СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 ноября 2017 года Дело N 33а-4583/2017
г. Ульяновск 14 ноября 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Королёвой А.В.,
судей Смирновой Ю.В., Трифоновой Т.П.,
при секретаре Бешановой Э.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 июля 2017 года, с учетом дополнительного решения от 03 августа 2017 года и определения об исправлении описки того же суда от 06 сентября 2017 года, по которому постановлено:
административный иск Мавлютова Альберта Фарисовича, Лопаевой Зульфири Фарисовны к администрации города Ульяновска о признании частично недействующим нормативного правового акта удовлетворить.
Признать проект планировки территории Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск», утвержденный постановлением мэрии города Ульяновска Ульяновской области от 29 июня 2010 г. № 3242 «Об утверждении проекта планировки территории Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск» (за исключением территории центральной части г. Ульяновска, площадью 1500 га)», не действующим со дня принятии в части утверждения границы «красной линии» по земельному участку общей площадью 567 кв.м с кадастровым номером ***, расположенному по адресу: г.У***, Л***, ул. П***, д. 109/1.!*** по адресу: г. У***, ул. П***, ***.
В обоснование административного искового заявления указали, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону они являются собственниками домовладения и земельного участка, распложенных по адресу: г. У***, ул. П***.
13.01.2014 произведено уточнение местоположения границ и площади земельного участка.
Жилой дом построен их отцом на основании рабочего проекта от 1998 г. и расположен на земельном участке площадью 567 кв.м.
В составе домовладения имеется пристрой (литер А 2) площадью 26, 6 кв.м, который в составе наследственного имущества перешел в их собственность. В границах существующего земельного участка Мавлютовым А.Ф. была построена баня на месте ранее возведенных двух сараев. Жилой дом с учетом пристроя (литер А2) расположен в пределах фактических и юридических границ земельного участка.
Весной 2017 г. Мавлютов А.Ф. обратился в администрацию города Ульяновска с целью получения градостроительного плана для получения разрешения на реконструкцию объекта недвижимости - индивидуального жилого дома. 20.03.2017 был составлен градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: г. У***, ул. П***1 из которого следует, что границы допустимого размещения реконструированного объекта уменьшены и не совпадают с границами уже имеющегося строения по причине прохождения красной линии по земельному участку, а также по стене дома со стороны ***. Д***.
В связи с изложенным, они не могут заказать проект реконструкции, так как проектная организация может составить проект в соответствии с которым реконструированный объект не заходит за границы зоны допустимого размещения домовладения согласно градостроительному плану ***. Они лишены возможности в установленном порядке произвести реконструкцию своего домовладения.
Судом в качестве административного ответчика привлечен Глава города Ульяновска Панчин С.С., в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, Управление муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска не соглашаются с решением, просят его отменить как незаконное, необоснованное.
В обоснование жалобы указывают, что неправильно применены нормы материального права и определены юридически значимые обстоятельства.
Оспариваемое постановление принято в пределах полномочий, предоставленных Главе администрации города Ульяновска и вступило в законную силу с момента его официального опубликования в газете «Ульяновск сегодня». В соответствии с проектом планировки территории Ленинского района МО «город Ульяновск», земельный участок с кадастровым номером *** по ул. П***1, площадью 567, 2 кв.м, частично расположен за пределами утвержденных в составе проекта красными линиями, на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций - территории городских магистральных улиц и дорог районного значения. Утверждение красных линий никак не отражается на правовом режиме земельного участка, и заявитель в связи с установлением красных линий не лишен прав владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Доказательств того, что красная линия пересекает объект капитального строительство не представлено.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Мавлютова А.Ф. - Маслихова Т.В., прокурор Ленинского района города Ульяновска не соглашаются с доводами апелляционной жалобы, считают решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание не явились Лопаева З.Ф., Мавлютов А.Ф., представители Управления муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска, Глава города Ульяновска, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В ходе рассмотрения дела установлено, что административные истцы Мавлютов А.Ф. и Лопаева З.Ф. являются собственниками недвижимого имущества - по 1/2 доли каждый жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: г.У***, ул. П*** на основании свидетельства о праве на наследство по закону *** от 26.09.2003.
Также судом первой инстанции установлено, что в соответствии с проектом планировки территории Ленинского района МО «город Ульяновск» (за исключением территории центральной части г.Ульяновска, площадью 1500 га), утвержденного Постановлением Мэрии города Ульяновска Ульяновской области от 29.06.2010 № 3242 «Об утверждении проекта планировки территории Ленинского района МО «город Ульяновск», земельный участок с кадастровым номером *** по ул. П*** частично расположен за пределами утвержденной в составе проекта красной линии, на территории общего пользования.
Факт прохождения красной линии по земельному участку с кадастровым номером ***, а также по стене дома со стороны ***. Д*** (обозначенного на плане лит. А2), в суде первой инстанции представителем ответчика не оспаривался.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истцов в части признания недействительным постановления мэрии города Ульяновска Ульяновской области от 29.06.2010 № 3242 «Об утверждении проекта планировки территории Ленинского района МО «город Ульяновск» (за исключением территории центральной части г.Ульяновска, площадью 1500 га), в части утверждения красной линии, проходящей по земельному участку по ул. П*** в г.У***
Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16, ч.1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 1 и 3 ч.3 ст. 8, ч. 1 ст.24 и ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования с установлением границ территориальных зон. Границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, сложившейся планировки территории и существующего землепользования и должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне (подп. 1 и 4 ч.1 ст. 34, ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Градостроительные регламенты, каждый из которых действует в пределах границ соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования, определяют правовой режим земельных участков равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч. 1 и 3 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (ч. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления (п.3 ч.1 ст.18, ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно подп. «б» п.1, п. 3 ч.5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. В частности, к таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Красные линии утверждаются в составе проекта планировки территории (подп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях реализации положений документов территориального планирования (п.1 ч.1 ст.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и утверждается главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа (ч.13 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 № 18-30 «РДС 30-201-98», проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается в составе градостроительной документации либо в виде отдельного документа. При этом вне зависимости от способа его утверждения проект красных линий выполняется в виде отдельного чертежа, после утверждения которого красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий. В том случае, если красные линии установлены до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий, чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункты 3.8, 4.1, 4.2, 4.3, 4.7 и 4.8 Инструкции).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 25.02.2016 № 242-О, разъяснил, что порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 06.04.1998 № 18-30).
Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.
До принятия оспариваемого постановления красные линии в отношении земельного участка по адресу: г. У***, ул. П*** не устанавливались.
В данном случае красная линия установлена без учета существующего жилого дома и границ земельного участка по ул. П*** в г.У***.
Доводы апелляционной жалобы о том, что установление красной линии не нарушает права истцов, поскольку не препятствует им в использовании земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования, являются несостоятельными.
Красные линии по ***. Д*** были утверждены администрацией г.Ульяновска без учета границ земельного участка, принадлежащего истцам, чем нарушены их права. Данное нарушение должно быть устранено.
Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 июля 2017 года, с учетом дополнительного решения от 03 августа 2017 года и определения об исправлении описки того же суда от 06 сентября 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка