Утверждена
постановлением
межведомственной комиссии
по делам несовершеннолетних
и защите их прав
при Правительстве
Челябинской области
от 7 декабря 2016 года N 8

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

I. Общие положения


1.1. Настоящая модельная программа разработана в соответствии с основными положениями:

Семейного кодекса Российской Федерации;

Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

Федерального закона Российской Федерации от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";

Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ);

Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";

Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года N 1916-р "Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";

постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";

постановления Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года N 334-П "О государственной программе Челябинской области "Дети Южного Урала" на 2014 - 2017 годы";

постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 24 ноября 2011 года N 701 "О принятии Концепции государственной семейной и демографической политики в Челябинской области на период до 2016 года";

модельной программы по внедрению социального сопровождения семей с детьми, разработанной Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

1.2. Модельная программа разработана для обеспечения единого подхода к организации социального сопровождения семьи с детьми на территории Челябинской области.

II. Основные понятия, используемые в модельной программе


Социальное обслуживание граждан - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.

Социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, - система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Социальное сопровождение - деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.

Семья, нуждающаяся в социальном сопровождении, - это граждане - члены семей, нуждающиеся в социальном обслуживании, в том числе (помимо предоставления социальных услуг) только в социальном сопровождении.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.

Поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

Индивидуальная программа социального сопровождения граждан - членов семьи - это документ, в котором отражена система мероприятий работы с гражданином по оказанию ему медицинской, педагогической, психологической, юридической и социальной помощи в целях выявления и устранения причин, послуживших основанием ухудшения условий его жизнедеятельности, снижения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Индивидуальная программа социального сопровождения граждан - членов семьи может являться составной частью индивидуальной программы социального обслуживания, дополняющей ее мероприятия, а также может быть самостоятельным документом в случаях, когда индивидуальная программа социального обслуживания не оформляется.

Индивидуальные программы социального сопровождения граждан - членов нуждающейся в таком виде социального обслуживания семьи направлены на повышение качества жизни семьи, преодоление ее неблагополучия, предотвращение лишения родительских прав, профилактику социального сиротства, отказов от ребенка, преодоление трудностей воспитания детей в семье, повышение психолого-педагогической компетентности родителей, социальное и психологическое оздоровление семьи, сохранение нравственного и физического здоровья несовершеннолетних, а также обеспечивать необходимые психолого-педагогические и социально-педагогические условия полноценной жизнедеятельности ребенка.

Адаптационный уровень социального сопровождения семей с детьми - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на обеспечение взаимного принятия и привыкания членов замещающей, молодой и иной семьи в течение первого года ее создания. Мероприятия адаптационного уровня сопровождения направлены на семьи с детьми со следующими признаками: первый год нахождения ребенка в замещающей семье (трудности в социальной адаптации ребенка к жизни в семье).

Базовый (профилактический) уровень социального сопровождения семей с детьми - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи семьям с детьми с целью предупреждения кризисной ситуации во взаимоотношениях. Мероприятия базового уровня социального сопровождения организовываются для семьи с детьми со следующими признаками: педагогическая безграмотность родителей (неразвитость родительских навыков и чувств, гиперопека или гипоопека); семья с несовершеннолетними детьми, один из которых отбывает наказание в местах лишения свободы; семья, восстановившаяся в родительских правах; временная нетрудоспособность или инвалидность одного из родителей; семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3 лет; семья с несовершеннолетними детьми, получающая государственную социальную помощь на основании социального контракта; семья с низким уровнем социализации и правовой компетенции.

Кризисный уровень социального сопровождения семей с детьми - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание семье с детьми специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям. Мероприятия кризисного уровня сопровождения организовываются для семьи с детьми со следующими признаками: нарушение межличностных отношений в семье (эмоциональная отверженность всех членов семьи); нарушение детско-родительских отношений (частые конфликты между родителем и ребенком); семья в процессе восстановления в родительских правах; семья в состоянии развода (ребенок является свидетелем семейных конфликтов, объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей, "орудием" разрешения семейных споров); пренебрежение нуждами ребенка (неудовлетворительное питание, несоблюдение правил предупреждения заболеваний и своевременного лечения ребенка).

Экстренный уровень социального сопровождения семей с детьми - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание помощи семье с детьми с целью предотвращения существующей угрозы для жизни ребенка, включая жестокое обращение. Социальное сопровождение на экстренном уровне осуществляется в отношении семей, находящихся в социально опасном положении, семей с детьми со следующими признаками: враждебное отношение к ребенку в семье (телесные повреждения, нанесенные любым взрослым членом семьи, эксплуатация ребенка в ущерб развитию личности ребенка); мать с новорожденным ребенком, имеющая намерение отказаться от ребенка; семья с риском отказа от приемного ребенка или ребенка-инвалида; несовершеннолетние родители (нежелательная беременность, отсутствие поддержки со стороны близких родственников, несовершеннолетняя мать-одиночка); длительное тяжелое заболевание и/или смерть одного из родителей в семье с детьми; семья с детьми, пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение, ураган и пр.).

III. Цель и задачи социального сопровождения семей с детьми


3.1. Основной целью социального сопровождения семей с детьми в организациях социального обслуживания является помощь в решении медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем, повышение качества их жизни, уровня социального обслуживания, в интересах предупреждения и преодоления семейного неблагополучия, сохранения семьи для ребенка.

3.2. Задачи:

- обеспечение тесного межведомственного и внутриведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми;

- обеспечение профилактики и/или преодоления кризисных ситуаций в семье, помощь в создании условий для успешной адаптации и социализации детей, содействие укреплению семьи;

- повышение психолого-педагогической компетентности родителей;

- обеспечение профилактики насилия, жестокого обращения, нарушения прав и законных интересов детей;

- создание условий для сокращения социального сиротства, отказов от детей в семье и в родильных домах, предотвращения лишения родительских прав;

- повышение психолого-педагогической компетентности родителей;

- создание условий для сокращения возвратов детей из приемных и замещающих семей в государственные учреждения;

- использование эффективных технологий и методик работы с семьей с детьми, направленных на активизацию ее внутренних ресурсов, снижение иждивенческих настроений, формирование чувства ответственности за воспитание детей и содействующих выходу семьи на самообеспечение путем заключения социальных контрактов.

IV. Принципы организации социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи, в Челябинской области


4.1. Социальное сопровождение семей с детьми организуется на принципах:

- добровольности, предполагающего уважение суверенитета семьи и самостоятельности ее членов в принятии решения о необходимости оказания им помощи посредством социального сопровождения и заключения договора с организацией социального обслуживания;

- комплексности, предусматривающего взаимосвязанное и последовательное осуществление мероприятий субъектами социального сопровождения по решению проблем семьи, затрудняющих выполнение ею обязанностей по содержанию и воспитанию детей;

- межведомственности, который предполагает достижение высокой степени согласованности действий между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями социального обслуживания населения, другими организациями социальной сферы, социально ориентированными некоммерческими организациями, местным сообществом и гражданами в решении проблем семьи с детьми, находящихся на социальном сопровождении;

- адресности и доступности, который предполагает предоставление социального сопровождения тем семьям с детьми, которые в нем действительно нуждаются для преодоления конкретной жизненной ситуации, затрудняющей жизнедеятельность ребенка в семье;

- конфиденциальности, в соответствии с которым не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера, или служебной информации о семье, находящейся на сопровождении, лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей;

- непрерывности, гарантирующий оказание содействия семье в процессе сопровождения на всех этапах помощи, вплоть до полного решения проблемы;

- рекомендательного характера предлагаемых механизмов решения трудной жизненной ситуации, обусловившей нарушение или угрозу нарушения прав ребенка, предусматривающий самостоятельность принятия решений семьей по актуальным для нее проблемам;

- эффективности, предполагающий учет соизмеримости используемых финансовых, инфраструктурных, человеческих ресурсов с ожидаемым результатом социального сопровождения семьи с детьми, а также учет необходимости активизации собственных ресурсов семьи для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности ребенка.

V. Категории семей с детьми, нуждающихся в социальном сопровождении


5.1. Семью, нуждающуюся в социальном сопровождении, составляют граждане - члены семьи, нуждающиеся в помощи посредством организации социального сопровождения или нуждающиеся в предоставлении социальных услуг и социального сопровождения.

5.2. Социальное сопровождение, исходя из обстоятельств, указанных в п. 5.3 настоящей Программы, может осуществляться в отношении следующих семей с детьми:

- замещающей;

- воспитывающей детей-инвалидов;

- воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3 лет;

- многодетной;

- малообеспеченной (с низким уровнем дохода);

- имеющей намерение отказаться от ребенка (в том числе от новорожденного);

- с одним родителем, воспитывающим несовершеннолетних детей;

- находящейся в социально опасном положении;

- переселенцев, беженцев;

- с несовершеннолетними детьми, в которых один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью.

5.3. Обстоятельствами, обуславливающими нуждаемость в социальном сопровождении членов семей с детьми, являются:

- отсутствие работы у родителей (иных законных представителей);

- кризис детско-родительских отношений в семье, в том числе пренебрежение нуждами детей;

- наличие признаков насилия, жестокого обращения родителей (иных законных представителей) с ребенком (детьми), включая физическое, психическое, сексуальное насилие;

- отсутствие у ребенка (детей) необходимой одежды, регулярного питания;

- несоблюдение в семье с детьми санитарно-гигиенических условий проживания;

- полная или частичная утрата родителями контроля за поведением детей;

- неудовлетворенная потребность в оказании специализированной медицинской помощи детям;

- неудовлетворенная потребность детей-инвалидов в создании доступной среды проживания, профессиональном обучении;

- конфликт в семье родителей с детьми, угрожающий жизни детей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»