ПРЕЗИДИУМ АМУРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2018 года Дело N 44Г-184/2018

Президиум Амурского областного суда в составе:

председательствующего Семёнова С.Н.,

членов президиума Абрамовой С.А., Бушманова А.П.,

Васильева О.Д., Петрова М.Г.,

при секретаре Агафоновой И.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Духанина И. А. на решение Благовещенского городского суда от 11 декабря 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 12 марта 2018 года по гражданскому делу по иску Духанина И. А. к УМВД России по Амурской области о понуждении произвести единовременную социальную выплату для приобретения (строительства) жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Амурского областного суда Шульга И.В., объяснения представителя УМВД России по Амурской области Мазиной Г.Г., действующей на основании доверенности от 22 июня 2018 года N 70, представителя ФГКУ "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Амурской области" Хвалеевой А.А., действующей на основании доверенности от 01 февраля 2018 года N 851/25-185, президиум

УСТАНОВИЛ:

Духанин И.А. обратился в суд с данным иском, в обоснование указав, что 22 мая 2003 года он был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий под N 96 в "Книге N 26 регистрационных заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий" УВД по Амурской области, в которой состоял на момент увольнения из органов внутренних дел Российской Федерации 15 декабря 2010 года. Сведений о снятии его с указанного учета не имеется. До настоящего времени жилым помещением не обеспечен, единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилья не получил, в связи с чем просил суд обязать ответчика произвести единовременную социальную выплату для приобретения (строительства) жилого помещения.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 11 декабря 2017 года в удовлетворении требований Духанина И.А. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 12 марта 2018 года данное судебное постановление оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в суд 05 июня 2018 года, Духанин И.А. просит данные судебные акты отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Считает что, он имеет право на спорную выплату, поскольку был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ОВД России по Амурской области до 01 марта 2005 года, с данного учета не снят и состоял на нем при увольнении со службы из органов внутренних дел Российской Федерации. Указывает, что оснований для его снятия с учета не имеется, поскольку службу он продолжал, в связи с чем он подлежит обеспечению единовременной социальной выплатой для приобретения (строительства) жилого помещения.

По результатам изучения кассационной жалобы определением судьи Амурского областного суда от 25 августа 2018 года кассационная жалоба с делом была передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, президиум приходит к следующему.

Как установлено судами, Духанин И.А. проходил службу в ОВД по Амурской области с 24 декабря 1996 года по 15 декабря 2010 года.

С 22 октября 2000 года по 31 июля 2006 года он проходил службу в отделе вневедомственной охраны при УВД г. Благовещенска и на основании рапорта от 22 мая 2003 года был зарегистрирован в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий от 13 ноября 1991 года N 26 (г. Благовещенск, ОВО при УВД г. Благовещенска) под N 96; в графе "предложение комиссии" указано "удовлетворено". В списках личного состава состоящих в очереди на получение и улучшение жилья Духанин И.А. числился с 1998 года по 2005 год.

Приказом УВД России по Амурской области от 27 июля 2006 года Духанин И.А. переведен (откомандирован) в Забайкальское УВД на транспорте для дальнейшего прохождения службы.

Приказом Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте от 15 декабря 2010 года Духанин И.А. уволен из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному п. "в" ст. 19 Закона РФ "О милиции" - по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (по инициативе сотрудника либо с его согласия).

После увольнения со службы истец обратился с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в Забайкальское ЛУ МВД России на транспорте. В ответ ему был разъяснен порядок обращения с указанным заявлением по месту постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В 2015 году Духанин И.А. обратился в ФГКУ ОВО УМВД России по Амурской области с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Решением комиссии ФГКУ ОВО УМВД России по Амурской области по учету сотрудников на получение единовременной социальной выплаты от 09 ноября 2015 года документы, представленные истцом, были возвращены в связи с тем, что его последним местом службы является Забайкальское ЛУ МВД России на транспорте. Также разъяснено право Духанина И.А. на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по последнему месту службы.

Согласно справке отдела организации тылового обеспечения УМВД России по Амурской области от 11 октября 2017 года истец с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в УМВД России по Амурской области не обращался.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 6 ст. 4 данного закона).

Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством РФ.

В соответствии с абз. 1 и 6 п. 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 (далее - Правила), в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят службу (проходили службу) сотрудники, осуществляется принятие на учет для получения единовременной выплаты граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел и принятых до 01 марта 2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствующих территориальных органах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иных федеральных органах исполнительной власти, в которых они проходили службу, - по последнему месту службы.

Предоставление единовременной выплаты осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены для сотрудников, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым до 01 марта 2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (абз. 1 и 3 п. 3 Правил).

Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении требований Духанина И.А., суды исходили из того, что доказательств постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по последнему месту службы в Забайкальском ЛУ МВД России на транспорте до 01 марта 2005 года истцом не представлено, в связи с чем предусмотренные абз. 1 и 6 п. 2 Правил условия, необходимые для признания за ним права по получение спорной выплаты, не соблюдены.

В силу ст. 31 ЖК РСФСР, действовавшего на момент постановки Духанина И.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, принятие граждан на данный учет производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 32 ЖК РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состояли на учете по месту работы, и никто из членов их семей не работал на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.

Таким образом, граждане, принятые по месту работы на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года сохраняли право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений, либо до наступления обстоятельств, являвшихся основанием для снятия с учета, одним из которых выступает прекращение трудовых отношений.

Статьей 16 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, действовавшего на момент прохождения службы истцом, предусмотрено перемещение сотрудника органов внутренних дел по службе на другие должности без его увольнения.

Тогда как ст. 57, 58 указанного Положения предусматривает прекращение службы в органах внутренних дел, в том числе путем увольнения.

Таким образом, действовавшее на момент прохождения истцом службы в органах внутренних дел законодательство предусматривало перемещение сотрудника по должностям, в том числе в другой орган внутренних дел, без прекращения служебных отношений.

Следовательно, применительно к правилам ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", п. 4 ч. 2 ст. 32 ЖК РСФСР сотрудники при перемещении в другой орган внутренних дел сохраняли ранее возникшее право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Однако судами данные положения учтены не были, вопрос о том, увольнялся ли истец со службы при поступлении на должность в Забайкальское ЛУ МВД России на транспорте, не исследовался. В связи с этим выводы о том, что он по последнему месту службы на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоял, являются преждевременными.

Кроме того, не согласившись с решением комиссии ФГКУ ОВО УМВД России по Амурской области по учету сотрудников на получение единовременной социальной выплаты от 09 ноября 2015 года о возврате Духанину И.А. поданных им для предоставления указанной выплаты документов, истец обратился в суд с настоящими требованиями к УМВД России по Амурской области. Каких-либо действий и актов Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте Духанин И.А. не оспаривал, с иском к данному территориальному органу внутренних дел Российской Федерации не обращался.

В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Однако в нарушение ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суды фактически рассмотрели законность отказа в предоставлении Духанину И.А. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Забайкальским ЛУ МВД России в отсутствие заявленных к нему требований.

Таким образом, допущенные судами нарушения норм материального и процессуального повлияли на выводы об отсутствии оснований для предоставления Духанину И.А. спорной выплаты и реализации им, тем самым, гарантированных Конституцией РФ жилищных прав, то есть на исход дела, в связи с чем они носят существенный, неустранимый характер и в силу ст. 387 ГПК РФ влекут отмену оспариваемых судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Благовещенского городского суда от 11 декабря 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 12 марта 2018 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Благовещенский городской суд.

Председательствующий С.Н. Семёнов


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка