ПРЕЗИДИУМ САХАЛИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 июля 2019 года Дело N 44Г-16/2019

Президиум Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего- Малеванного В.П.

членов президиума- Жуковской З.В., Крылова Н.А., Пискуновой Н.В.

при секретаре - Рябыкине В.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жигайлова С.В., Артемьевой Е.В. к администрации города Южно-Сахалинска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельных участков и признании права собственности в отношении земельных участков в составе СНТ "Ландыш"

по кассационной жалобе Жигайлова С.В., Артемьевой Е.В. на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 07 августа 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 13 ноября 2018 года.

Заслушав доклад судьи Сахалинского областного суда Роговой Л.В., объяснения Жигайлова С.В., поддержавшего кассационную жалобу, представителя СНТ "Ландыш" Кузнецовой В.Г., не возражавшей против удовлетворения жалобы, возражения представителя администрации города Южно-Сахалинска Карпова С.Е., президиум Сахалинского областного суда

установил:

11 января 2018 года Жигайлов С.В., а 12 января 2018 года Артемьева Е.В. обратились с заявлениями в департамент землепользования города Южно-Сахалинска о предоставлении им в собственность бесплатно земельных участков N (для целей использования под выращивание садово-огородных культур) в составе СНТ "Ландыш". Письмами от 19 марта 2018 года N 1087-014/06 и N 1085-014/06 департаментом землепользования города Южно-Сахалинска им отказано в предоставлении спорных участков в собственность по основаниям, установленным пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

30 мая 2018 года Жигайлов С.В. и Артемьева Е.В. обратились в администрацию города Южно-Сахалинска с заявлением, в котором указали, что департамент землепользования города Южно-Сахалинска письмами от 19 марта 2018 года незаконно отказал им в предоставлении в собственность спорных земельных участков, просили дать мотивированный ответ по результатам оценки этих отказов. На данные обращения истцов 18 июня 2018 года администрацией города Южно-Сахалинска им дан письменный ответ за N 03296 о правомерном отказе департамента в предоставлении в собственность бесплатно испрашиваемых земельных участков.

29 июня 2018 года, не согласившись с указанным письмом администрации года Южно-Сахалинска и полагая, что оно является отказом в предоставлении земельных участков в собственность бесплатно, Жигайлов С.В. и Артемьева Е.В. обратились в Южно-Сахалинский городской суд с иском к администрации города Южно-Сахалинска о признании незаконными отказов администрации города Южно-Сахалинска от 18 июня 2018 года N 03296 в предоставлении в собственность земельных участков N, расположенными по адресу: <адрес>; признании за Жигайловым С.В. права собственности на земельный участок N общей площадью 1001 кв.м. в составе СНТ "Ландыш" для ведения садоводства, признании за Артемьевой Е.В. права собственности на земельный участок N общей площадью 1 1000 кв.м. в составе СНТ "Ландыш" для ведения садоводства.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются членами СНТ "Ландыш", в постоянном (бессрочном) пользовании у которого находится земельный участок для целей размещения садоводческого объединения. Им, как членам СНТ "Ландыш", решением общего собрания членов товарищества, выделены земельные участки с кадастровыми N из состава участка СНТ "Ландыш". Обратившись в департамент землепользования города Южно-Сахалинска с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно указанных земельных участков для целей выращивания садово-огородных культур, они получили отказ, из администрации города Южно-Сахалинска они также получили письмо с разъяснением правомерности отказов департамента.

Полагают, что в силу пунктов 2.7 и 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" имеют право на предоставление спорных земельных участков в собственность бесплатно.

Определением Южно-Сахалинского городского суда от 02 июля 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент землепользования года Южно-Сахалинска, Управление Росреестра по Сахалинской области и СНТ "Ландыш".

Решением Южно-Сахалинского городского суда от 07 августа 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 13 ноября 2018 года, Жигайлову С.В., Артемьевой Е.В. в удовлетворении иска отказано.

17 апреля 2019 года Жигайлов С.В. и Артемьева Е.В. подали в кассационную инстанцию Сахалинского областного суда кассационную жалобу на данные судебные постановления, в которой ставят вопрос об их отмене в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы приводят положения Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и считают, что суд при вынесении решения должен был руководствоваться именно этим законом. Указывают на то, что поскольку видом разрешенного использования земельного участка является выращивание садово-огородных культур, постольку основания отказа в предоставлении земельных участков, предусмотренные пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, применяться не могут. Ссылаются на то, что запрет на предоставление испрашиваемых участков в собственность не установлен, а необходимый ряд условий их передачи соблюден, в связи с чем настаивают на незаконности отказа в предоставлении им в собственность бесплатно спорных земельных участков.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 15 мая 2019 года судьей Сахалинского областного суда Роговой Л.В. дело истребовано из суда первой инстанции и ее же определением от 21 июня 2019 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Сахалинского областного суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений администрации города Южно-Сахалинска, президиум находит жалобу подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых не возможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такого характера нарушения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции были допущены.

Отказывая Жигайлову С.В. и Артемьевой Е.В. в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что разрешённое использование спорных земельных участков площадью 1001 кв.м. и 1000 кв.м. в силу статьи 47 Правил землепользования и застройки на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", утверждённых решением городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" N 744/44-13-4 от 30 января 2013 года, не включает такой его вид, как "выращивание садово-огородных культур", для ведения которого истцы испрашивали земельные участки в собственность.

Установив, что разрешённое использование спорных земельных участков не соответствует целям их использования, указанным в заявлениях Жигайлова С.В. и Артемьевой Е.В., суд пришёл к выводу, что отказы департамента землепользования города Южно-Сахалинска от 19 марта 2018 года N 1087-014/06 и N 1085-014/06 в предоставлении земельных участков в собственность, соответствуют основанию для отказа, установленному в пункте 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом, суд пришел к выводу, что оспариваемые истцами письма администрации города Южно-Сахалинска от 18 июня 2018 года N 03296 являются ответами на обращения истцов в порядке реализации пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ и не являются отказами в предоставлении спорных земельных участков, в связи с чем не усмотрел каких-либо нарушений со стороны администрации города Южно-Сахалинска.

Суд апелляционной инстанции с выводом суда первой инстанции согласился, указав на то, что действующим земельным законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований возникновения прав граждан на земельные участки.

Президиум с этими выводами судов не может согласиться, исходя из следующего.

Статьей 18 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Частью 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.

В силу пункта 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о садоводческих объединениях, вступившего в силу 23 апреля 1998 года и действовавшего в указанной части на момент возникновения спорных правоотношений, обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.

Из материалов дела следует, что постановлением мэра Анивской районной администрации Сахалинской области от 20 мая 1992 года N 374 Березняковскому сельсовету предоставлен в постоянное пользование земельный участок, площадью 16,15 га, для организации садоводческого товарищества "Ландыш".

20 мая 1992 года садовое товарищество "Ландыш" (ныне СНТ "Ландыш") зарегистрировано в качестве юридического лица.

27 мая 1992 года указанному юридическому лицу выдан государственный акт на право бессрочного пользования землей, площадью 16,15 га, для выращивания садово-огородных культур, на основании которого 03 апреля 2015 года за СНТ "Ландыш" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с уточненной площадью 148208 кв.м., присвоен кадастровый номер N.

Распоряжением департамента землепользования города Южно-Сахалинска от 22 декабря 2017 года N 762-р утвержден проект организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества "Ландыш".

Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 06 марта 2018 года N 493-па прекращено право постоянного (бессрочного) пользования СНТ "Ландыш" на указанный земельный участок, земли общего пользования переданы указанному юридическому лицу в собственность.

Из материалов дела также следует, что Жигайлов С.В. и Артемьева Е.В. решением общего собрания от 08 декабря 2017 года приняты в члены СНТ "Ландыш" и им распределены земельные участки N с кадастровым номером N и N с кадастровым номером N в составе товарищества. Указанные земельные участки находятся в пределах территориальной зоны - зоны индивидуальной жилой застройки (Ж-3).

На момент обращения истцов с заявлениями о приватизации указанных выше земельных участков спорные правоотношения регулировались пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу названного федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано это объединение;

- по решению общего собрания членов данного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами этого объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену объединения;

- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором названного пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.

В случае, если указанные в абзаце втором или пятом данного пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.

Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, предусмотренном пунктом 2.7 данной статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя.

В силу пункта 2.10 статьи 3 вышеназванного Федерального закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 данной статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 данной статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Как усматривается из материалов дела и не опровергнуто департаментом, испрашиваемые заявителями земельные участки не изъяты из оборота, не являются ограниченными в обороте, в отношении них не принималось решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

При установленных обстоятельствах, когда льготный порядок передачи земельных участков указанной категории в собственность членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, определен Федеральным законом N 137-ФЗ, а запрет на предоставление спорного земельного участка в частную собственность федеральным законом не установлен, оснований для отказа в удовлетворении заявления истцам со ссылкой на пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации не имелось.

То обстоятельство, что в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования застройки на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденных решением городского Собрания от 30 января 2013 года N 744/44-13-4, испрашиваемые земельные участки относятся к зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-3), которая не предусматривает такой вид разрешенного использования, как садоводство, не влияет на права истцов на получение земельного участка в собственность, поскольку эти земельные участки были предоставлены СНТ "Ландыш" в постоянное пользование до вступления в силу указанных Правил, которые могут подвергаться корректировке.

Ввиду изложенного решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными, они приняты с существенным нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшим на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителей, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены указанных судебных постановлений.

Поскольку приведенная в исковом заявлении формулировка заявленных требований позволяет определить предмет иска как оспаривание решений об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков, принятых уполномоченным на то органом департаментом землепользования города Южно-Сахалинска, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, президиум находит необходимым направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, в предусмотренном законом порядке рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле в качестве соответчика департамента землепользования города Южно-Сахалинска как органа, который в силу пункта 2.8 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" правомочен на основании заявления гражданина принимать решение о передаче ему в собственность бесплатно земельного участка, и разрешить дело в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Сахалинского областного суда,

постановил:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 07 августа 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 13 ноября 2018 года отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Южно-Сахалинский городской суд.

Председательствующий - В.П. Малеванный


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка