АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 10 апреля 2018 года Дело N А55-1098/2018

Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 10 апреля 2018 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Черномырдиной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коториной М.В.,

рассмотрев в судебном заседании 28 марта - 04 апреля 2018 года (в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв) дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "ТрансСервис", г. Самара

к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, г. Самара

о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия

при участии в заседании

от заявителя - Якушенко А.А., доверенность от 20.12.2017, после перерыва - не явился, извещен,

от заинтересованного лица - не явился, извещен

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ТрансСервис" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с учетом замены ненадлежащего заинтересованного лица надлежащим в соответствии со статьей 47 АПК РФ о признании незаконным решения гостехнадзора Сергиевского района и обязании поставить на учет полуприцеп тракторный ПТ-1,8 ССМ с установкой заливщика швов ТМ-1,0.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, после перерыва не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в соответствии со статьей 123 АПК РФ.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в соответствии со статьей 123 АПК РФ.

В судебном заседании в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 28 марта 2018 года до 03 апреля до 11 час. 00 мин., с 03 апреля 2018 года до 04 апреля 2018 года до 14 час. 30 мин. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по адресу: http://www.samara.arbitr.ru.

После перерыва судебное заседание продолжено.

В соответствии со ст. ст. 156, 163 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя, заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.

Исследовав материалы дела, выслушав заявителя, оценив доводы, изложенные в заявлении, отзыве на заявление, суд считает требования не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 06.07.2017 ООО "ТрансСервис" приобрел Заливщик швов ТМ -1,0 БЗ (котёл мастичный) на базе тракторного прицепа (далее - полуприцеп тракторный) на основании договора купли-продажи N 763Л-Т от 06.07.2017 (л.д.5-8) для целей дальнейшей передачи его в лизинг в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга) имущества N763/Л/17 от 06.06.2017 (л.д.10-13).

31.08.2017 ООО "ТрансСервис" обратилось в Государственную инспекцию гостехнадзора Сергиевского района Самарской области с заявлением о постановке на государственный учет полуприцепа тракторного.

Государственной инспекцией гостехнадзора Сергиевского района Самарской области в постановке на государственный учет полуприцепа тракторного отказано по причине нарушения пунктов 2, 26 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники N100 от 18.08.2015 (л.д. 22).

09.11.2017 заявитель обратился в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области для обжалования решения Государственной инспекции гостехнадзора Сергиевского района от 31.08.2018.

Письмом от 13.11.2017 N2-20-01/1149 ООО "ТрансСервис" отказано в удовлетворении жалобы N 2-20-01/1149 от 13.11.2017 (л.д. 23).

Для защиты нарушенных прав Общество обратилось в Сергиевский районный суд Самарской области. Определением Сергиевского районного суда по делу N2а-957/2017 от 22.12.2017 производство по административному исковому заявлению прекращено в связи с подведомственностью данного спора Арбитражному суду Самарской области.

Данные обстоятельства послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.

С 01.01.2016 паспорт самоходной машины и других видов техники оформляется в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники" (далее - Решение N 100).

На основании подпункта 20 пункта 5 Порядка заполнения данной формы паспорта самоходной машины и других видов техники, утверждённого Решением N 100, в поле 26 вносится следующая запись: в поле 26 - государство-член, на территории которого машина предназначена для первичного обращения при условии подтверждения соответствия требованиям, установленным в этом государстве. При наличии документа об оценке соответствия машины требованиям технического регламента Союза или обязательным требованиям, установленным законодательством государств-членов до дня вступления в силу технического регламента Союза, в поле 26 приводится запись "Без ограничения обращения". Данная запись вносится изготовителем или уполномоченным органом (организацией) при первичном оформлении паспорта.

В поле 26 приводится также информация об изменении сведений, содержащихся в паспорте (с указанием реквизитов документа, подтверждающего факт изменения этих сведений). Такая информация указывается органом (организацией), уполномоченным на регистрацию, и может включать в себя информацию об изменении сведений о: собственнике (изменение наименования (фамилии, имени, отчества) собственника, его адреса); номерных агрегатах (замена двигателя, замена рамы) с указанием нового номера агрегата.

Внесение в поле 26 информации об изменении сведений, содержащихся в паспорте, при первичном оформлении паспорта изготовителем или уполномоченным органом (организацией) не допускается.

В поле 26 допускается указание сведений об идентификационном номере устройства (системы) вызова экстренных оперативных служб, таможенных ограничениях, а также об оплате утилизационного сбора;

Как следует из материалов дела, паспорт самоходной машины и других видов техники (далее ПСМ) RU СВ 176800 поле 26 (особые отметки) содержит следующие сведения: установлен шофзаливщик ТМ-1,0 БЗ, масса 1750, габариты: 4300x2280 заключение ИТЦ "ТЕСТ-СЕРВИС" N 27-17-14 от 21.07.2017 (л.д. 14-15).

Указанные сведения были внесены 21.07.2017 инспекцией города Кургана и Кетовского района Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Курганской области.

Пунктом 1.14 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) (утв. Минсельхозпродом РФ от 16.01.1995) установлено, что регистрационные действия, совершенные с нарушением законодательства и настоящих Правил, являются недействительными. Необходимо учесть, что на основании абзаца второго пункта 2 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, утвержденного Решением N 100, паспорт оформляется на полнокомплектную машину.

Как следует из отзыва Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, письмом от 18.10.2017 N 19/4431 Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России рассмотрено обращение государственной инспекции гостехнадзора Курганской области от 31.08.2017 N 08-25/15 и было разъяснено, что указание сведений о внесении изменений в текущую конструкцию не предусмотрено.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.

Судом установлено, что в ПСМ содержатся сведения, указанные инспекцией города Кургана и Кетовского района Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Курганской области, которые не предусмотрены для внесения в поле 26.

ООО "ТрансСервис" в заявлении указывает, что согласно действующему законодательству регистрация транспортных средств имеет исключительно учетное значение.

Суд считает данный довод несостоятельным ввиду следующего, на основании пункта 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 13.12.1993 N 1291 "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации" (далее - Постановление N 1291) основной задачей государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуется - гостехнадзор) является осуществление надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а в агропромышленном комплексе - за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией. Таким образом, регистрация техники в органах гостехнадзора предполагает комплекс мер, направленных на обеспечение соблюдения требований действующего законодательства.

ООО "ТрансСервис" ссылается на часть 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой право собственности у приобретателя возникает с момента её передачи, если иное не установлено законом или договором.

Между тем понятие "регистрация права" и "регистрация транспортного средства" не идентичны. Единственным основанием регистрации права собственности в настоящем случае, в соответствии с частью 2 статьи 218 ГК РФ является сделка купли-продажи, совершение которой должно быть подтверждено договором.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938) предусматривает, что государственная регистрация осуществляется в целях обеспечения полноты и учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации.

Регистрация транспортных средств как объектов движимого имущества устанавливается не в целях регистрации (возникновения, изменения, прекращения) вещных прав владельцев на них, а для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и осуществления технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации.

Таким образом, государственная регистрация автомототранспортных средств и самоходной техники является актом административным, носящим характер разрешения на безопасную техническую эксплуатацию транспортного средства, и с возникновением права собственности и регистрацией последнего не связана.

Регистрация транспортных средств, изменение регистрационных данных, связанная с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации (пункт 4 Постановления N938).

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 200 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая, что решение Государственной инспекции гостехнадзора Сергиевского района Самарской области об отказе в постановке на государственный учет полуприцепа тракторного от 31.08.2017 соответствуют закону и не привело к нарушению прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в силу статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении требований.

В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Судебные расходы распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ и относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

Е.В. Черномырдина

     Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка