ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 4 апреля 2018 года N АКПИ18-73
[Об отказе в удовлетворении иска о признании недействующими пунктов 120, 123, 123_1, 123_3, 123_4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644]
(Извлечение)
___________________________________________________________________
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2018 года N АПЛ18-237 данное решение оставлено без изменения
___________________________________________________________________
Верховный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С., судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой A.M., при секретаре Ткачеве П.В., с участием прокурора Степановой Л.E., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" о признании недействующими пунктов 120, 123, 123_1, 123_3, 123_4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.
Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 6 августа 2013 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 12 августа 2013 г., N 32, действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2017 г. N 778.
Общество с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (далее - ООО "РВК-Воронеж") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 120, 123, 123_1, 123_3, 123_4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 10 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку перечень регулируемых видов деятельности и тарифов в сфере водоотведения является исчерпывающим, а установленные пунктами 120, 123, 123_1, 123_3, 123_4 Правил императивные положения определения размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, препятствуют ее определению по соглашению сторон и нарушают права административного истца начислять абонентам плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с условиями, определенными соглашением сторон.
Как указывает административный истец, ООО "РВК-Воронеж" является организацией, осуществляющей водоотведение, постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 25 декабря 2017 г. по делу N А14-592/2017 кассационная жалоба ООО "РВК-Воронеж" оставлена без удовлетворения, решение Арбитражного суда Воронежской области от 25 апреля 2017 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2017 г. - без изменения. В рамках указанного дела административный истец оспаривал решение Управления Федеральный антимонопольной службы по Воронежской области от 21 сентября 2016 г. и решение Федеральной антимонопольной службы от 14 декабря 2016 г. о нарушении ООО "РВК-Воронеж" установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренного Правилами холодного водоснабжения и водоотведения.
В суде представитель административного истца ООО "РВК-Воронеж" адвокат Каменская Т.А. поддержала заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 7 марта 2018 г. N СП-П9-1275).
Представитель Правительства Российской Федерации Попова О.В. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей ООО "РВК-Воронеж" адвоката Каменской Т.А., Правительства Российской Федерации Поповой О.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации и иных законов, указов Президента Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" относит утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения, размера и порядка компенсации расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения (статья 4, часть 10 статьи 7).
Реализуя предоставленные ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 июля 2013 г. N 644 утвердило Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила), которые регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.
Раздел VII Правил устанавливает порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 120 Правил в случае если по результатам контроля, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных пунктом 113 Правил, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле:
,
где:
П - размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, подлежащей уплате абонентом, без учета налога на добавленную стоимость (рублей). Плата вносится абонентом организации, осуществляющей водоотведение, в сроки и порядке, которые установлены договорами, на основании которых абонентом осуществляется водоотведение;
- коэффициент компенсации, составляющий при первичном нарушении 5, при повторном нарушении в течение года с момента совершения предыдущего нарушения по тому же показателю - 10, при последующих нарушениях в течение года по тому же показателю - 25;
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб/куб.м);
Q - объем сточных вод, сброшенных абонентом через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод за календарный месяц, в котором зафиксирован сброс веществ с нарушением запрета, установленного подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил (куб. метров). В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Q такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле, которая приведена в пункте 120 Правил, для случаев сброса сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения. Порядок определения размера расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства включает такие показатели, как коэффициент компенсации, тариф на водоотведение, действующий для абонента, объем сточных вод, отведенных абонентом за календарный месяц.
В соответствии с пунктом 123 Правил в случае сброса, в том числе в случае указания сброса в декларации, абонентом сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения без учета налога на добавленную стоимость в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций определяется по формуле (за исключением случаев исчисления платы в соответствии с пунктом 120 Правил):
где:
Макс(Ki) - максимальные из всех значений кратностей превышения фактической концентрации i-го загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод абонента над максимальным допустимым значением концентрации i-го загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод (далее - кратность превышения (Ki) по веществам (показателям), отнесенным к группе 1 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к Правилам, при этом кратность превышения (Ki) определяется по формуле, предусмотренной пунктом 123_1 Правил;
Сумм(Ki) - суммарные значения кратностей превышения (Ki) по веществам (показателям), отнесенным к группе 2 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к Правилам;
Макс(Ki) - максимальные из всех значений кратностей превышения (Ki) по веществам (показателям), отнесенным к группе 3 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к Правилам;
Сумм(Ki) - суммарные значения кратностей превышения (Ki) по веществам (показателям), отнесенным к группе 4 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к Правилам;
Ki - значение кратности превышения (Ki) по водородному показателю (рН), которое принимается равным соответствующему значению коэффициента воздействия указанного показателя свойств сточных вод согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к Правилам;
Ki, Ki, Ki, Ki - значения кратностей превышения (Ki) соответственно по температуре, летучим органическим соединениям, жирам, полихлорированным бифенилам;
Макс(Ki) - максимальные из значений кратностей превышения (Ki) по веществам, отнесенным к группе 5 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к Правилам;
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб./куб. метр);
Q - объем сточных вод, сброшенных абонентом через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод за календарный месяц, в котором зафиксировано превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев (при расчетах платы на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод) (куб. метров). При расчете платы на основании декларации указанные объемы сточных вод учитываются ежемесячно в течение срока действия декларации. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Q такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
В пункте 123 Правил содержится формула расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в случае сброса абонентом сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций.
Согласно пункту 123_1 Правил кратность превышения (Ki) определяется по формуле:
,
где:
ФК - фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод абонента, заявленные абонентом в декларации либо зафиксированные в контрольной пробе сточных вод абонента, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение, на конкретном канализационном выпуске (мг/куб.дм). При наличии у абонента нескольких канализационных выпусков в систему водоотведения и при отсутствии на них приборов учета сточных вод (за исключением случаев определения объемов сточных вод по данным баланса водопотребления и водоотведения) значение ФК определяется как усредненное значение концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по канализационным выпускам, на которых было зафиксировано превышение максимальных допустимых значений;
ДК - максимальное допустимое значение концентрации i-го загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к Правилам (мг/куб.дм);
KB - коэффициент воздействия загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к Правилам.
В пункте 123_3 Правил установлено, что в случае если в соответствии со сведениями о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения или городского округа, размещенными в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта - на сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), показатели состава и свойств питьевой воды, подаваемой организацией, осуществляющей в отношении абонента одновременно водоснабжение и водоотведение, превышают соответствующие значения согласно перечню, приведенному в приложении N 5 к Правилам, при расчете платы такого абонента за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за значение ДК принимаются значения указанных показателей питьевой воды, увеличенные в 1,1 раза.