ПРЕЗИДИУМ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 мая 2017 года Дело N 44У-15/2017

г. Ульяновск 11 мая 2017 года

Президиум Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Максимова А.И.,

членов президиума  Шибковой И.В., Болбиной Л.В., Колобковой О.Б., Киргизова И.В.,

с участием прокурора Шерстнева Д.А., осужденного Кирсанова С.А., адвоката   Петровой О.С.,

при ведении протокола секретарём Толмачевой А.В.

рассмотрел судебный материал по кассационному представлению заместителя  прокурора Ульяновской области Шерстнева Д.А. на постановление Димитровградского городского суда Ульяновской области от 12 мая 2004 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Ульяновского областного суда от 16 июня 2004 года, которыми в отношении

КИРСАНОВА С*** А***,

***

в соответствии со ст. 10 УК РФ пересмотрены приговор Балаковского городского суда Саратовской области от 15 мая 2001 года и приговор Самарского областного суда от 28 сентября 2001 года в связи с изменениями, внесенными в Уголовный кодекс  РФ Федеральным законом от 08 декабря 2003 года № 162-ФЗ.

Заслушав доклад судьи Ульяновского областного суда Морозовой Л.В., изложившей обстоятельства дела, содержание постановления и кассационного определения, доводы кассационного представления и мотивы вынесения постановления о его передачи для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, выступления прокурора Шерстнева Д.А., осужденного Кирсанова С.А., адвоката Петровой О.С., просивших отменить судебные решения, президиум

У С Т А Н О В И Л:

из представленных судебных документов усматривается, что Кирсанов С.А. осужден:

- приговором Балаковского городского суда Саратовской области от 15 мая 2001 года по п. «б» ч. 3 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 7 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима;

- приговором Самарского областного суда от 28 сентября 2001 года к наказанию в виде лишения свободы:

- по  ч. 2 ст. 209 УК РФ на срок 13 лет,

- по п. «а» ч. 3 ст.161 УК РФ на срок 8 лет с конфискацией имущества,

- по п.п. «а, б, в» ч. 3 ст. 162 УК РФ на срок 14 лет с конфискацией имущества,

- по ч. 3 ст. 222 УК РФ на срок 6 лет,

- по ч. 4 ст. 222 УК РФ на срок 2 года,

- по ч. 3 ст. 30, п.п. «а, з, н» ч. 2 ст. 105 УК РФ на срок 15 лет,

- по п.п. «а, з, к, н» ч. 2 ст. 105 УК РФ пожизненно,

- по ч. 2 ст. 325 УК РФ к наказанию в виде штрафа в размере 100 минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем поглощения менее строгого наказания более строгим Кирсанову С.А. назначено пожизненное лишение свободы с конфискацией имущества.

Согласно ч. 5 ст. 69 УК РФ вновь назначенным наказанием поглощено наказание по приговору Балаковского районного суда Саратовской области от 15 мая 2001 года и Кирсанову С.А. назначено пожизненное лишение свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима, а первых пяти лет  - в тюрьме, с конфискацией имущества.

Постановлением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 12 мая 2004 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Ульяновского областного суда от 16 июня 2004 года, приговоры в отношении Кирсанова С.А. пересмотрены в соответствии со ст. 10 УК РФ.

По приговору Балаковского городского суда Саратовской области от 15 мая 2001 года действия Кирсанова С.А. переквалифицированы с п. «б» ч. 3 ст. 158 УК РФ на п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ (в редакции Федерального закона от 08 декабря 2003 года № 162-ФЗ) с назначением наказания в виде лишения свободы на срок 5 лет.

В приговоре Самарского областного суда от 28 сентября 2001 года указание суда о наличии в действиях Кирсанова С.А. особо опасного рецидива преступлений заменено на указание о наличии в его действиях опасного рецидива преступлений; осужденный освобожден от наказания в виде конфискации имущества; исключено указание на осуждение Кирсанова С.А.:

по признаку «неоднократно» и «с причинением значительного ущерба гражданину» по п. «а» ч. 3 ст. 161 УК РФ без смягчения наказания;

по ч. 4 ст. 222 УК РФ;

по п. «н» ч. 2 ст. 105 УК РФ без смягчения наказания;

по ч. 3 ст. 30, п. «н» ч. 2 ст. 105 УК РФ без смягчения наказания;

по п.п. «а, в» ч. 3 ст. 162 УК РФ исключен п. «б» и квалифицирующий признак «неоднократно» без смягчения назначенного судом наказания.

В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем поглощения более строгим наказанием в виде пожизненного лишения свободы менее строгих наказаний Кирсанову С.А. назначено пожизненное лишение свободы.

В соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений окончательное наказание Кирсанову С.А. назначено путем поглощения наказанием, назначенным приговором Самарского областного суда от 28 сентября 2001 года, наказания, назначенного приговором Балаковского городского суда Саратовской области от 15 мая 2001 года, и к отбытию назначено пожизненное лишение свободы с отбыванием в колонии особого режима, а первых пяти лет - в тюрьме.

В соответствии с ч. 2 ст. 58 УК РФ время содержания осужденного под стражей до вступления обвинительного приговора в законную силу зачтено в срок отбывания наказания в тюрьме.

В остальной части приговоры изменениям не подвергались.

В кассационном представлении заместитель прокурора Ульяновской области Шерстнев Д.А. полагает состоявшиеся судебные решения подлежащими отмене с передачей материалов дела на новое судебное разбирательство, поскольку ходатайство осужденного о пересмотре приговоров рассматривалось незаконным составом суда.

Так, приговоры в отношении Кирсанова С.А. были пересмотрены 01 марта 2004 года постановлением судьи Димитровградского городского суда Ульяновской области ***А. Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Ульяновского областного суда от 07 апреля 2004 года постановление от 01 марта 2004 года было отменено, материал направлен на новое судебное разбирательство в тот же суд. Однако при повторном рассмотрении ходатайства осужденного Кирсанова С.А. в нарушение положений ч. 1 ст. 63 УПК РФ в суде первой инстанции решение вновь было принято судьей ***А.

Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационного представления заместителя прокурора Ульяновской области Шерстнева Д.А., президиум находит постановление Димитровградского городского суда Ульяновской области от 12 мая 2004 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Ульяновского областного суда от 16 июня 2004 года подлежащими отмене.

Согласно ч. 1 ст. 401_15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.

По данному делу было допущено существенное нарушение уголовно-процессуального закона, повлиявшее на исход дела.

В силу ч. 1 ст. 63 УПК РФ судья, принимавший участие в рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции, не может участвовать в рассмотрении данного уголовного дела в суде второй инстанции или в порядке надзора, а равно участвовать в новом рассмотрении уголовного дела в суде первой или второй инстанции либо в порядке надзора в случае отмены вынесенных с его участием приговора, а также определения, постановления о прекращении уголовного дела.

Как следует из представленных материалов, кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Ульяновского областного суда от 07 апреля 2004 года было отменено постановление судьи Димитровградского городского суда Ульяновской области ***А. от 01 марта 2004 года, принятое по ходатайству осужденного Кирсанова С.А. о пересмотре приговоров, материал направлен на новое судебное разбирательство в тот же суд.

После поступления материалов дела в Димитровградский городской суд Ульяновской области ходатайство Кирсанова С.А. 12 мая 2004 года вновь было рассмотрено по существу судьей ***А.

Таким образом, исходя из требований ч. 1 ст. 63 УПК РФ, основанных на защите конституционного права каждого лица на рассмотрение его дела справедливым и беспристрастным судом, оспариваемое постановление Димитровградского городского суда Ульяновской области  от 12 мая 2004 года было вынесено неправомочным составом суда, что не могло не повлиять на исход дела.

Согласно сообщению председателя Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 марта 2017 года, материал по ходатайству Кирсанова С.А. о пересмотре приговоров в соответствии со ст. 10 УК РФ уничтожен в связи с истечением срока хранения материалов данной категории.

Таким образом, президиум считает необходимым передать вопрос о приведении приговоров в отношении Кирсанова С.А. в соответствие с действующим законодательством в Димитровградский городской суд Ульяновской области с соблюдением процедуры, предусмотренной главой 47 УПК РФ, и указанием суду на необходимость восстановления уничтоженного в связи с истечением срока хранения судебного материала.

При новом рассмотрении ходатайства Кирсанова С.А. суду следует учесть вышеприведенные обстоятельства, проверить доводы осужденного и принять законное, обоснованное и мотивированное решение с соблюдением требований уголовного и уголовно-процессуального закона, имеющих значение для правильного разрешения ходатайства по существу.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями статей 401_14, 401_15 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Ульяновского областного суда

П О С Т А Н О В И Л  :

постановление Димитровградского городского суда Ульяновской области от 12 мая 2004 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Ульяновского областного суда от 16 июня 2004 года в отношении Кирсанова С*** А*** отменить и передать материалы дела на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

Председательствующий А.И. Максимов

 


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка