ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 марта 2019 года Дело N 44Га-5/2019

Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего: Литюшкина В.И.,

членов президиума Лукшина А.В., Мартышкина В.Н., Старинновой Л.Д., Сюбаева И.И.,

при секретаре Цыбульской М.Х.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ларина ФИО13 к Военному комиссариату Зубово-Полянского и Торбеевского районов Республики Мордовия, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Мордовия", военному комиссару Зубово-Полянского и Торбеевского районов Республики Мордовия Шлыкову Н.А. о признании незаконным решения призывной комиссии Зубово-Полянского района Республики Мордовия о выдаче справки взамен военного билета,

по кассационной жалобе Ларина С.В. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 13 июня 2018 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 20 сентября 2018 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Старинновой Л.Д., выслушав объяснения представителя Ларина С.В. - Калинкина Д.Н., действующего по ордеру N 38 от 14 марта 2019 г., поддержавшего доводы кассационной жалобы,

установил:

Ларин С.В. обратился в суд с указанным административным иском, в котором уточнив заявленные требования, просил признать незаконным решение призывной комиссии Зубово-Полянского района Республики Мордовия, оформленное протоколом N 7 от 23 апреля 2018 г., по передаче граждан, достигших 27-ми лет, на воинский учет ГПЗ, о признании не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований и обязать Военный комиссариат Республики Мордовия выдать ему военный билет.

В обоснование заявленного требования указал, что с 02 февраля 2005 г. состоял на воинском учете в военном комиссариате Зубово-Полянского района Республики Мордовия, с 14 сентября 2006 г. по 11 июля 2011 г. состоял на воинском учете в военном комиссариате г.Мытищи Московской области. От службы в армии не уклонялся, мероприятия по организации призыва на военную службу в отношении него не осуществлялись, повесток о призыве на военную службу не получал, зачисление его в запас в связи с достижением предельного возраста как не прошедшего военную службу без законных оснований с выдачей справки взамен военного билета является неправомерным и нарушает его права.

Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 13 июня 2018 г. в удовлетворении административного иска Ларина СВ. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 20 сентября 2018 г. указанное решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Ларин С.В. ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений и принятии нового судебного постановления об удовлетворении иска.

По запросу судьи от 25 декабря 2018 г. дело истребовано в Верховный Суд Республики Мордовия для проверки в кассационном порядке, и поступило 09 января 2019 г.

Определением судьи Верховного Суда Республики Мордовия Старинновой Л.Д. от 25 февраля 2019 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Мордовия.

Лица, участвующие в деле, и их представители о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились Ларин С.В. и его представитель Коцюбинский А.С., представители военного комиссариата Зубово-Полянского и Торбеевского районов Республики Мордовия, ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия", призывной комиссии Зубово-Полянского района Республики Мордовия, военного комиссариата городов Мытищи и Королев Московской области, военный комиссар Зубово-Полянского и Торбеевского районов Республики Мордовия Шлыков Н.А., о причинах неявки суд не известили и об отложении рассмотрения кассационной жалобы не ходатайствовали.

При таких обстоятельствах в соответствии с положениями части второй статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, президиум полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие указанных лиц и их представителей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, президиум находит, что имеются основания, предусмотренные законом, для удовлетворения кассационной жалобы.

Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие существенные нарушения норм материального права допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Ларин С.В. подлежал призыву на военную службу, однако военную службу не проходил, в период с 01 января 2014 г. по 06 ноября 2015 г. Ларин С.В. не был освобожден от призыва на военную службу, не получал на законных основаниях отсрочки от призыва на военную службу, не проходил альтернативную гражданскую службу, то есть не проходил военную службу без законных на то оснований, в связи с чем оспариваемое решение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву без законных на то оснований является правомерным.

При этом указал, что ненаправление ему повесток на мероприятия, связанные с призывом на военную службу правового значения не имеет, поскольку в соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" не требуется установления факта незаконного уклонения гражданина от прохождения военной службы, а необходимо установление отсутствия оснований для не прохождения военной службы по призыву предусмотренных статьями 23 и 24 данного Федерального закона.

Выражая несогласие с постановленными по делу судебными актами заявитель кассационной жалобы указывает на существенное нарушение судами норм материального права, ссылаясь на то, что повестки военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу ему не направлялись, в материалах личного дела призывника сведения о направляемых ему повестках отсутствуют, 11 июля 2011 г. он был снят с воинского учета в военном комиссариате городов Мытищи, Королев и Мытищинского района Московской области и 18 июля 2011 г. принят на воинский учет в военном комиссариате Зубово-Полянского района Республики Мордовия, о чем имеются соответствующие отметки в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, что судами учтено не было. После 01 января 2014 г. повесток с требованием явиться в комиссариат для призыва на военную службу не получал.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.

Пунктом 34 названного Положения предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Пунктом 17 этого же Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 названного выше Положения).

Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях ( пункт 19).

Организация призыва граждан на военную службу регламентирована положениями статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно пункту 1 которой призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата ( пункт 3 указанной статьи).

Согласно положений статьи 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы ( пункт1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований ( пункт 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 указанной статьи).

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к настоящей инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.

Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.

В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 этого же федерального закона).

Следовательно, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанное в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.

Как следует из материалов административного дела Ларин С.В., <дата> года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес>

Согласно удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, Ларин С.В. принят на воинский учет в Зубово-Полянский РВК Республики Мордовия 02 февраля 2005 г., с 14 сентября 2006 г. состоял на воинском учете в военном комиссариате г. Мытищи Московской области, которым 30 ноября 2006 г. ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 31 августа 2011 г. на время освоения программы в высшем учебном заведении и защиты диплома на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 55-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", отсрочек от призыва за период с 01 января 2014 г. по 06 ноября 2015 г. Ларину С.В. не предоставлялись.

11 июля 2011 г. на основании заявления Ларина С.В. о снятии с воинского учета и убытии по месту жительства по адресу: <адрес> он снят с воинского учета в ОВК г. Мытищи Московской области и 18 июля 2011 г. принят на воинский учет в РВК Зубово-Полянского района Республики Мордовия, о чем имеются соответствующие отметки в удостоверении гражданина подлежащего призыву на военную службу, указанные сведения также подтверждаются учетной картой призывника.

Из ответов Военного комиссара городов Мытищи, Королев и Мытищинского района Московской области М. Гаврилюка за исх. N к/2-912 от 21 мая 2018 г. следует, что на основании заявления призывника Ларина СВ. от 11 июля 2011 г. он снят с воинского учета в связи с убытием к новому месту жительства по адресу <адрес>, запросы о высылке личного дела призывника Ларина СВ. из военного комиссариата Зубово-Полянского и Торбеевского районов Республики Мордовия не поступали.

<дата> Ларин С.В. достиг возраста 27 лет.

Согласно приказу начальника отдела Военного комиссариата по городам Мытищи, Королев и Мытищинского района Московской области N 29/11 от 06 ноября 2015 г. Ларин С.В. зачислен в запас.

4 апреля 2017 г. Ларин С.В. обратился в военный комиссариат Зубово-Полянского и Торбеевского районов Республики Мордовия с заявлением о выдаче военного билета.

Согласно протоколу призывной комиссии Зубово-Полянского района Республики Мордовия N 7 от 23 апреля 2018 г. Ларин С.В. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислен в запас.

Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, а также установил требование о вызове граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, повестками военного комиссариата (статьи 1,5, абзац четвертый пункта 1 и пункт 3 статьи 26 Закона N 53-ФЗ).

Делая вывод, что Ларин С.В. до достижении им возраста 27 лет - <дата> состоял на воинском учете в ОВК по городам Мытищи, Королев и Мытищинского района Московской области и не состоял на учете в РВК Зубово-Полянского и Торбеевского районов Республики Мордовия с 18 июля 2011 г. ввиду противоречивости ответов военного комиссара по городам Мытищи, Королев и Мытищинского района Московской области, суд при рассмотрении данного административного иска не установил обстоятельства имеющие значение для дела, а именно на какой военный комиссариат была возложена обязанность осуществлять мероприятия по призыву Ларина С.В. на военную службу и были ли данные обязанности военным комиссариатом исполнены, не дал оценки тому обстоятельству, что согласно сведений удостоверения гражданина подлежащего призыву на военную службу с 18 июля 2011 г. Ларин С.В. состоял на учете в РВК Зубово-Полянского и Торбеевского районов Республики Мордовия и данные сведения недействительными не признаны.

Между тем материалы личного дела призывника Ларина С.В. не содержат сведений о направлении Ларину С.В. ни военным комиссариатом Зубово-Полянского и Торбеевского районов Республики Мордовия, ни военным комиссариатом по городам Мытищи, Королев и Мытищинскому району Московской области повесток на мероприятия, связанные с призывом на военную службу в юридически значимый период с 01 января 2014 г. по 06 ноября 2015 г.

По настоящему делу с учетом заявленных административным истцом требований, возражений административного ответчика, их правового и фактического обоснования, а также подлежащих применению норм материального права, в число имеющих значение для правильного разрешения дела и подлежащих доказыванию обстоятельств входит выяснение и установление каким военным комиссариатом должны были быть осуществлены мероприятия, связанные с призывом на военную службу Ларина С.В. в юридически значимый период с 01 января 2014 г. по 06 ноября 2015 г., соответственно, до достижения административным истцом возраста 27 лет, направлялись ли в указанный период под роспись Ларину С.В. повестки военного комиссариата для призыва на военную службу.

Однако судами указанные обстоятельства при разрешении дела не установлены, не определены в качестве юридически значимых, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки в судебных актах.

При таких обстоятельствах президиум находит, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые не могут быть устранены без отмены судебных постановлений и нового рассмотрения дела.

При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, разрешить возникший спор с учетом всех установленных по делу обстоятельств и требований материального и процессуального закона.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Республики Мордовия,

постановил:

решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 13 июня 2018 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 20 сентября 2018 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий В.И. Литюшкин


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка