Действующий

Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 марта 2019 года N 5-АПА19-24

[Об оставлении без изменения решения суда, которым удовлетворен иск об оспаривании отдельных положений перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость]

[Извлечение]



Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Зинченко И.Н., судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А. при секретаре Тимохине И.Е. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе правительства Москвы на решение Московского городского суда от 21 декабря 2018 года, которым удовлетворен административный иск акционерного общества "Капитал-Инвест" об оспаривании отдельных положений перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя правительства Москвы Федотова П.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя акционерного общества "Капитал-Инвест" Калиновского Д.В., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП определен перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций". Постановлением правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП из данного перечня исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды", и этот же перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года. Постановлением правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП из указанного перечня исключены слова "в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", и этот же перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года. Постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП названный перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года.

Под пунктом 18813 в перечень объектов недвижимого имущества на 2017 год включено здание с кадастровым номером 77:08:0004016:1010, находящееся по адресу: город Москва, проезд Досфлота, дом 10, строение 1. Это же здание под пунктом 19256 включено в перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год.

Акционерное общество "Капитал-Инвест", являющееся собственником указанного здания, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании приведенных норм недействующими, ссылаясь на их противоречие положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".

Решением Московского городского суда от 21 декабря 2018 года административный иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе правительство Москвы просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Против удовлетворения апелляционной жалобы акционерным обществом "Капитал-Инвест" и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.

При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что постановление правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, которым утвержден оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, а также последующие изменяющие его постановления правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП и от 28 ноября 2017 года N 911-ПП приняты в пределах полномочий правительства Москвы с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

Проверяя соответствие содержания перечней объектов недвижимого имущества в оспариваемых частях нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения названного выше здания в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с такими выводами суда первой инстанции согласилась.

Как видно из материалов настоящего административного дела, здание с кадастровым номером 77:08:0004016:1010 включено в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено и предусматривающего, по мнению правительства Москвы, размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ) в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества предусмотрены положениями статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", введенной Законом города Москвы от 20 ноября 2013 года N 63, вступившим в силу с 1 января 2014 года.

Согласно пункту 1 статьи 1.1 указанного закона города Москвы (в редакции, действовавшей до принятия закона города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв.метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Согласно этой же норме в редакции закона города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60 налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Согласно пункту 2 статьи 1.1 указанного закона города Москвы (в редакции, действовавшей до принятия закона города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв.метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно этой же норме в редакции закона города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60 налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв.метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Судом первой инстанции установлено, что здание с кадастровым номером 77:08:0004016:1010 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0004016:8 и видом разрешенного использования "эксплуатация банковского учреждения".

В соответствии с пунктом 3.2 постановления правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", действовавшего до 1 июня 2017 года, то есть действовавшего на момент определения оспариваемого перечня объектов недвижимого имущества на 2017 год (в редакции до принятия постановления правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-ПП), для определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка разрешенное использование данного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка. Данные Методические указания действовали до 31 октября 2017 года, то есть действовали на момент определения оспариваемого перечня объектов недвижимого имущества на 2017 год.

Согласно этой же норме постановления правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП в редакции постановления правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-ПП для определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".

Руководствуясь приведенными нормативными правовыми актами правительства Москвы, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с кадастровым номером 77:08:0004016:1010, однозначно не свидетельствует о том, что на земельном участке с таким видом разрешенного использования предусмотрено размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

В этой связи в соответствии с приведенными выше положениями закона города Москвы, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, здание с кадастровым номером 77:08:0004016:1010 могло быть включено в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества исходя из его фактического использования.

Между тем фактическое использование данного здания, как следует из материалов административного дела, на момент включения его в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества не устанавливалось.

Доводы представителя правительства Москвы о том, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с кадастровым номером 77:08:0004016:1010, позволяет предположить размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, основаны на неверном истолковании норм материального права, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" вид разрешенного использования земельного участка размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения должен именно предусматривать.

Таким образом, обжалуемое решение Московского городского суда Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы правительства Москвы - не влекущими отмену состоявшегося решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Московского городского суда от 21 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Москвы - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи



Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка