ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2019 года Дело N 44Га-48/2019

Президиум Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего Хайруллина М.М.,

членов президиума Беляева М.В., Галиакберова А.Ф., Гафарова Р.Ф., Галимуллина И.С., Герасимова А.Ю., Гилманова Р.Р., Горшунова Д.Н., Курмашевой Р.Э., Романова Л.В.,

при секретаре судебного заседания Сафиной А.Р.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан на определение мирового судьи судебного участка N 3 по Лениногорскому судебному району Республики Татарстан от 17 октября 2018 года, определение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 20 декабря 2018 года по административному делу по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан о вынесении судебного приказа.

Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского, выслушав объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан Мельниченко А.Н., поддержавшей жалобу, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум

УСТАНОВИЛ:

Ильясов Т.Б. обратился к мировому судье судебного участка N 3 по Лениногорскому судебному району Республики Татарстан с заявлением о повороте исполнения судебного приказа, в обоснование требований указал, что судебным приказом мирового судьи от 1 июня 2018 года с Ильясова Т.Б. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 (далее - МРИ ФНС N 17) по Республике Татарстан взыскана задолженность по транспортному налогу в размере 4000 рублей, пени 98 копеек, а также государственная пошлина в сумме 200 рублей.

Данный судебный приказ был исполнен, с банковского счета заявителя взыскано 4000 рублей 98 копеек. Определением мирового судьи судебного участка N 3 по Лениногорскому судебному району Республики Татарстан от 15 августа 2018 года судебный приказ от 1 июня 2018 года отменен.

Ильясов Т.Б. просил произвести поворот исполнения судебного приказа мирового судьи судебного участка N 3 по Лениногорскому судебному району Республики Татарстан от 1 июня 2018 года, взыскать с МРИ ФНС N 17 по Республике Татарстан 4000 рублей 98 копеек.

Определением мирового судьи судебного участка N 3 по Лениногорскому судебному району Республики Татарстан от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения определением Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 20 декабря 2018 года, заявление Ильясова Т.Б. удовлетворено, с МРИ ФНС N 17 по Республике Татарстан в пользу Ильясова Т.Б. взыскано 4000 рублей 98 копеек.

В кассационной жалобе МРИ ФНС N 17 по Республике Татарстан просит определение мирового судьи судебного участка N 3 по Лениногорскому судебному району Республики Татарстан от 17 октября 2018 года, определение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 20 декабря 2018 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Ильясова Т.Б. Приводит доводы о том, что при рассмотрении административного дела судами неправильно применены нормы материального права.

МРИ ФНС N 17 по Республике Татарстан указывает, что транспортный налог и пени по нему, взысканные с Ильясова Т.Б., были обращены в доход бюджета Республики Татарстан, а не в доход налогового органа, который не приобретает на них право собственности, не имеет право использования указанных денежных средств по своему усмотрению и для собственных нужд, а лишь осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов. Возврат налогоплательщику сумм налога осуществляется из соответствующего бюджета территориальными органами Федерального казначейства по решению налогового органа.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 30 апреля 2019 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Татарстан.

Проверив материалы административного дела, президиум полагает, что судами первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, что в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены состоявшегося судебного акта в кассационном порядке.

В соответствии со статьей 361 Кодекса административного судопроизводства Российской если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в административном иске, либо административный иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, административному ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу административного истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.

Судами установлено, что судебным приказом исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 по Лениногорскому судебному району Республики Татарстан от 1 июня 2018 года с Ильясова Т.Б. была взыскана недоимка по транспортному налогу в размере 4000 рублей, пени в размере 98 копеек, а также государственная пошлина в сумме 200 рублей.

Судебным приставом-исполнителем Лениногорского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан на основании вышеназванного судебного приказа возбуждено исполнительное производство N 30560/18/16034-ИП, с банковского счета Ильясова Т.Б. взыскано 4000 рублей 98 копеек.

На основании заявления Ильясова Т.Б. определением мирового судьи судебного участка N 3 по Лениногорскому судебному району Республики Татарстан от 15 августа 2018 года судебный приказ от 1 июня 2018 года отменен.

Разрешая заявление о повороте исполнения судебного приказа, мировой судья, с позицией которого согласился и городской суд, исходил из положений статьи 351 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пришел к правильному выводу о том, что отмена судебного приказа является самостоятельным основанием для поворота исполнения судебного приказа, если на момент подачи заявления о повороте исполнения судебного приказа или при его рассмотрении судом не возбуждено производство по делу на основании поданного налоговым органом административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.

Вместе с этим первой и второй судебными инстанциями не учтено следующее.

Статья 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от налогов и сборов, иных обязательных платежей зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения в соответствии с нормативами, установленными бюджетным законодательством.

Органы Федерального казначейства осуществляют учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с расчетным документом, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).

Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы от транспортного налога, являющегося региональным налогом, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов.

Пункт 2 статьи 160_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям администратора доходов бюджета относит осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним (абзац второй); осуществление взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов (абзац третий); принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата (абзац четвертый).

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов (пункт 1 статьи 30), полномочны взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы (подпункт 9 пункта 1 статьи 31); обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения (подпункт 7 пункта 1 статьи 32).

Таким образом, на основании вышеприведенных нормативных правовых актов, излишне уплаченные или излишне взысканные налоги, сборы, пени и штрафы возвращаются налогоплательщику на основании решения налогового органа, являющегося администратором доходов бюджета, за счет средств соответствующего бюджета.

В связи с допущенными судом апелляционной инстанций существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход административного дела, принятое по делу определение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, правильно и в полном объеме определить значимые по делу обстоятельства, поставить на обсуждение вопросы, имеющие правовое значение для правильного разрешения дела, оценить представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и постановить законный и обоснованный судебный акт в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, президиум

ПОСТАНОВИЛ:

определение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 20 декабря 2018 года по данному делу отменить и направить дело на новое рассмотрение в Лениногорский городской суд Республики Татарстан в ином составе судей.

Председательствующий М.М. Хайруллин


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка