Действующий


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 23 мая 2013 года N 3-58/13


[По делу об оспаривании законности в части положений Приложения 2 Закона Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга"]

__________________________________________________________
Определением  Судебной  коллегии  по административным делам Верховного Суда РФ от 23.10.2013 N 78-АПГ13-17  решение оставлено без изменения.

__________________________________________________________


Санкт-Петербургский Городской Суд в лице: судьи Городского суда Гунько Т.А., с участием прокурора Травкиной О.Ю., при секретаре Боренковой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.А.А., К.И.В., Ч.Н.В. об оспаривании законности в части положений Приложения 2 Закона Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга",

установил:

4 февраля 2009 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят и 9 февраля 2009 года подписан Губернатором Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (л.д.130).

Закон действует в редакции с внесенными изменениями от 13 июля 2011 года Законом Санкт-Петербурга N 432-88 (л.д.122).

Нормативные правовые акты опубликованы в официальном издании администрации Санкт-Петербурга 27.02.2009 (л.д.121).

Приложением 2 Закона "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" утверждена карта градостроительного зонирования Санкт-Петербурга в части границ территориальных зон.

Применительно к земельному участку в устье реки С с кадастровым номером <...> Приложения 2 к Закону карта градостроительного зонирования Санкт-Петербурга в части границ территориальных зон, установлена территориальная зона ТД 1-2 (подзона ТД 1-2-2 - общественно-деловая подзона объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов в периферийных и пригородных районах города, расположенных вне зоны влияния Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга и вылетных магистралей, с включением объектов инженерной инфраструктуры).

Заявители полагают указанные нормы незаконными, противоречащими статье 2 Градостроительного кодекса РФ, статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", нарушающими субъективные права на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности, закрепленные в статье 42 Конституции Российской Федерации.

Заявители в судебное заседание не явились, их интересы поддержал в полном объеме представитель по доверенности М.К.А.

Представители Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по доверенности Кузнецова Т.А. и губернатора Санкт-Петербурга по доверенности Водовозов С.В. и Курганов С.В. полагали требования необоснованными.

Проверив материалы дела, выслушав доводы заявителей, представителей губернатора и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Травкиной О.Ю., полагавшей требования подлежащими удовлетворению, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статье 7 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлен порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов.

В пределах указанной компетенции принят Закон Санкт-Петербурга N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (л.д.130).

Между тем, соблюдая порядок принятия нормативного правового акта, как представительный, так и исполнительный органы государственной власти прежде всего, должны соблюдать соответствие принимаемых актов как федеральному законодательству, так и действующим законам субъекта.

При рассмотрении заявления заявителей судом установлены нарушения Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Так, согласно статье 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.

Согласно п.3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти при принятии ими решений.

В соответствии со статьей 63 Градостроительного кодекса РФ для города федерального значения, каковым является город Санкт-Петербург, документом территориального планирования является Генеральный план Санкт-Петербурга, включающий в себя сведения, предусмотренные статьей 23 Градостроительного кодекса РФ, а именно положения о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов, карту функциональных зон.

Согласно части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий, в том числе сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц. Согласно п.п.1, 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных Генеральным планом.

Согласно п.п.8 п.1 Приложения N 1 к Закону Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" проектные решения Генерального плана Санкт-Петербурга являются основанием для разработки и учитываются при разработке Правил землепользования и застройки Генеральному плану.

В силу части 2 ст.33 Градостроительного кодекса РФ несоответствие Правил землепользования и застройки Генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о внесении изменений в Правила землепользования и застройки.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 "О генеральном плане Санкт-Петербурга" на земельном участке кадастровый номер <...>, расположенном в устье реки С, установлены две функциональные зоны: зона "Д" - зона всех видов общественно-деловой застройки и объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны и зона "У" - зона городских скоростных дорог, магистралей непрерывного движения, магистралей городского значения и основных магистралей районного значения, с включением объектов инженерной инфраструктуры.

Данная зона "У" на территории в устье реки С предназначена для развития М набережной, соединения разделенных в настоящее время ее северной и южных частей, что следует из карты границ функциональных зон.

Законом Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 утверждены Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, состоящие из общей части, являющейся Приложением N 1 к Закону и Территориальной части.

Составной частью указанного является, в том числе Карта градостроительного зонирования Санкт-Петербурга в части границ территориальных зон, являющихся Приложением N 2 к Закону.

В Приложении N 2 на земельном участке с кадастровым N <...>, расположенном в устье реки С, установлен регламент территориальной зоны ТД 1-2, подзоны ТД 1-2-2 - общественно-деловой подзоны объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов в периферийных и пригородных районах города, расположенных вне зоны влияния Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга и вылетных магистралей, с включением объектов инженерной инфраструктуры. Указанное градостроительное решение не соответствует предусмотренным Законом Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" требованиям.

Из чего следует явное нарушение Градостроительного кодекса РФ, что является объективным основанием для признания оспариваемых норм недействующими. При этом суд полагает заслуживающими внимания доводы заявителей о нарушении их субъективных прав на благоприятную окружающую среду, на благоприятные условия жизнедеятельности, закрепленные ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.42 Конституции Российской Федерации, поскольку гарантированные права имеют непосредственную связь с оспариваемыми нормами.

Учитывая, что оспариваемые нормы Закона Санкт-Петербурга регулируют вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и в соответствии с п.2 ст.125 Конституции РФ может быть проверен в порядке конституционного судопроизводства, суд полагает возможным признать оспариваемые нормы недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, что согласуется с разъяснениями пункта 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление К.А.А., К.И.В., Ч.Н.В. об оспаривании законности в части положений Приложения 2 Закона Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления решения в законную силу Приложения 2 Закона Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в части установления на земельном участке с кадастровым номером <...> подзоны ТД 1-2-2.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.А.Гунько

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Санкт-Петербургского
городского суда
http://sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru,
по состоянию на 09.04.2014