ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 ноября 2018 года Дело N 44Га-7/2018

Президиум Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего - Семенова Р.З.

членов президиума - Байрамуковой И.Х., Матакаевой С.К., Нинской Л.Ю., Федотова Ю.В.

при секретаре Эрикеновой С.Р.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 06 июня 2018 года делу по исковому заявлению К. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики о защите прав участника долевого строительства.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Матакаевой С.К., выслушав объяснения представителя административного ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики Д., поддержавшей доводы жалобы, административного истца К. считавшую жалобу не подлежащей удовлетворению, президиум Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики,

УСТАНОВИЛ:

Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 19 марта 2018 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда КЧР от 06 июня 2018 года решение суда первой инстанции отменено с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. Судом постановлено:

- признать незаконным распоряжение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР от <дата> N... об отказе во включении административного истца в реестр пострадавших граждан.

- возложить на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР обязанность включить К. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов.

В кассационной жалобе, поданной 06 августа 2018 года, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда КЧР от 06 июня 2018 года ввиду нарушения судом апелляционной инстанции норм материального права.

14 августа 2018 года административное дело истребовано и 17 августа 2018 года поступило в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики.

В соответствии со ст.328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такого характера нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, <дата> между ООО "О." и К. заключен договор о долевом участии в строительстве дома. По условиям договора К. принимает участие в строительстве 36-квартирного жилого дома по адресу: <адрес> (пункт 1.1), а ООО "О." выделяет ей в указанном доме двухкомнатную квартиру (пункт 1.2).

В соответствии с условиями указанного договора К. выплачено ООО "О." <сумма> руб.

16 марта 2017 года определением Арбитражного суда КЧР К. включена в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений застройщика - ООО "О.", а именно: требование о передаче двухкомнатной квартиры N... на втором этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.

08 декабря 2017 года К. обратилась в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР с заявлением о включении ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, т.е. пострадавших граждан.

11 декабря 2017 года Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР вынесено распоряжение N... "О принятии решения о включении (отказе во включении) в реестр пострадавших граждан", которым отказано во включении К. в реестр пострадавших граждан со ссылкой на подпункт 1 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных Приказом N.../пр, в связи с несоответствием заявления критерию, установленному подпунктом 2 пункта 2 Правил, поскольку представленный административным истцом договор оформлен с нарушением требований Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Разрешая заявленные требования и оставляя их без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что договор участия в долевом строительстве от <дата> не зарегистрирован в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", что в силу подп.1 п.10 Правил является основанием для отказа во включении заявительницы в реестр.

Судебная коллегия с приведенными выводами суда не согласилась, указав, что К. полностью соответствует критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что несоблюдение установленного Федеральным законом N214-ФЗ требования о регистрации договора участия в долевом строительстве не может ограничивать право гражданина на предусмотренные этим Федеральным законом меры в случае нарушения его прав.

С данными выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Согласно ч.ч.4 и 7 ст.23 названного Федерального закона уполномоченный орган, в том числе устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, а также устанавливает правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.

Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Приказом Минстроя России от 12 августа 2016 года N560/пр утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (Приложение N1), а также Правила ведения реестра пострадавших граждан (Приложение N2).

В соответствии с п.10 приложения N2, устанавливающего исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении граждан в реестр, заявитель не подлежит включению в реестр, в том числе в связи с несоответствием его одному из критериев, установленных п.2 приложения N1.

В п.2 приложения N1 указан перечень критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан.

В частности, в силу подп.2 п.2 приложения N1 одним из таких критериев является привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N214-ФЗ.

В соответствии с ч.2 ст.1 и ч.3 ст.4 Федерального закона N214-ФЗ, привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в письменной форме и подлежащего государственной регистрации.

Исходя из вышеприведенных норм права, несоответствие заявителя хотя бы одному из установленных п.2 приложения N1 критериев, в том числе связанному с несоблюдением установленного Федеральным законом N214-ФЗ требования о регистрации договора участия в долевом строительстве, в соответствии с подп.1 п.10 Правил ведения реестра пострадавших граждан влечет невозможность включения заявителя в реестр пострадавших граждан.

Таким образом, с учетом приведенных выше положений закона, выводы суда апелляционной инстанции о незаконности отказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР во включении К. в реестр на основании подп.1 п.10 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, являются ошибочными.

Изложенные положения законодательства судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего спора применены не были, в связи с чем апелляционное определение нельзя признать отвечающим требованиям ч.1 ст.195 ГПК РФ и разъяснениям, содержащимся в п.п. 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" о законности и обоснованности судебных актов.

Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебного постановления.

Учитывая изложенное, в целях исправления допущенной судом апелляционной инстанции судебной ошибки, которая повлекла вынесение неправосудного судебного постановления, президиум признает апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда КЧР от 06 июня 2018 года вынесенным с нарушением норм материального права и подлежащим отмене, а решение Черкесского городского суда КЧР от 19 марта 2018 года соответствующим требованиям ч.1 ст.195 ГПК РФ и подлежащим оставлению в силе.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 329 КАС РФ, президиум Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики,

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 06 июня 2018 года - отменить.

Оставить в силе решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 19 марта 2018 года об отказе в удовлетворении исковых требований К. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики о защите прав участника долевого строительства.

Председательствующий подпись Р.З.Семенов


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка