ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июня 2019 года Дело N 44У-36/2019

суда кассационной инстанции

                                    N 44-У-36/2019

г. Грозный

                               26 июня 2019 года


Президиум Верховного Суда Чеченской Республики в составе:

председательствующего: Гардалоева А.С.,

членов президиума: Арсемерзаева Т.З., Адилсултанова Э.А., Висаитова А.А., Ламердонова Т.М.,

с участием: заместителя прокурора Чеченской Республики Хабарова Н.А.,

адвоката Абубакарова Ж.М.,

осужденного Садулаева А.М.,

при секретаре Хизриевой М.Б.,

рассмотрел кассационное представление заместителя прокурора Чеченской Республики ФИО18., кассационную жалобу осужденного ФИО20 и дополнения к ней о пересмотре приговора Гудермесского городского суда Чеченской Республики ДД.ММ.ГГГГ года и апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ года в отношении Садулаева А.М.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Чеченской Республики Горбовцова Д.П., изложившего обстоятельства дела, доводы кассационных представления, жалобы и дополнения к ней, основания вынесения постановления о передаче дела на рассмотрение суда кассационной инстанции, выступления адвоката Абубакарова Ж.М. и осужденного Садулаева А.М., поддержавших доводы кассационных представления и жалобы, просивших судебные акты отменить, мнение заместителя прокурора Чеченской Республики Хабарова Н.А., полагавшего необходимым кассационное представление удовлетворить, президиум Верховного Суда Чеченской Республики

установил:

по приговору Гудермесского городского суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ

Садулаев Асламбек Мовсарович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, судимый ДД.ММ.ГГГГ года Гудермесским городским судом Чеченской Республики по ч. 1 ст. 105, ст. 222 УК РФ к 7 годам лишения свободы, освобожденный 13 ноября 2008 года условно-досрочно на 7 месяцев 23 дня,

осужден по ч. 3 ст. 30 и п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 8 годам 6 месяцам лишения свободы с ограничением свободы сроком на 6 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чеченской Республики от 23 сентября 2015 года приговор от 15 июня 2015 года в отношении Садулаева А.М. изменен: местом отбывания наказания определена исправительная колония особого режима; исключен из описательно-мотивировочной части приговора пятый абзац 7 страницы, начинающийся словами "Подсудимый Абдулгалимов Ш.Г."; во втором абзаце в первой строке резолютивной части приговора выражение "с ч.5 ст.73 УК РФ" заменено выражением "со ст.53 УК РФ"; вторая строка в 8 абзаце после слов "Чеченской Республики" дополнена словами "через Гудермесский городской суд Чеченской Республики". В остальной части приговор оставлен без изменения.

Садулаев А.М. признан виновным в покушении на незаконный сбыт наркотического средства в значительном размере.

Преступление совершено ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес> при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В кассационной жалобе и дополнениях к ней Садулаев А.М., выражая несогласие с состоявшимися в отношении его судебными решениями, указывает, что при постановлении приговора была нарушена тайна совещательной комнаты, поскольку судья ФИО21., после удаления в совещательную комнату для постановления приговора по настоящему делу, принимал участие в рассмотрении других уголовных и гражданских дел. Также считает, что умысла на сбыт наркотических средств у него не было, его действия были спровоцированы сотрудниками правоохранительных органов; что приговор основан на недопустимых доказательствах; что доказательств, свидетельствующих о его причастности к сбыту наркотических средств, по делу не добыто. Просит об отмене судебных решений с направлением дела на новое судебное рассмотрение.

В постановлении о передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции судья Верховного Суда Российской Федерации Лавров Н.Г. обращает внимание на допущенные существенные нарушения уголовного закона, повлиявшее на исход дела.

В кассационном представлении заместитель прокурора Чеченской Республики ФИО22., ссылаясь на нарушение судьей ФИО23 при рассмотрении уголовного дела в отношении Садулаева А.М. тайны совещания судей при постановлении приговора, просит приговор Гудермесского городского суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ года отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение.

Изучив материалы уголовного дела, проверив доводы, приведенные в кассационных представлении и жалобе осужденного и постановлении о передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.

По настоящему делу допущено такое нарушение закона.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст.389.17 УПК РФ нарушение тайны совещания судей при постановлении приговора является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, влекущим безусловную отмену судебного решения.

Исходя из положений ст. 295 УПК РФ, заслушав последнее слово подсудимого, суд удаляется в совещательную комнату для постановления приговора. Процедура постановления приговора, обеспечивающая тайну совещательной комнаты, урегулирована ст. 298 УПК РФ. Из содержания указанной статьи следует, что выход суда из совещательной комнаты может быть связан с окончанием рабочего времени, а в течение дня - с необходимостью отдыха. Таким образом, действующий уголовнопроцессуальный закон не позволяет суду при нахождении в совещательной комнате по одному делу, вновь в нее удаляться для постановления судебного решения по другому делу.

Из протокола судебного заседания усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ часов было продолжено судебное заседание по уголовному делу в отношении Садулаева А.М. (л.д. 200) и в этот же день, окончив судебное разбирательство, суд удалился в совещательную комнату для постановления приговора до 15 часов 15 июня 2015 года (л.д. 202). Приговор был провозглашен в указанное в протоколе судебного заседания время.

Между тем, как указывает осужденный Садулаев А.М. в своей кассационной жалобе и дополнениях к ней, в момент нахождения судьи ФИО24. в совещательной комнате для постановления приговора по настоящему уголовному делу этот судья принимал участие в рассмотрении других дел.

Как видно из дополнительной информации, в период нахождения суда по данному уголовному делу в совещательной комнате, участвовавшим в рассмотрении настоящего дела судьей ФИО25 ФИО26. были рассмотрены другие дела:

4 июня 2015 года в 10 часов под председательством судьи ФИО27 состоялось провозглашение приговора по уголовному делу N 1-85/2015 по обвинению ФИО28 по ч. 3 ст. 30 - ч. 1 ст. 291 УК РФ;

9 июня 2015 года в 11 часов под председательством судьи ФИО29 проведено судебное заседание по гражданскому делу N 2-859/15 с вынесением итогового решения;

11 июня 2015 года под председательством судьи ФИО30 проведено судебное заседание по гражданскому делу N 2-873/2015 с вынесением итогового решения.

Несоблюдение взаимосвязанных положений ст. ст. 295, 298 и 310 УПК РФ, регламентирующих порядок удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, постановления приговора с соблюдением тайны совещания судей, провозглашения приговора, свидетельствует о нарушении процедуры судопроизводства, что могло повлиять на исход дела.

Указанные нарушения уголовно-процессуального закона, в соответствии с п. 2 ст. 389.15 УПК РФ, являлись основанием для отмены приговора. Однако при рассмотрении настоящего уголовного дела судом в апелляционном порядке нарушения не выявлены и не устранены.

Допущенные судами существенные нарушения норм материального и процессуального права повлекли вынесение незаконных и необоснованных решений, что, в соответствии со ст.401.15 УПК РФ, является основанием к их отмене.

В целях охраны прав и законных интересов участников судопроизводства и обеспечения возможности проведения нового судебного разбирательства в разумные сроки суд кассационной инстанции полагает необходимым избрать в отношении Садулаева А.М. меру пресечения в виде заключения под стражу сроком на 2 месяца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.401.14, 401.15 УПК РФ президиум Верховного Суда Чеченской Республики,

постановил:

кассационное представление заместителя прокурора Чеченской Республики Душина М.С. и кассационную жалобу осужденного Садулаева А.М. удовлетворить.

Приговор Гудермесского городского суда Чеченской Республики от 15 июня 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чеченской Республики от 23 сентября 2015 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

Избрать в отношении Садулаева Асламбека Мовсаровича меру пресечения в виде заключения под стражу сроком на 2 месяца, а всего до 26 августа 2019 года.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 401.3 УПК РФ.

Председательствующий А.С. Гардалоев


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка