительстве и (или) приобретении жилых помещений оплата общей площади построенных и (или) приобретенных жилых помещений в размере, превышающем общую площадь соответствующих расселяемых жилых помещений, осуществлять за счет средств Фонда и областного бюджета. При этом стоимость приобретенного и (или) построенного жилого помещения за счет средств Фонда и областного бюджета не может превышать стоимость переселения соответствующего многоквартирного дома за счет средств Фонда и областного бюджета, которая рассчитана в соответствии с разделом III Программы и указана в приложении N 1 к настоящей Программе. В случае если стоимость приобретаемого и (или) строящегося жилого помещения в рамках Программы превышает стоимость переселения, определенную в соответствии с Программой исходя из общей площади расселяемого жилого помещения соответствующего многоквартирного дома, данное превышение оплачивается за счет средств местного бюджета муниципального образования Архангельской области, на территории которого находится расселяемый многоквартирный дом.

Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 ЖК РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.

Таким образом, ни федеральным законодательством, ни адресной программой Архангельской области не установлена необходимость доплаты гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.

Данный вывод также подтверждается разделом VI вышеуказанной адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013 - 2018 годы", которая не содержит положений, предусматривающих возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья. Согласно данному разделу источниками финансирования Программы являются средства областного бюджета, средства местных бюджетов и средства Фонда.

С учетом изложенного при предоставлении истцу жилого помещения взамен изымаемого с него не может требоваться какая-либо доплата за разницу цен жилых помещений, а сам Каратаев В.И. вправе требовать предоставление ему жилого помещения без каких-либо доплат со своей стороны.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные постановления подлежат отмене в связи с допущенными судами существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, а дело - направлению на новое рассмотрение в Северодвинский городской суд Архангельской области.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 390 ГПК РФ, президиум

ПОСТАНОВИЛ:

решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 26 июня 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 26 сентября 2018 года по гражданскому делу по иску Каратаева В.И. к администрации муниципального образования "Северодвинск" о возложении обязанности бесплатно предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение взамен изымаемого жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, - отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - в Северодвинский городской суд Архангельской области.

Председательствующий Д.А. Григорьев

Верно:

Судья областного суда В.Ф.Распопин


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка