КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 сентября 2018 года N 2265-О
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Рахметулловой Любови Алексеевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 15 части первой и частью второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, рассмотрев по требованию гражданки Л.А.Рахметулловой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Л.А.Рахметуллова оспаривает конституционность следующих положений статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС":
пункта 15 части первой, которым установлены дифференцированные в зависимости от группы инвалидности размеры ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
части второй, предусматривающей, что в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, выплачиваемую в твердых суммах в зависимости от степени утраты здоровья (группы инвалидности), распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан; размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца; для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Как следует из представленных материалов, заявительнице - вдове инвалида вследствие чернобыльской катастрофы было отказано в установлении указанной ежемесячной денежной компенсации как не находившейся на иждивении супруга и достигшей возраста 55 лет по истечении пяти лет после его смерти. Правильность такого отказа была подтверждена судами общей юрисдикции со ссылкой в том числе на оспариваемые положения.
По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции Российской Федерации, в частности ее статье 39 (часть 1), поскольку исключают возможность установления достигшим 50-летнего возраста вдовам инвалидов-чернобыльцев ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, в то время как пункт 3 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предоставляет им по достижении указанного возраста право на пенсию по случаю потери кормильца независимо от нахождения на иждивении умершего и времени, прошедшего со дня его смерти.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые законоположения, распространяющие на нетрудоспособных членов семьи инвалидов-чернобыльцев, находившихся на их иждивении, право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, и устанавливающие порядок определения ее размера, выступают элементами правового механизма возмещения указанной категории граждан вреда, причиненного смертью кормильца, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. При этом сами по себе они не конкретизируют условий предоставления данной выплаты членам семей инвалидов-чернобыльцев, поскольку не содержат определения понятия "иждивение" и не устанавливают критериев нетрудоспособности, в силу чего не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы в указанном в жалобе аспекте.
Разрешение же вопроса об унификации условий установления супругам инвалидов-чернобыльцев пенсий по случаю потери кормильца и ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью, на чем, как видно из жалобы, настаивает Л.А.Рахметуллова, составляет прерогативу федерального законодателя и не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Рахметулловой Любови Алексеевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка