Действующий

Верховный Суд Российской Федерации

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ СПОРАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 января 2017 года N 307-ЭС15-19016

В удовлетворении требования о взыскании с единоличного исполнительного органа убытков, причиненных его недобросовестными и неразумными действиями при заключении сделки, признанной судом ничтожной, не может быть отказано со ссылкой на неоконченное исполнительное производство, в рамках которого соответствующие убытки подлежали взысканию в пользу юридического лица с его контрагента

     (Извлечение)

Вступившим в законную силу определением арбитражного суда признана ничтожной (мнимой) сделка, на основании которой общество перечислило 12100 тыс. рублей компании, применены последствия недействительности сделки в виде обязания компании возвратить указанную сумму обществу.

В рамках дела о банкротстве общества конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с бывшего генерального директора общества (далее - директор) убытков, причинных в результате совершения данной мнимой сделки, в размере 19310 тыс. рублей реального ущерба (в том числе 12100 тыс. рублей убытков, вызванных перечислением компании денежных средств без надлежащего правового основания) и 8254855 руб. упущенной выгоды.

Определением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, в удовлетворении заявления отказано. Суды указали на недопустимость двойного возмещения в конкурсную массу одной и той же суммы, поскольку исполнительное производство в отношении компании о взыскании 12100 тыс. рублей не окончено.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ 23 января 2017 г. отменила названные судебные акты и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

При рассмотрении споров о возмещении причиненных обществу единоличным исполнительным органом убытков подлежат оценке действия (бездействие) последнего с точки зрения добросовестного и разумного осуществления им прав и исполнения возложенных на него обязанностей. Добросовестность и разумность при исполнении возложенных на директора обязанностей заключаются в принятии им необходимых и достаточных мер для достижения целей деятельности, ради которых создано юридическое лицо.

Как разъяснено в п.5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица", в случаях недобросовестного и (или) неразумного осуществления обязанностей по выбору и контролю за действиями (бездействием) контрагентов по гражданско-правовым договорам директор отвечает перед юридическим лицом за причиненные в результате этого убытки. При этом суд должен исследовать круг непосредственных обязанностей директора, обычную деловую практику и масштаб деятельности юридического лица.

Согласно ст.ст.170, 271 АПК РФ результат оценки доказательств, а также фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом, должны отражаться в судебном акте, принятом по существу спора.

В обоснование своих доводов о наличии и размере убытков конкурсный управляющий представил в суд платежные поручения, свидетельствующие о перечислении обществом денежных средств компании, а также судебные акты, подтверждающие отсутствие оснований для перечисления денежных средств. Суды не проверили доводы конкурсного управляющего (в том числе с учетом особенностей распределения бремени доказывания по данной категории дел) и не отразили результат проверки в судебных актах.

Судами не установлено, что общество получило возмещение своих имущественных потерь посредством применения к правоотношениям общества и компании последствий недействительности сделки. Следовательно, указание судами на неутраченную для общества возможность защитить свои права иным способом как обстоятельство, исключающее взыскание убытков с директора, нельзя признать обоснованным ввиду противоречия правовой позиции, содержащейся в п.8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица".

Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Бюллетень Верховного Суда

Российской Федерации,

N 1, январь 2018