ПРЕЗИДИУМ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 мая 2017 года Дело N 44у-59/2017

г. Челябинск 03 мая 2017 г.

Президиум Челябинского областного суда в составе: председательствующего Минина С.Д.

и членов президиума Аброськиной Е.А., Зайдуллиной А.Н., Козловой

Н.В., Малашковца В.В.,

при секретаре Нацаренус И.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по кассаци­онному представлению заместителя прокурора Челябинской области Саломатова Е.Н. о пересмотре приговора Тракторозаводского районного суда г. Челя­бинска от 24 июня 2016 г. в отношении

ЛАНТУШЕНКО А.В., родившегося ***, судимого:

1) 27 апреля 2000 г. Металлургическим районным судом г. Челябинска (с учетом внесенных изменений) по ч.4 ст. 111 УК РФ, с применением ст.70 УК РФ, по совокупности с приговором Саткинского городского суда Че­лябинской области от 30 ноября 1995 г. (ч.1 ст. 108 УК РСФСР) к лише­нию свободы на срок 11 лет 11 месяцев, освободившегося 24 июля 2009 г. условно-досрочно на 2 года 8 дней, с присоединением данного на­казания на основании ст.70 УК РФ к наказанию, назначенному пригово­ром от 20 сентября 2010 г., которым окончательно назначено 2 года 6 ме­сяцев лишения свободы, освободившегося 09 октября 2012 г. по отбытии наказания;

2) 28 января 2014 г. мировым судьей судебного участка № 10 Калининско­го района г. Челябинска по ч.1 ст. 119 УК РФ к лишению свободы на срок 7 месяцев условно с испытательным сроком в 3 года, с продлением ис­пытательного срока на 1 месяц,

2

осужденного по ч.1 ст. 105 УК РФ к лишению свободы на срок 12 лет 9 месяцев с ограничением свободы в 1 год 6 месяцев.

На основании ч.5 ст.74 УК РФ условное осуждение по приговору от 28 января 2014 г. отменено, на основании ст.70 УК РФ окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 13 лет с ограничением свободы в 1 год 6 месяцев с отбыванием первых трех лет основного наказания в виде лише­ния свободы в тюрьме, остальной части срока - в исправительной колонии особого режима. Начало срока наказания-24 июня 2016 г. с зачетом времени нахождения под стражей с 19 октября 2015 г. по 23 июня 2016 г.

В соответствии со ст. 53 УК РФ в части исполнения дополнительного на­казания в виде ограничения свободы на Лантушенко А.В. возложены следую­щие обязанности: не выезжать за пределы территории муниципального образо­вания по месту жительства или пребывания, где Лантушенко А.В. будет про­живать после отбытия основного наказания в виде лишения свободы, без согла­сия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы; не менять постоянного места жительства или пребывания без согласия специализирован­ного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осуж­денными наказания в виде ограничения свободы; не уходить и не покидать в ночное время места постоянного жительства или пребывания; периодически являться на регистрацию в специализированный государственный орган, осу­ществляющий надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограниче­ния свободы.

По делу разрешен гражданский иск, с Лантушенко А.В. взыскано в пользу Т.А.П. в счет компенсации морального вреда *** рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Челябинского областного суда от 06 декабря 2016 г. приговор изменен:

-из описательно-мотивировочной части исключено указание о наличии отягчающего обстоятельства - совершение преступления в состоянии опьяне­ния, вызванном употреблением алкоголя;

-наказание, назначенное по ч.1 ст. 105 УК РФ, снижено до 12 лет 8 месяцев лишения свободы. На основании ст.70 УК РФ окончательно назначено наказа­ние по совокупности с приговором от 28 января 2014 г. в виде лишения свобо­ды на срок 12 лет 11 месяцев. В остальной части приговор оставлен без измене­ний.

Кроме того, приговором Калининского районного суда г. Челябинска от 26 января 2016 г. Лантушенко А.В. осужден по ч.1 ст.119 и п. "з" ч.2 ст. 112 УК РФ к лишению свободы на срок 2 года, а на основании ст.70 УК РФ, по сово­купности с приговором мирового судьи судебного участка № 10 Калининского района г. Челябинска от 28 января 2014 г., к лишению свободы на срок 2 года 2 месяца с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Заслушав доклад судьи Челябинского областного суда Спиркиной СВ., мнение прокурора Потапова А.А. и потерпевшего Т.А.П., полагавших не­обходимым кассационное представление удовлетворить, а в остальном приго­вор оставить без изменений, осужденного Лантушенко А.В., участвовавшего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, а также адвоката Мягкова Б.А., не возражавших против удовлетворения представления и про­сивших в остальной части приговор оставить без изменений, изучив материалы уголовного дела, президиум

установил:

приговором суда Лантушенко А.В. признан виновным в умышленном причинении смерти Т.Д.А., совершенном при следующих обстоятельст­вах.

19 октября 2015 г. в период времени с 01 до 03 часов Лантушенко А.В. и Т.Д.А. распивали спиртные напитки в квартире своего знакомого. Во время распития спиртного между Лантушенко А.В. и Т.Д.А. произошла ссора, в ходе которой у Лантушенко А.В. возник умысел на убийство Т.Д.А. Реализуя этот умысел, Лантушенко А.В. приискал в квартире орудие преступ­ления - разделочный топорик, которым нанес Т.Д.А. не менее четырех ударов в голову, а также неустановленный острый предмет, которым нанес Т.Д.А. не менее одного удара в шею. Помимо этого Лантушенко А.В. нанес Т.Д.А. не менее 67 ударов руками в голову, по туловищу, верхним и ниж­ним конечностям, а также сдавил шею Т.Д.А. мягким предметом удли­ненной формы.

Своими действиями Лантушенко А.В. причинил Т.Д.А. сочетанную травму головы и шеи, включающую в себя: четыре раны лица и волосистой части головы слева; слепое ранение шеи слева, которые, как повреждения в со­вокупности, вызвали массивную кровопотерю, повлекли тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; кровоподтек лица, ссадины лица и волоси­стой части головы, кровоподтек и полосу сдавления на передней поверхности шеи, кровоподтеки и кровоизлияние в мягкие ткани грудной клетки, кровопод­теки правого плеча, правой локтевой области, правого предплечья, правой кис­ти, левого плеча, левой локтевой области, левого предплечья, левой кисти, пра­вой коленной области, правой голени, левой голени, ссадины правого плеча, правой локтевой области, левого бедра, другие повреждения, которые у живых лиц не вызывают кратковременного расстройства здоровья или незначительной утраты общей трудоспособности и квалифицируются как повреждения, не при­чинившие вред здоровью. Смерть Т.Д.А. наступила от сочетанной травмы головы и шеи, включающей в себя множественные раны головы, слепое ране­ние шеи и вызвавшей массивную кровопотерю.

В кассационном представлении ставится вопрос об изменении приговора, состоявшегося в отношении Лантушенко А.В., ввиду неправильного назначе­ния осужденному наказания на основании ст.70 УК РФ. В обоснование пред-

ставления указано, что при постановлении настоящего приговора суд повторно присоединил к наказанию, назначенному за совершенное преступление, нака­зание по приговору от 28 января 2014 г., которое уже было присоединено к наказанию, назначенному Лантушенко А.В., приговором от 26 января 2016 г.

Кассационное представление подлежит удовлетворению по основанию, предусмотренному ч.1 ст.401.15 УПК РФ, ввиду существенных нарушений уголовного закона, повлиявших на исход дела.

Анализ материалов уголовного дела показал, что нарушений уголовного и уголовно-процессуального законов, повлиявших на исход настоящего уголов­ного дела и влекущих отмену судебных решений, допущено не было.

Вывод суда о виновности Лантушенко А.В. в совершении преступления, за которое он осужден настоящим приговором, основан на совокупности соб­ранных доказательств, проверенных в судебном заседании и получивших над­лежащую оценку в соответствии с требованиями ст.ст. 87, 88 УПК РФ. В числе таких доказательств показания очевидцев преступления Х.И.В. и В.Г.В. на предварительном следствии, оглашенные судом в соответствии с ч.3 ст.281 УПК РФ, заключение судебно-медицинского эксперта и его же по­казания в судебном заседании.

На основании этих и других доказательств, приведенных в приговоре, суд правильно установил фактические обстоятельства дела и пришел к обоснован­ному выводу о том, что смерть Т.Д.А. наступила от повреждений, причи­ненных ему Лантушенко А.В., а не по иным причинам.

Правильными являются выводы суда о наличии у Лантушенко А.В. умыс­ла на убийство Т.Д.А. Эти выводы аргументированы и мотивированы с учетом фактических обстоятельств дела и конкретных действий осужденного, включая приискание им орудия преступления - предмета, имеющего узкую за­остренную кромку (ребро), нанесение этим предметом целенаправленных уда­ров по голове потерпевшего, а также неустановленным предметом удара в шею в момент, когда Т.Д.А. никаких активных действий в отношении Ланту­шенко А.В. не совершал, и угрозы для жизни и здоровья осужденного не пред­ставлял. О наличии такого умысла свидетельствует и последующее поведение Лантушенко А.В., который, невзирая на то, что Т.Д.А. от причиненных ра­нений истекает кровью, оставил его на месте преступления без попытки оказать какую либо помощь.

В этой связи действия Лантушенко А.В. правильно квалифицированы по ч.1 ст. 105 УК РФ, оснований для их переквалификации на менее тяжкие соста­вы преступлений, равно как для оправдания осужденного ввиду невиновности, президиум не находит.

5

Наказание Лантушенко А.В. по ч.1 ст. 105 УК РФ назначено справедливое, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступ­ления, данных о личности осужденного, смягчающих обстоятельств, известных на момент принятия судебных решений, а также отягчающего обстоятельства, которым обоснованно признан особо опасный рецидив преступлений. Основа­ний для смягчения наказания, применения ст.64 и ч.З ст.68 УК РФ президиум не усматривает.

В то же время судебные решения подлежат изменению по следующим ос­нованиям.

Как видно из приговора, окончательное наказание Лантушенко А.В. было назначено в соответствии со ст.70 УК РФ, путем частичного присоединения к наказанию, назначенному по ч.1 ст. 105 УК РФ, неотбытого наказания, назна­ченного осужденному приговором мирового судьи судебного участка № 10 Ка­лининского района г. Челябинска от 28 января 2014 г.

Однако наказание, назначенное Лантушенко А.В. приговором мирового судьи от 28 января 2014 г., уже было учтено в окончательном наказании, назна­ченном осужденному по правилам ст.70 УК РФ приговором Калининского рай­онного суда г. Челябинска от 26 января 2016 г.

Таким образом, наказание, назначенное Лантушенко А.В. приговором от 28 января 2014 г., учтено обжалуемым приговором повторно, что является су­щественным нарушением уголовного закона.

В этой связи президиум находит необходимым исключить из судебных решений по настоящему уголовному делу назначение Лантушенко А.В. наказа­ния на основании ст.70 УК РФ.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 401.13 и ст. 401.14 УПК РФ, президиум

постановил:

приговор Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 24 июня 2016 г. и апелляционное определение Челябинского областного суда от 06 де­кабря 2016 г. в отношении Лантушенко А.В. изменить, исклю­чить указание об отмене условного осуждения по приговору от 28 января 2014 г. и о назначении наказания на основании ст.70 УК РФ.

В остальной части тот же приговор и то же апелляционное определение оставить без изменений.

Председательствующий

 


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка