СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 октября 2017 года Дело N 33-4576/2017

город Ульяновск 31 октября 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

при секретаре  Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Министерства внутренних дел Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 июля 2017 года, по которому постановлено:

Исковые требования Фединой Татьяны Викторовны удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Фединой Татьяны Викторовны с Министерства внутренних дел Российской Федерации задолженность по денежному содержанию в размере 120 699 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 25 611 руб. 04 коп., компенсацию за задержку выплаты денежного содержания в размере 10 724 руб. 92 коп., компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.

Решение суда в части взыскания в пользу Фединой Татьяны Викторовны с Министерства внутренних дел Российской Федерации задолженности по денежному содержанию в течение трех месяцев в размере 80 466 руб. обратить к немедленному исполнению.

В иске к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, Ликвидационной комиссии Федеральной миграционной службы отказать.

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителей ответчиков Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области Кураповой Н.Е., Халитовой А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, истицы Фединой Т.В., ее представителя Артемовой С.Т., возражавших против доводов жалобы, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Федина Т.В. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области о взыскании задолженности по денежному содержанию.

В обоснование исковых требований Федина Т.В. указала, что являясь *** ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области и замещая должность государственной гражданской службы Российской Федерации, с 01.01.2017 не получает заработную плату в размере, соответствующем денежному вознаграждению по замещаемой должности.

Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднена Федеральная миграционная служба, её функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 1025-р Министерству финансов Российской Федерации поручено предусмотреть финансирование мероприятий, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) и социальных гарантий федеральным государственным гражданским служащим упраздняемой ФМС России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФМС России и её территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям до завершения ликвидационных мероприятий.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 01.07.2017. Ответственным за завершение ликвидационных мероприятий, финансовое обеспечение расходов, связанных с их выполнением определено МВД России. В этой связи ликвидационные комиссии ФМС России и территориальных органов ФМС России с 01.01.2017 по настоящее время продолжили выполнять ликвидационные мероприятия в полном объеме.

Однако, несмотря на принятое решение об определении до 31.12.2016 организационно-правовой формы ликвидационных комиссий, в том числе порядок назначения сотрудников и работников, а также организацию их содержания, указанное решение до настоящего времени не выполнено. В нарушение действующего законодательства заработная плата за период с 01.01.2017. по настоящее время истице не выплачена.

Просила с взыскать с УМВД России по Ульяновской денежное вознаграждение в размере 300 699 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 25 611, 04 руб., компенсацию за задержку выплаты заработной платы с 01.02.2017 в размере 21 259, 87 руб., компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации, Ликвидационная комиссия Федеральной миграционной службы, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство финансов Российской Федерации.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней МВД России не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обосновании жалобы указывает, что Федина Т.В. проходила службу в ФМС России, которая являлась самостоятельным федеральным органом исполнительной власти. В трудовых отношениях с МВД России истица не состояла и была уволена приказом ФМС России от 16.05.2017 № *** в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Таким образом, полагает, что прекращение трудовых отношений с УФМС России по Ульяновской области в связи с ликвидацией указанного органа, не порождает для Фединой Т.В. трудовых прав в других органах исполнительной власти, в частности УМВД России по Ульяновской области. При этом взыскание задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации за задержку выплаты денежного содержания, компенсации морального вреда может быть осуществлено МВД России только при условии наличия между истицей и МВД России трудовых отношений в период образования соответствующей задолженности. Указывает, что в материалы гражданского дела доказательств о нахождении Фединой Т.В. в трудовых отношениях с МВД России не представлено. Кроме того считает не соответствующим установленным обстоятельствам дела и противоречащим трудовому законодательству вывод суда о том, что именно МВД России, в чьем бюджете предусмотрено финансовое обеспечение ликвидационных мероприятий, в том числе осуществление материально-технического и информационного обеспечения деятельности ликвидационных комиссий, несет обязанность по осуществлению выплат денежного содержания членам ликвидационных комиссий территориальных органов ФМС России, не принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Обращает внимание, что МВД России не является учредителем (участником), органом, принявшим решение о ликвидации в отношении ФМС России. И является правопреемником только по переданным полномочиям и функциям миграционной службы. Взыскание с МВД России штрафных санкций и компенсации морального вреда по заявленным требованиям считает противоречащим действующему законодательству. Считает, что ответчиком по данному делу является ликвидационная комиссии ФМС России, поскольку Федина Т.В. состояла в трудовых отношениях с Центральной ликвидационной комиссией ФМС России.

Кроме того, решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права, негативно отражается на финансово-экономической деятельности МВД России. В частности, оплата требований, содержащихся в предъявленных исполнительных документах, за счет средств федерального бюджета, выделенных МВД России, будет являться нецелевым использованием средств федерального бюджета, что может повлечь в дальнейшем финансовые санкции. Полагает, что у МВД России отсутствовали правовые основания оплаты труда Фединой Т.В., поскольку оплата МВД России труда членов ликвидационной комиссии УФМС России по Ульяновской области противоречит принципам адресности и целевого характера бюджетных средств, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Принимая во внимание, что финансовое обеспечение расходов, связанных с ликвидационными мероприятиями по упразднению ФМС России осуществляется за счет сметы МВД России, оплата труда возможна только при наличии у МВД России с членами ликвидационных комиссий трудовых правоотношений. При этом в адрес МВД России и УМВД России по Ульяновской области не поступала для согласования требуемая информация по персональному составу ликвидационной комиссии УФМС России по Ульяновской области для дальнейшей работы по оформлению с каждым работником трудовых отношений. Кроме того указывает, что в нарушение Трудового кодекса Российской Федерации председатель ликвидационной комиссии УФМС России по Ульяновской области, осуществив в декабре 2016 года причитающиеся при увольнении выплаты и компенсации, фактически не уволил, а продолжил служебные отношения с членами ликвидационной комиссии. При этом полученное истицей четырехмесячное денежное содержание не было возвращено работодателю, в связи с чем требование Фединой Т.В. о взыскании денежной компенсации за задержку выплаты денежного содержания и морального вреда считает несоответствующим требованиям законности и справедливости.

В возражении на апелляционную жалобу Федина Т.В. полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Ликвидационной комиссии Федеральной миграционной службы, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,   Министерства финансов Российской Федерации, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Федина Т.В. с ***04.2011 замещала должность государственной гражданской службы ***  УФМС России по Ульяновской области.

Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная миграционная служба упразднена.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 1025-р определены полномочия председателя ликвидационной комиссии ФМС России, установлен срок завершения ликвидационных мероприятий УФМС России - до 31.12.2016, материально-техническое и информационное обеспечение деятельности ликвидационных комиссий ФМС России возложено на МВД России.

Распоряжением ФМС России от 01.06.2016 утвержден состав ликвидационной комиссии УФМС России по Ульяновской области, *** которой назначена Федина Т.В.

Приказом  УФМС России по Ульяновской области от ***12.2016 № *** л\с Федина Т.В, ***.12.2016 освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы в соответствии с п.8.3 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2016 № 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 01.07.2017,   МВД России определено федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России и ФСКН России. В пункте 4 распоряжения указано, что финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными настоящим распоряжением, произвести в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете.

В соответствии с указанием ФМС России от 28.12.2016 № НС-1020 приказ УФМС России по Ульяновской области от ***12.2016 № *** л\с отменен, Федина Т.В. продолжила исполнять возложенные на нее, как на ***  ликвидационной комиссии, обязанности, связанные с ликвидацией УФМС России по Ульяновской области, прохождение службы не приостанавливала.

УФМС России по Ульяновской области прекратило деятельность 12.05.2017 в связи с ликвидацией юридического лица. Приказом ФМС России от 16.05.2017 № *** л\с в соответствии с п.8.3 (упразднение государственного органа) ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» Федина Т.В. ***.05.2017 освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы.

Ссылаясь на то обстоятельство, что в период с 01.01.2017 по 17.05.2017 денежное довольствие не выплачивалось, истица обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее - Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156) упразднена Федеральная миграционная служба (далее - ФМС) (пункт 1 Указа). МВД России переданы функции и полномочия упраздняемой ФМС, а также штатная численность упраздняемой службы, сокращенной на 30% (пункт 2 Указа).

Пунктом 3 Указа Президента РФ от 05.04.2016 № 156 установлено, что МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанной сфере; является правопреемником упраздняемой ФМС, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. Предписано завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа,   до 01.06.2016  (пункт 5 Указа).

Пунктом 5 Распоряжения Правительства РФ от 26.05.2016 № 1026-р, изданного в отношении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (далее - ФСКН), ликвидируемой одновременно с Федеральной миграционной службой, во исполнение Указа Президента РФ № 156 от 06.04.2016 Минфину России поручено предусмотреть финансирование мероприятий по реализации ликвидационных мероприятий, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) сотрудникам, включенным в состав ликвидационных комиссий ФСКН России и ее территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям, а также по обеспечению их деятельности до завершения ликвидационных мероприятий.

Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2016 № 1412-р  срок завершения ликвидационных мероприятий ФСКН и ФМС продлен до 01.07.2017, на МВД России возложена ответственность за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФСКН и ФМС России, в том числе по предоставлению ликвидационных балансов, предусмотрено финансирование обеспечения расходов, связанных с указанными мероприятиями в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, определенных МВД России в федеральном бюджете.

Согласно письму заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации формирование ликвидационных комиссий должно осуществлять преимущественно за счет бывших членов ликвидационных комиссий. Формировать временные подразделения за счет имеющегося некомплекта работников с заключением срочных трудовых договоров, либо образовывать ликвидационные комиссии путем заключения гражданско-правовых договоров. Выплачивать денежное довольствие и заработную плату членам ликвидационных комиссий финансовыми службами подразделений системы МВД России по основному месту работы.

Таким образом, из вышеназванных нормативных правовых актов следует, что при продлении срока ликвидационных мероприятий на 2017 год утверждение штата УФМС России по Ульяновской области (территориального органа ФМС России) и тарификация ее сотрудников не предусматривались, финансирование всех мероприятий было возложено на МВД России, при этом включаемые в состав комиссии члены продолжали оставаться числящимися по ранее замещаемым (занимаемым должностям), а, следовательно, подлежали обеспечению их денежным довольствием (денежным содержанием, заработной платой).

С учетом указанного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Фединой Т.В., заявленные к МВД России.

Доводы апелляционной жалобы МВД России об отсутствии трудовых отношений с истицей, являвшейся *** ликвидационной комиссии УФМС России по Ульяновской области, как основание для отказа в удовлетворении иска о взыскании денежного содержания с МВД России и возложения данной обязанности на ликвидационную комиссию ФМС России, являются несостоятельными.

Как указывалось выше, финансирование ликвидационных мероприятий на 2017 год было возложено на МВД России, доказательств выделения денежных средств на текущий год ликвидационной комиссии ФМС России, в том числе, для оплаты работы ее членов ответчиком не представлено, при этом договор гражданско-правового характера на выполнение возложенных на ликвидационную комиссию обязательств УМВД России по Ульяновской области с истицей не заключался. Само по себе не оформление ответчиком с истицей отношений надлежащим образом, при том, что в оспариваемый период ею исполнялись  должностные обязанности в полном объеме, не является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований о взыскании денежного содержания. По тем же мотивам не могут быть признаны обоснованными и доводы апелляционной жалобы ответчика о нецелевом использовании средств федерального бюджета в случае выплаты денежного довольствия *** ликвидационной комиссии УФМС России по Ульяновской области, деятельность которой прекращена 12.05.2017.

Доводы апелляционной жалобы о получении Фединой Т.В. выходного пособия при увольнении в декабре 2016 года правильность выводов суда также не опровергают, поскольку расчет заявленного ко взысканию денежного довольствия ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривался, требований о взыскании излишне выплаченных денежных сумм им не заявлялось. При этом судебная коллегия отмечает, что на момент рассмотрения спора истица вновь была уволена по тому же основанию - в связи с ликвидацией организации, в силу чего имела право на получение выходного пособия в том же размере.

Ссылки на неправомерное взыскание с МВД России штрафных санкций и компенсации морального вреда не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку работа в ликвидационной комиссии УФМС России по Ульяновской области означала для истицы продолжение служебных отношений, и, как следствие, - гарантированность ежемесячного получения денежного довольствия, которого она была лишена в течение 4, 5 месяцев.

Доводы апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком является ликвидационная комиссия ФМС России не состоятельны, поскольку согласно вышеуказанных нормативных актов, регулирующих процедуру ликвидации государственного органа, не предусмотрено финансирование данных комиссий, путем перечисления средств на их счета. Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2016 №2896-р при продлении срока завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России финансовое обеспечение расходов  возложено на МВД России. Оплата работы членов ликвидационной комиссии является частью расходов по проведению ликвидационных мероприятий.

Возлагая обязанность на МВД России, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, что так же подтверждается, представленными в материалы дела письмами аппарата Правительства Российской Федерации, адресованными Министерству внутренних дел РФ, предписывающих решить вопрос об оплате труда членов ликвидационной комиссии.

Кроме того, представители ответчика не отрицали того обстоятельства, что в случае отсутствия средств у ликвидационной комиссии ФМС России на оплату труда истца, то данные требования в порядке правопреемства будут предъявлены МВД России. Судебная коллегия полагает, что такой порядок исполнения решения суда повлечет нарушение разумных сроков его исполнения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 июля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации  - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи:  

 


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка