СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 октября 2017 года Дело N 33-4623/2017

город Ульяновск 31 октября 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

с участием прокурора Сальникова А.А.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Карсунского районного суд Ульяновской области от 23 августа 2017 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской области в интересах Телегиной Дарьи Евгеньевны к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Телегиной Дарьи Евгеньевны, *** года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Телегину Дарью Евгеньевну, *** года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенным в *** Ульяновской области.

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Сальникова А.А.,   возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Сурского района Ульяновской области, действуя в интересах Телегиной Д.Е., обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Сурского района Ульяновской области проведена проверка исполнения законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что Телегина Д.Е., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать Т*** Н.А. решением Сурского районного суда Ульяновской области от ***2005 лишена родительских прав в отношении дочери, сведения об отце внесены в запись акта о рождении Телегиной Д.Е. на основании заявления матери.

Постановлением Главы Сурского района Ульяновской области от ***.2005 № *** над несовершеннолетней Телегиной Д.Е. была учреждена опека, опекуном назначена Т*** Р.С.

Пунктом 2 указанного постановления за Телегиной Д.Е. сохранено право на жилое помещение по адресу: ***.

Постановлением администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области от ***.2010 № *** пункт 2 постановления Главы Сурского района Ульяновской области от ***5.2005 № *** отменен.

Постановлением администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области от ***.2010 № *** Телегина Д.Е. поставлена на учет и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа, поставленных на учет в целях обеспечения жилыми помещениями на территории муниципального образования «***н».

Жилых помещений в собственности и пользовании по договору социального найма Телегина Д.Е. не имеет.

Решением координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области от ***2014 Телегина Д.Е. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Просил признать незаконным бездействие Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Телегиной Д.Е.  специализированным благоустроенным жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения, обязать ответчика обеспечить Телегину Д.Е. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в *** Ульяновской области.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что жилое помещение не представлено истице по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление Телегиной Д.Е. первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, нарушает права других лиц, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Телегина Д.Е., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Её мать Т*** Н.А. решением Сурского районного суда Ульяновской области от ***.2005 лишена родительских прав в отношении дочери, сведения об отце внесены в запись акта о рождении Телегиной Д.Е. на основании заявления матери.

Постановлением Главы Сурского района Ульяновской области от ***.2005 № *** над несовершеннолетней Телегиной Д.Е. была учреждена опека, опекуном назначена Т*** Р.С.

Пунктом 2 указанного постановления за Телегиной Д.Е. сохранено право на жилое помещение по адресу: ***.

Постановлением администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области от ***.2010 № *** пункт 2 постановления Главы Сурского района Ульяновской области от ***2005 № *** отменен.

Постановлением администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области от ***.2010 № *** Телегина Д.Е. поставлена на учет и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа, поставленных на учет в целях обеспечения жилыми помещениями на территории муниципального образования «***».

В настоящее время Телегина Д.Е. зарегистрирована по адресу: ***, в жилом помещении, принадлежащем её опекуну.

Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области и Ульяновского областного государственного унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации» Телегина Д.Е. собственником объектов недвижимости не является.

Решением координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области от ***.2014 Телегина Д.Е. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что истица не обеспечена жилым помещением. При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской области, действующего в интересах Телегиной Д.Е., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истица, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Карсунского районного суд Ульяновской области от 23 августа 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:  

 


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка