МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 01 августа 2019 года Дело N 3а-3427/2019

Московский городской суд в составе

председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю.,

установил:

при секретаре Г.Я.А.,

с участием прокурора Слободина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3427/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Фирма "Т" к Правительству Москвы о признании недействующим пункта 46 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", в редакции постановления Правительства Москвы от 27 марта 2019 года N 261-ПП,

установил:

Правительством Москвы от 11 декабря 2013 года принято постановление N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 17 декабря 2013 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, а также размещен 11 декабря 2013 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.

Подпунктом 1.2 пункта 1 названного постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (приложение 2).

В пункт 46 Перечня объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, включен "павильон" по адресу: ***.

Необходимо отметить, что указанный пункт 46 приложения 2 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП действует по настоящее время, в том числе в редакции постановления Правительства Москвы от 27 марта 2019 года N 261-ПП.

Общество с ограниченной ответственностью Фирма "Т" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующим пункта 46 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", в редакции постановления Правительства Москвы от 27 марта 2019 года N 261-ПП, с даты принятия нормативного правового акта.

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилого здания площадью 1274,1 кв. м с кадастровым номером *** по адресу: ***, и считает незаконным отнесение этого здания к самовольной постройке, поскольку здание введено в эксплуатацию в 1994 году, положения действующего на тот период Гражданского кодекса РСФСР не содержали правовых норм о признании самовольным строением нежилых зданий, право собственности на здание зарегистрировано за административным истцом в установленном законом порядке, здание не имеет признаков самовольной постройки, что установлено вступившими в законную силу решениями арбитражных судов.

В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью Фирма "Т" - В.М.Н., действующая по доверенности, поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - П.Е.А., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Суду пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Спорное нежилое здание включено в оспариваемый пункт приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП, поскольку обладает признаками самовольного строительства и размещен на земельном участке, не предоставленном (не отведенном) для целей строительства.

В соответствии с распоряжением префекта ВАО г. Москвы от 27 сентября 1994 года N 1404 и последующим распоряжением префекта ВАО г. Москвы от 22 августа 2005 г. N 1681-В-РП административному истцу был предоставлен земельный участок площадью 0,28 кв.м на условиях краткосрочного договора аренды от 12 мая 1999 г., от 25 августа 2005 г. для эксплуатации торгового комплекса, а не для целей строительства объекта недвижимости.

Таким образом, спорное здание отвечает признакам самовольной постройки, установленным статьей 222 Гражданского кодекса РФ.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования, суд приходит к выводу о правомерности заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:

- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из содержания постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП усматривается, что его положения приняты в целях защиты прав города Москвы при реализации правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации город Москвы как субъект Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города.

Пунктом 12 части 1 статьи 13 и частью 3 статьи 20 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" установлено, что к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится владение, пользование и распоряжение землей.

От имени Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции.

Положения части 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" предусматривают, что к полномочиям исполнительных органов государственной власти города Москвы в области землепользования и застройки в городе Москве в рамках их компетенции относятся управление и распоряжение землями, находящимися в собственности города Москвы, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.

В силу пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.

Согласно пунктам 2, 13 статьи 11, пункту 1 статьи 13 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти;

осуществляет управление в области земельных отношений;

разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования.

На основании приведенных норм права оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области землепользования и застройки в городе Москве и в целях совершенствования порядка выявления и пресечения незаконного (нецелевого) использования земельных участков.

Необходимо отметить, что этому обстоятельству неоднократно дана правовая оценка вступившими в законную силу решениями Московского городского суда.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, опубликован 17 декабря 2013 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, а также размещен 11 декабря 2013 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.

С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, он введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы".

Как усматривается из административного искового заявления и объяснений представителя административный истец не оспаривает соблюдение Правительством Москвы порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу.

Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Из буквального содержания оспариваемого в части нормативного правового акта усматривается, что основаниями для включения объекта капитального строительства в приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП являются:

- создание объектов недвижимого имущества на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции);

- создание объектов недвижимого имущества при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.

Согласно пункту 2.2 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков (приложение 1), утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП, под незаконно размещенным объектом недвижимости понимается - объект недвижимости, в отношении которого зарегистрировано право собственности и (или) сведения о котором внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, созданный при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) объекта капитального строительства и (или) при отсутствии разрешения на строительство либо с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Положения пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 339-ФЗ, действующего с 4 августа 2018 года, предусматривают, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Из пояснений административного ответчика усматривается, что "павильон" - спорное нежилое здание площадью 1274,1 кв. м с кадастровым номером *** по адресу: ***, включено в оспариваемый пункт 46 Перечня объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (приложение 2) (далее Перечень), по такому основанию как: нежилое здание создано на земельном участке, не предоставленном для целей строительства.

Как следует из материалов дела, спорное нежилое здание по адресу: ***, построено в 1994 году, пристроено в 1998 году, имеет общую площадь 1274,1 кв. м, здание двухэтажное, материал стен - металлические панели с утеплением, что подтверждается техническим и кадастровым паспортами на здание.

12 мая 1999 г. между Московским земельным комитетом и административным истцом заключен договор краткосрочной аренды земельного участка <...>, по условиям которого административному истцу предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером *** площадью 7357,4 кв.м по адресу: *** (***), для размещения и последующей эксплуатации объектов сервисного обслуживания: торговый комплекс "А", сроком на 5 лет.

29 июля 1999 года зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделок с ним право собственности административного истца на нежилое здание общей площадью 1274,1 кв.м по адресу: ***, запись регистрации <...>, на основании акта приемочной комиссии номер Б/Н от 13 февраля 1995 г., распоряжения супрефекта УМО "Вешняки" от 13 февраля 1995 г. N В-Р-95. 6 сентября 2002 года внесены изменения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделок с ним относительно площади объекта недвижимости (без изменения внешних границ и несущих конструкций) на основании выписки из протокола <...> от 11 марта 2002 г. МВК района Вешняки ВАО г. Москвы, утвержденного распоряжением главы районной управы района Вешняки ВАО г. Москвы от 15 марта 2002 г. N В-Р-537;

выписки из протокола <...> от 4 июня 2002 г. МВК района Вешняки ВАО г. Москвы, утвержденного распоряжением главы районной управы района Вешняки ВАО г. Москвы от 21 июня 2002 г. N В-Р-1231.

25 августа 2005 года между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и административным истцом заключен договор краткосрочной аренды земельного участка <...>, по условиям которого административному истцу предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером *** площадью 2996 кв.м по адресу: *** для эксплуатации торгового комплекса "А", сроком до 22 июля 2010 года.

Согласно пункту 1 договора аренды на земельном участке расположено двухэтажное капитальное строение.

После истечения срока договор аренды не перезаключен.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 10 апреля 2014 года по делу N А40-111381/13-7-1038 отказано Департаменту городского имущества города Москвы, префектуре ВАО г. Москвы в удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью Фирма "Т" о возложении обязанности снести самовольную постройку общей площадью 1274,1 кв.м по адресу: ***;

о предоставлении префектуре ВАО г. Москвы права осуществить снос самовольной постройки за счет ответчика.

Указанным решением арбитражного суда установлено, что общество с ограниченной ответственностью Фирма "Т" является собственником объекта торгового назначения общей площадью 1274,1 кв.м по адресу: ***, право собственности зарегистрировано 29 июля 1999 года на основании акта приемочной комиссии номер Б/Н от 13 февраля 1995 г.;

распоряжения супрефекта УМО "Вешняки" от 13 февраля 1995 г. N В-Р-95;

выписки из протокола <...> от 11 марта 2002 г. МВК района Вешняки ВАО г. Москвы, утвержденного распоряжением главы районной управы района Вешняки ВАО г. Москвы от 15 марта 2002 г. N В-Р-537;

выписки из протокола <...> от 4 июня 2002 г. МВК района Вешняки ВАО г. Москвы, утвержденного распоряжением главы районной управы района Вешняки ВАО г. Москвы от 21 июня 2002 г. N В-Р-1231.

При этом арбитражный суд признал необоснованными доводы Департамента городского имущества города Москвы, префектуры ВАО г. Москвы о том, что торговый комплекс возведен на земельном участке, не отводимым для указанных целей.

Распоряжением префекта ВАО г. Москвы от 27 сентября 1994 г. N 1404 обществу с ограниченной ответственностью Фирма "Т" предоставлен в пользование на условиях аренды земельный участок по адресу: ***, для разработки проектной документации и строительства торгового комплекса и благоустройство окружающей территории (п. 3.1).

В соответствии с указанным распоряжением, а также согласованной и утвержденной в архитектурно-планировочном управлении ВАО г. Москвы (АПУ ВАО) проектной документации обществом осуществлено строительство торгового комплекса "А" на МКАД. В период создания спорного объекта ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства (градостроительной деятельности) осуществлялось по правилам, установленным СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 21 апреля 1987 года.