МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 03 февраля 2020 года Дело N 3а-1412/2020
Московский городской суд в составе председательствующего
судьи Лебедевой И.Е.
при помощнике К.М.С.
с участием прокурора Ларионовой О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1412/2020 по административному иску * о признании недействующим в части нормативного акта постановления Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы"
установил:
Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 г. N 120-ПП (в редакции до 16.12.2019 года) подписанным Мэром Москвы и 14.04.2017 г. опубликованным на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, утверждены Правила землепользования и застройки города Москвы (далее - Правила) включающие в себя карты градостроительного зонирования территории города Москвы, где отражены границы санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ).
* обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28.03.2017 г. N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" в части установления санитарно-защитной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером *.
Административные исковые требования мотивированы тем, что 24 апреля 2019 года им подано в Комитет государственного строительного надзора города Москвы в соответствии со ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ уведомление <...> о планируемом строительстве индивидуального жилищного дома на принадлежащем истцу земельном участке, расположенном по адресу: *, с кадастровым номером *, вид разрешенного использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства.
08 мая 2019 года от Комитета государственного строительного надзора города Москвы в адрес истца поступило уведомление <...> от 30 апреля 2019 года о недопустимости размещения на земельном участке истца индивидуального жилищного дома, поскольку данный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны согласно вышеуказанным Правилам.
Как указывает административный истец, в установленном порядке размер санитарно-защитной зоны не рассчитывался и не устанавливался, поскольку таковая в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" подлежит утверждению главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации либо его заместителем, а не исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании * административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы, Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы * против удовлетворения административных исковых требований возражал по доводам письменного отзыва.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемое административным истцом отдельное положение нормативного правового акта на его соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшей заявленное требование подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в оспариваемом нормативном правовом акте в территориальной части Правил землепользования и застройки, книга 13, Троицкий административный округ г. Москвы, отражена ориентировочная санитарно-защитная зона для станции Бекасово-Сортировочное Московской железной дороги.
Административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером * по адресу: *. Земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
Письмом Комитета государственного строительного надзора г. Москвы от 30.04.2019 года административному истцу было отказано в предоставлении государственной услуги по оформлению разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером * по причине того, что он расположен в границах санитарно-защитных зон, где в соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
Данный отказ оспорен * в Дорогомиловском районном суде г. Москвы.
Административный ответчик факт вхождения земельного участка с кадастровым номером * в границы ориентировочной санитарно-защитной зоны станции Бекасово-Сортировочное не отрицал, указав, что в настоящее время участок истца в границы ориентировочной санитарно-защитной зоны не входит.
Действительно, распоряжением Москомархитектуры от 21.10.2019 года N 980 "Об уточнении правил землепользования и застройки города Москвы в отношении санитарно-защитной зоны объекта по адресу: г. Москва, д. Архангельское, ТАО" внесены изменения в карты градостроительного зонирования "Границы санитарно-защитных зон" Троицкого административного округа города Москвы. После внесенных изменений земельный участок истца не попадает в границы санитарно-защитной зоны.
Пунктом 3.34 постановления Правительства Москвы от 16.12.2019 N 1697-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" признаны утратившими силу карты градостроительного зонирования "Границы санитарно-защитных зон. Троицкий административный округ города Москвы", раздел 1, раздел 4 книги 13 территориальной части правил землепользования и застройки.
Устанавливая возможность проверки утратившего силу нормативного правового акта на предмет его соответствия нормам действующего законодательства, суд исходит из следующего.
В силу части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав и законных интересов.
Как следует из материалов дела иск подан 24.07.2019 года (в период действия оспариваемого нормативного правового акта), при этом оспариваемый истцом нормативный правовой акт применялся в отношении административного истца, поскольку именно на его основании истцу отказано в согласовании строительства жилого дома на принадлежащем ему участке, чем затронуты права и законные интересы истца.
Вышеприведенные обстоятельства, в силу части 11 ст. 213 КАС РФ препятствуют прекращению производства по делу.
Проверяя в порядке ч. 8 ст. 213 КАС РФ полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что предметом его регулирования являются общественные отношения в области градостроительной деятельности по вопросу градостроительного зонирования и территориального планирования.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (часть 1 статьи 4).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 4.1 ст. 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы в соответствии с положениями ч. 1 ст. 44 Закона города Москвы от 28.06.1995 г. "Устав города Москвы", является Правительство Москвы.
Статьей 7 Закона города Москвы от 25.06.2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" к полномочиям Правительства Москвы в области градостроительной деятельности отнесена организация разработки и утверждение правил землепользования и застройки, изменений правил землепользования и застройки.
Таким образом, Правительство Москвы, как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти города Москвы наделено достаточной компетенцией и полномочиями для принятия оспариваемого нормативного правового акта, что заявителем не оспаривается.
В соответствии с требованиями Закона города Москвы от 08.07.2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы" постановление Правительства Москвы от 28.03.2017 г. N 120-ПП подписано Мэром Москвы, официально опубликовано, его форма соответствует требованиям ст. 19 Закона города Москвы от 20.12.2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы".
Таким образом, суд находит, что оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт введен в действие и опубликован в установленном порядке.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии постановления Правительства Москвы от 28.03.2017 г. N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" (в редакции до 16.12.2019 года) законодательству, имеющему большую юридическую силу, в части распространения санитарно-защитной зоны станции Бекасово-Сортировочное Московской железной дороги на земельный участок с кадастровым номером *, суд приходит к следующему.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4 ГрК РФ), к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее также - СанПиН).
Так, разделом IV СанПиН предусмотрено, что установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (пункт 4.1).
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля (пункт 4.2).
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) (пункт 4.3).
Для промышленных объектов и производств, не включенных в санитарную классификацию, а также с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющими аналогов в стране и за рубежом, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, если в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух они относятся к I и II классам опасности, в остальных случаях - главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (пункт 4.8).