ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2019 года Дело N 44У-32/2019

  

Президиум Верховного Суда Чеченской Республики в составе:

председательствующего: Гардалоева А.С.,

членов президиума: Висаитова А.А., Ламердонова Т.М., Адилсултанова Э.А., Арсемерзаева Т.З., Александрова Г.И.,

с участием заместителя прокурора Чеченской Республики Степанова В.А.,

защитника - адвоката Басаева В.А., представившего ордер N N от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение N N, выданное УМЮ РФ по ЧР ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре - Хизриевой М.Б.,

рассмотрел уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Бифова Азамата Анатольевича на приговор Октябрьского районного суда г. Грозного от 19 июля 2018 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Чеченской Республики Денисултановой Б.А., изложившей обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, основания вынесения постановления о передаче дела на рассмотрение суда кассационной инстанции, защитника, поддержавшего доводы кассационной жалобы; прокурора, полагавшего, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, президиум Верховного Суда Чеченской Республики

установил:

приговором Октябрьского районного суда г. Грозного от 19 июля 2018 года

Бифов Азамат Анатольевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не судимый, осужден:

по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 3 годам лишения свободы;

по ст. 264.1 УК РФ к 240 часам обязательных работ с лишением права управлять транспортными средствами на 1 год.

В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ, путем полного сложения наказаний, с применением п. "г" ч. 1 ст. 71 УК РФ, согласно которой наказание в виде 240 часов обязательных работ соответствует 1 месяцу лишения свободы, Бифову Азамату Анатольевичу назначено окончательное наказание в виде 3 лет и 1 месяца лишения свободы, с лишением права управлять транспортными средствами сроком на 1 год с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Срок наказания исчислен с 19 июля 2018 года, с зачетом в этот срок времени содержания под стражей с 14 декабря 2017 года до вступления приговора в законную силу.

В апелляционном порядке приговор не обжалован.

Указанным приговором Бифов А.А. осужден за совершение незаконного приобретения и хранения без цели сбыта наркотических средств в крупном размере, а также за управление автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Согласно приговору, преступления им совершены в месте, в период времени и при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В кассационной жалобе осужденный Бифов А.А. считает приговор незаконным и несправедливым, указывает, что судом не учтено его активное способствование следствию и суду в установлении истины по делу, что он признавал вину, раскаялся в содеянном, а также его материальное положение и уровень жизни его семьи. Просит изменить приговор и снизить назначенное по ч. 2 ст. 228 УК РФ наказание, применив ст. 64 УК РФ и положения ч. 6 ст. 15 УК РФ.

В соответствии со ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.

Проверив доводы кассационной жалобы и материалы уголовного дела в интересах законности в полном объеме, президиум Верховного Суда Чеченской Республики приходит к выводу, что приговор Октябрьского районного суда г. Грозного от 19 июля 2018 года в отношении Бифова А.А. подлежит изменению в связи с допущенными судом первой инстанции нарушениями норм уголовного и уголовно-процессуального закона, которые выразились в следующем.

В соответствии со ст. 297 УПК РФ приговор должен быть законным, обоснованным и справедливым. Приговор признается таковым, если он постановлен в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и основан на правильном применении уголовного закона.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 307 УПК РФ описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора должна содержать описание преступного деяния, признанного судом доказанным, с указанием места, времени, способа его совершения, формы вины, мотивов, целей и последствий преступления; доказательства, на основании которых основаны выводы суда в отношении подсудимого, и мотивы, по которым суд отверг другие доказательства.

В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 73 УПК РФ при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию: событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления).

Признание обвиняемым своей вины в совершении преступления может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении его виновности совокупностью имеющихся по уголовному делу доказательств (ч.2 ст.77 УПК РФ).

Указанные требования судом первой инстанции при рассмотрении уголовного дела в отношении Бифова А.А. не выполнены.

Согласно приговору, Бифов А.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст.228 УК РФ, - незаконного приобретения и хранения без цели сбыта наркотических средств в крупном размере и управлении автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Описывая преступное деяние - незаконное приобретение наркотического средства в крупном размере, суд указал в описательно-мотивировочной части приговора, что Бифов А.А., действуя умышленно, осознавая общественную опасность и противоправность своих преступных действий, предвидя неизбежность наступления общественно - опасных последствий и желая их наступления, имея прямой умысел, в неустановленное время незаконно приобрел в г. Моздок Республики Северная Осетия у Черенкова В.Е. наркотическое средство - РVР (пирролидиновалерофенон), являющееся производным N-метилэфедрона, в крупном размере, которое хранил при себе для последующего личного употребления без цели сбыта.

Таким образом, суд не установил и в нарушение требований п.1 ст. 307 УПК РФ не указал в описательно-мотивировочной части приговора время совершения Бифовым А.А. незаконного приобретения наркотического средства и количество незаконно приобретенного наркотического средства, которые характеризуют соответственно - событие и состав данного преступления, и в соответствии п. 1 ч. 1 ст. 73 УПК РФ подлежат доказыванию при производстве по уголовному делу (т.2 л.д.192).

Между тем, уголовная ответственность за незаконное приобретение наркотического средства находится в прямой зависимости от его количества:

за незаконное приобретение наркотического средства - РVР (пирролидиновалерофенон), являющегося производным N-метилэфедрона, в количестве 0,2 грамм и менее - уголовная ответственность не предусмотрена;

за незаконное приобретение данного наркотического средства в количестве свыше 0,2 грамм до 1 грамма (значительный размер) предусмотрена уголовная ответственность по ч.1 ст.228 УК РФ;

за те же действия в отношении данного наркотического средства в количестве свыше 1 грамма до 200 грамм (крупный размер) предусмотрена уголовная ответственность по ч. 2 ст. 228 УК РФ;

за те же действия в отношении указанного наркотического средства в количестве свыше 200 грамм (особо крупный размер) предусмотрена уголовная ответственность по ч.3 ст.228 УК РФ.

Не указаны время незаконного приобретения наркотического средства и его количество и в постановлении о привлечении Бифова А.А. в качестве обвиняемого и в обвинительном заключении (т.2 стр. 51; 128).

Допущенные судом первой инстанции нарушения уголовного и уголовно-процессуального законов при рассмотрении уголовного дела и постановлении приговора в отношении Бифова А.А., являются существенными, они повлияли на исход дела.

В связи с изложенным, президиум Верховного Суда Чеченской Республики приходит к выводу, что Бифов А.А. за совершение незаконного приобретения наркотических средств в крупном размере осужден незаконно и считает необходимым исключить из описательно- мотивировочной части приговора указание о совершении им незаконного приобретения наркотических средств в крупном размере.

В связи с уменьшением объема обвинения, подлежит снижению наказание, назначенное Бифову А.А. по ч. 2 ст. 228 УК РФ, и соответственно, подлежит снижению окончательное наказание, назначенное судом в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений.

Совокупность установленных судом смягчающих наказание Бифова А.А. обстоятельств - признание им вины, раскаяние в содеянном, наличие 2-х малолетних детей, а также участие в боевых действиях президиум Верховного Суда Чеченской Республики в соответствии с ч. 2 ст. 64 УК РФ признает исключительными обстоятельствами, существенно уменьшающими степень общественной опасности совершенного преступления, и считает возможным назначить наказание по ч. 2 ст. 228 УК РФ с применением ч.1 ст.64 УК РФ, то есть ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи Уголовного кодекса РФ.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, президиум Верховного Суда Чеченской Республики

постановил:

кассационную жалобу удовлетворить частично.

Приговор Октябрьского районного суда г. Грозного от 19 июля 2018 года в отношении Бифова Азамата Анатольевича, осужденного по ч. 2 ст. 228 и ст. 264.1 УК РФ, изменить.

Исключить из описательно-мотивировочной части приговора указание о совершении Бифовым Азаматом Анатольевичем незаконного приобретения наркотических средств в крупном размере.

В соответствии с ч. 2 ст. 64 УК РФ признать исключительными обстоятельствами, существенно уменьшающими степень общественной опасности совершенного преступления, совокупность установленных судом смягчающих наказание обстоятельств - признание Бифовым Азаматом Анатольевичем вины, раскаяние в содеянном, наличие 2-х малолетних детей, а также участие в боевых действиях.

В соответствии с ч. 1 ст. 64 УК РФ снизить назначенное Бифову Азамату Анатольевичу по ч. 2 ст. 228 УК РФ наказание в виде лишения свободы до 2 (двух) лет 9 (девяти) месяцев лишения свободы.

Назначенное по ст. 264.1 УК РФ наказание в виде 240 часов обязательных работ в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 71 и ч. 2 ст. 72 УК РФ пересчитать на лишение свободы из расчета: одному дню лишения свободы соответствует 8 часов обязательных работ, 240 часов обязательных работ соответствует одному месяцу лишения свободы, и назначить Бифову Азамату Анатольевичу в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем полного сложения наказаний окончательное наказание в виде 2 (двух) лет 10 (десяти) месяцев лишения свободы с лишением права управлять транспортными средствами на 1 год, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

В остальном приговор Октябрьского районного суда г. Грозного от 19 июля 2018 года в отношении Бифова Азамата Анатольевича оставить без изменения.

В соответствии с ч. 2 ст.401.3 УПК РФ настоящее постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Председательствующий А.С. Гардалоев


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка