ПРЕЗИДИУМ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 сентября 2017 года Дело N 44у-106/2017
г. Челябинск 06 сентября 2017 года
Президиум Челябинского областного суда в составе: председательствующего Минина С.Д.,
членов президиума Аброськиной Е.А., Малашковца В.В., Савельевой
Л.А.,
при секретаре Нацаренус И.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Камалова Антона Геннадьевича на приговор Центрального районного суда г.Челябинска от 25 июня 2015 года, которым
КАМАЛОВ Антон Геннадьевич, ***года рождения, уроженец г.***, несудимый,
осужден по ч.1 ст.30, п. «г» ч.4 ст.228.1 УК РФ, с применением ч.1 ст.62 УК РФ и ч.2 ст.66 УК РФ к лишению свободы на срок 5 лет 6 месяцев со штрафом в размере 150 000 рублей с отбыванием лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания исчислен с 25 июня 2015 года. В срок отбытия наказания зачтено время содержания под стражей с 13 января 2015 года до 25 июня 2015 года. Приговором разрешены вопросы о вещественных доказательствах и судьбе арестованного имущества.
В апелляционном порядке приговор не обжаловался.
Осужденный Камалов А.Г. извещен о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, участвует в судебном заседании посредством видеоконфе-ренц-связи, от услуг защитника письменно отказался.
Заслушав доклад судьи Челябинского областного суда Филатова И.В. об обстоятельствах дела, выступление осужденного Камалова А.Г., поддер-
жавшего доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Потапова А.А., полагавшего кассационную жалобу Камалова А.Г. подлежащей частичному удовлетворению, президиум
установил:
Камалов А.Г. признан виновным и осужден за приготовление к незаконному сбыту наркотического средства - каннабиса (марихуаны), в крупном размере, массой не менее 157, 91 грамма с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей.
Преступление совершено в период до 14 часов 30 минут 13 января 2015 года при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Камалов А.Г. просит изменить приговор со снижением срока назначенного наказания. Оспаривая выводы суда о невозможности применения положений ст.64 УК РФ, указывает на то, что суд не в полной мере учел всю совокупность обстоятельств, смягчающих наказание, а также то, что обстоятельств, отягчающих наказание, не установлено. Кроме того, полагает, что, с учетом его имущественного положения и уровня заработной платы, оснований для назначения дополнительного наказания в виде штрафа не имелось.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит приговор подлежащим изменению на основании ч.1 ст.401.15 УПК РФ в связи с существенными нарушениями уголовного закона, повлиявшими на исход дела.
Исследовав представленные доказательства, суд в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона дал оценку каждому из них с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а всем собранным по делу доказательствам в совокупности - достаточности для разрешения уголовного дела и обоснованно постановил в отношении Камалова А.Г. обвинительный приговор.
В судебном заседании Камалов А.Г. не отрицал, что наркотики, изъятые в используемом им автомобиле и по месту жительства, предназначались для сбыта. О продаже марихуаны он договаривался по телефону со своими знакомыми. В день задержания, 13 января 2015 года, он намеревался сбыть ранее приобретенное наркотическое средство, но не успел, так как его действия были пресечены сотрудниками госнаркоконтроля. Изъятые дома электронные весы и упаковочный материал предназначались для фасовки марихуаны и ее последующей продажи.
Свидетели Л.А.С. и З.Д.В. - сотрудники УФСКН РФ по Челябинской области, рассказали об обстоятельствах поступления оперативной информации об осуществлении Камаловым А.Г. действий, связанных с незаконным сбытом марихуаны, ее проверки, реализации, задержания осужденного и изъятия у него и по месту жительства наркотиков.
О том, что Камалов А.Г. занимается незаконным сбытом марихуаны, видно из показаний свидетеля Б.В.А., который был осведомлен об указанной деятельности осужденного и приобретал у него наркотики.
Обстоятельства, установленные из показаний свидетелей, объективно подтверждаются сведениями, содержащимися в протоколах личного досмотра осужденного, досмотра автомашины, обыска по месту жительства Камалова А.Г., осмотров предметов, вещественными и иными доказательствами, содержание которых подробно изложено в приговоре.
Сотрудниками УФСКН РФ по Челябинской области в пределах, предусмотренных ст.ст.5-8 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», проведено оперативно-розыскное мероприятие «прослушивание телефонных переговоров», результаты которого предоставлены следователю в соответствии со ст. 11 Закона, проверены и оценены судом с учетом требований ст.ст.87-89 УПК РФ.
В этих разговорах с лицами, приобретавшими у Камалова А.Г. марихуану на системной основе, обсуждались условия продажи наркотика, его количество, время и место встречи.
При обыске в квартире Камалова А.Г. обнаружены и изъяты электронные весы, на поверхностях которых присутствуют следовые количества тет-рагидроканнабинола, упаковочный материал и расфасованная марихуана.
То, что изъятое при досмотре автомашины и обыске в жилище вещество растительного происхождения является наркотическим средством - марихуаной, ее масса, составляющая крупный размер, подтверждены проведенными химическими экспертизами.
Анализ исследованных в судебном заседании доказательств позволил суду сделать правильный вывод о виновности Камалова А.Г. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.30, п. «г» ч.4 ст.228.1 УК РФ. Оснований для иной квалификации действий осужденного не имеется.
Назначая Камалову А.Г. наказание в соответствии со ст.ст.6, 43, 60 УК РФ, суд учел фактические обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного, нали-
чие совокупности смягчающих и отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание.
В качестве обстоятельств, смягчающих наказание, суд учел полное признание вины Камаловым А.Г., совершение им преступления впервые, раскаяние в содеянном, явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, стремление заключить досудебное соглашение, положительные характеристики, состояние здоровья его близких родственников.
Оснований полагать, что приведенные обстоятельства, смягчающие наказание, учтены не в полном объеме, не имеется. Суд правильно не признал данную совокупность смягчающих обстоятельств исключительными, существенно уменьшающими степень общественной опасности преступления, не нашел оснований для назначения наказания, не связанного с реальным лишением свободы, и применения положений ст.64 УК РФ и ч.6 ст. 15 УК РФ. Кроме того, назначенное Камалову А.Г. наказание с учетом положений ч.2 ст.66 УК РФ и ч.1 ст.62 УК РФ является далеким от максимального, предусмотренного санкцией ч.4 ст.228.1 УК РФ.
Семейное положение осужденного и его состояние здоровья учтены в качестве данных, характеризующих личность Камалова А.Г. Наличие постоянного места жительства не является обстоятельством, смягчающим наказание, предусмотренным ч.1 ст.61 УК РФ, и уголовный закон не обязывает суд признавать его таковым в соответствии с ч.2 ст.61 УК РФ.
Назначение дополнительного наказания в виде штрафа убедительно мотивировано.
Суд правильно установил, что Камалов А.Г. является трудоспособным, имеет официальное трудоустройство. Обстоятельства, связанные с семейным и материальным положением осужденного, сами по себе не свидетельствуют об отсутствии оснований для назначения дополнительного наказания в виде штрафа. При этом, Камалов А.Г. не лишен права обратиться в суд с ходатайством в порядке, предусмотренном ч.2 ст.398 УПК РФ.
Вид исправительного учреждения, в котором Камалову А.Г. постановлено отбывать наказание, определен верно.
Вместе с тем приговор подлежит изменению по следующим основаниям.
Осуждая Камалова А.Г. по ч.1 ст.30, п. «г» ч.4 ст.228.1 УК РФ, суд указал о совершении преступления, в том числе с использованием электронных
или информационно-телекоммуникационных сетей, что предусмотрено п.«б» ч.2 ст.228.1 УК РФ в качестве квалифицирующего признака состава преступления.
Обосновывая наличие данного квалифицирующего признака, суд сослался на то, что Камалов А.Г. использовал сотовую связь для переговоров и решения вопросов о незаконном сбыте наркотиков.
Из материалов уголовного дела видно, что осужденный использовал сотовую телефонную связь для того, чтобы договориться о времени и месте встречи, а также о количестве необходимого к продаже наркотического средства. При этом, сама передача наркотического средства, как и его оплата осуществлялись путем непосредственного контакта сбытчика и приобретателя.
Квалификация действий по признаку, предусмотренному п.«б» ч.2 ст.228.1 УК РФ, возможна лишь в тех случаях, когда лицо с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей выполняет объективную сторону состава преступления.
Сам по себе факт использования сотовой телефонной связи при переговорах о времени и месте встречи, необходимом количестве наркотического средства, подлежащего передаче, не свидетельствует о том, что непосредственно при сбыте наркотического средства использовались электронные или информационно-телекоммуникационные сети.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что сбыт наркотического средства - марихуаны, изъятой у осужденного, он намеревался осуществлять с использованием электронной информационно-телекоммуникационной сети, является предположительным, нарушающим требования ч.4 ст. 14 УПК РФ.
В связи с этим квалификацию действий Камалова А.Г. по признаку использования электронных или информационно-телекоммуникационных сетей нельзя признать законной и обоснованной. Этот признак подлежит исключению из объема обвинения осужденного, признанного доказанным.
Уменьшение объема обвинения Камалова А.Г. не влечет переквалификации его действий на менее тяжкий состав преступления, однако является основанием для соразмерного сокращения срока назначенного наказания в виде лишения свободы и размера штрафа.
Иных оснований для изменения приговора и смягчения назначенного наказания не имеется.
Руководствуясь ст.ст.401.13, 401.14 УПК РФ, президиум
постановил:
приговор Центрального районного суда г.Челябинска от 25 июня 2015 года в отношении Камалова Антона Геннадьевича изменить:
исключить из его осуждения по ч.1 ст.30, п. «г» ч.4 ст.228.1 УК РФ квалифицирующий признак совершения преступления с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей.
Назначенное наказание смягчить до 5 (пяти) лет 5 (пяти) месяцев лишения свободы со штрафом в размере 140 ООО (ста сорока тысяч) рублей.
В остальной части приговор оставить без изменения. Председательствующий
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка