АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 10 сентября 2013 года Дело N А56-32714/2013
[По делу о признании недействующим с момента принятия распоряжения КУГИ N 237-р от 26.12.2008]
Резолютивная часть решения объявлена 4 сентября 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2013 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Балакир М.В., судей Юркова И.В., Ранневой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лунюшиной Д.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель: Общество с ограниченной ответственностью "Студиодизайн" (адрес: 193019, Россия, Санкт-Петербург, наб.Обводного канала, 24, лит.А, ОГРН: 1037825042970); заинтересованное лицо: Комитет по управлению городским имуществом (адрес: 191060, Россия, Санкт-Петербург, Смольный подъезд N 6, ОГРН: 1027809244561); о признании недействующим п.1 распоряжения КУГИ N 237-р от 26.12.2008 в части утверждения строки N 1959 Приложения к Распоряжению, при участии: заявителя: Николаева Е.Е. по доверенности от 23.04.2013, от заинтересованного лица: не явился (уведомлен), установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Студиодизайн" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга о признании недействующим с момента принятия распоряжения N 237-р от 26.12.2008 "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" в части строки N 1959 Приложения N 1 к распоряжению.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, ссылаясь на то, что является арендатором помещения 40Н, по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д.90-92, литер А, включение которого в Перечень недвижимого имущества противоречит Закону Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" и нарушает право заявителя на приобретение данного помещения в собственность в случае его возмездного отчуждения из собственности субъекта РФ.
Представитель КУГИ Санкт-Петербурга, надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил. Дело рассмотрено в его отсутствие на основании статьи 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя заявителя, судом установлено следующее:
ООО "Студиодизайн" на основании договоров аренды N 10-А173619 от 20.06.2002, N 10-А173619 от 14.05.2008, заключенных с Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, является арендатором помещения 40Н, имеющего вход со двора, с кадастровым номером 78:31:129:11:12:27, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д.90-92, литер А.
26.12.2008 Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга принято распоряжение N 237-р "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге".
В качестве приложения к данному распоряжению утвержден Перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.
Под номером 1959 в указанный Перечень включено вышеуказанное помещение.
Полагая, что названное помещение в строке 1959 включено в перечень в нарушение Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" и нарушает права и свободы заявителя на осуществление прав и реализацию преимущественного права на приватизацию спорного объекта, Общество обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209- ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим ….. поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 4.1 статьи 18 данного закона установлено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 названной статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Оспариваемое распоряжение от 26.12.2008 N 237-р "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" принято Комитетом во исполнение пункта 4.1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и является нормативным правовым актом, опубликовано 31.12.2008 в N 50 (2) "Информационного бюллетеня Администрации Санкт-Петербурга".
Подведомственность арбитражным судам экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, определена статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Порядок рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов предусмотрен главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 07.06.2013 N 126-ФЗ внесены изменения в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Статьей 2 Федерального закона от 07.06.2013 N 126-ФЗ установлено, что внесенные им изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации вступают в силу со дня официального опубликования данного закона, которое произведено на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 07.06.2013, в N 23 (ст.2884) "Собрания законодательства РФ" - 10.06.2013 и в N 124 "Российской газеты" - 11.06.2013.
Частью 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта. Исключений из правила части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный закон от 07.06.2013 N 126-ФЗ не содержит.
Действующим федеральным законодательством рассмотрение дел по оспариванию нормативных правовых актов по утверждению перечней государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), к компетенции арбитражных судов не отнесено.
Вместе с тем, из материалов дела видно, что заявитель обращался с требованием о признании недействующим оспариваемого распоряжения в Санкт-Петербургский городской суд. Определением Санкт-Петербургского городского суда от 06.05.2013 Обществу отказано в принятии заявления в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции.
Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В силу статьи 17 (части 1 и 2)Конституции Российской Федерации право на судебную защиту, как относящееся к основным, неотчуждаемым правам и свободам человека, признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Российской Федерации, что предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
С учетом изложенного, оснований для прекращения производства по делу не имеется. В противном случае Общество будет лишено права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации и статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные требования в связи со следующим:
В силу частей 4.1 и 4.2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
Законом Санкт-Петербурга N 194-32 от 17.04.2008 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в области развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, отнесено формирование, утверждение, ведение, а также установление порядка ведения и опубликования перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, а также установление условий предоставления в аренду недвижимого имущества, включенного в указанный перечень.
Во исполнение данного закона Правительство Санкт-Петербурга приняло Постановление от 22.12.2008 N 1624 "О мерах реализации Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге".
Пунктом 1 Постановления утвержден Порядок ведения и опубликования перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, согласно Приложения 1. Пунктом 3 данного Постановления на КУГИ возложена функция формирования, утверждения и ведения перечня перечисленного выше недвижимого имущества.
Учитывая возложенную компетенцию Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1589 были внесены соответствующие изменения в Положение о Комитете по управлению городским имуществом.
В соответствии с компетенцией и во исполнении Постановления Правительства Санкт-Петербурга N 1624 от 22.12.2008 КУГИ издал распоряжение от 26.12.2008 N 237-р, которым утвердил Перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге (л.д.18, 128).
Утверждение данного Перечня находится в компетенции КУГИ Санкт-Петербурга, однако при осуществлении формирования, утверждения и ведения Перечня КУГИ обязано руководствоваться нормативными правовыми актами субъекта РФ Санкт-Петербурга. Поскольку Федеральным законом N 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (п.4.1, 4.2) и абз.2, пп."г" п.2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" установлены ограничения прав субъектов малого и среднего предпринимательства, КУГИ Санкт-Петербурга обязано руководствоваться именно указанными нормами, при этом правом самостоятельного толкования и вольного применения нормативных актов КУГИ Санкт-Петербурга не наделен.
В соответствии с п.2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 Перечень имущества Санкт-Петербурга, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, формируется из числа следующих объектов нежилого фонда:
а) занимаемые субъектами малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге нежилые помещения в зданиях, в отношении которых в установленном порядке принято решение об их предоставлении на инвестиционных условиях либо в отношении которых в соответствии с процедурой принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, установленной Правительством Санкт-Петербурга, подготовлены сводные заключения, содержащие вывод о возможности дальнейшего рассмотрения заявлений потенциальных инвесторов о предоставлении здания для реконструкции;
б) занимаемые субъектами малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге нежилые помещения в зданиях, расположенных на земельных участках, в отношении которых принято решение об изъятии для государственных нужд; на земельных участках, зарезервированных для государственных нужд; в пределах территории, предоставленной в установленном порядке в целях реализации стратегического инвестиционного проекта;
в) нежилые помещения, расположенные на автомобильных дорогах, перечень которых определяется Правительством Санкт-Петербурга, и имеющие отдельный вход с указанных автомобильных дорог;
г) включенные в Фонд находящихся в собственности Санкт-Петербурга объектов нежилого фонда, предназначенных для предоставления в аренду исключительно для осуществления социально значимых видов деятельности, арендуемые коммерческими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями;
д) свободные от прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, необходимые для реализации исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга комплекса мероприятий в рамках государственного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга, в том числе по обеспечению жителей Санкт-Петербурга продовольственными товарами и бытовыми услугами первой необходимости, иными услугами;
е) занимаемые субъектами малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге объекты нежилого фонда, в отношении которых субъектами малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, имеющими в соответствии с законодательством преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, в срок до 1 июля 2013 года направлено в уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга орган заявление о включении арендуемого объекта нежилого фонда в перечень имущества Санкт-Петербурга, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.
Не подлежат включению в перечень имущества Санкт-Петербурга, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, объекты нежилого фонда, указанные в настоящем подпункте, в случае, если ранее в отношении соответствующих объектов нежилого фонда субъектами малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге в установленном порядке было подано заявление о соответствии условиям отнесения к категориям субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
В силу пункта 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В нарушение вышеизложенного, Комитет не доказал правомерность включения спорного нежилого помещения в Перечень.
В соответствии с частью 4.2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
Таким образом, включение арендуемого помещения в Перечень, является нарушением прав заявителя, предусмотренных статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, поскольку исключает возможность приобретения заявителем этого помещения в собственность любым способом, предусмотренным законодательством РФ.
Изложенные обстоятельства являются основанием для признания незаконным п.1 распоряжения КУГИ N 237-р от 26.12.2008 в действующей редакции в части утверждения строки N 1959 Приложения N 1 к Распоряжению.
Руководствуясь ст.ст.167, 170, 171, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Признать недействующим п.1 Распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 237-р от 26.12.2008 "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" в части утверждения строки N 1959 Приложения N 1 к распоряжению как не соответствующий Закону Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге".
Взыскать с Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга в пользу ООО "Студиодизайн" 4000 руб. госпошлины.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий
М.В.Балакир
Судьи
Ю.А.Раннева
И.В.Юрков
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Официальный сайт Арбитражного суда
Санкт-Петербурга и ЛО
http://spb.arbitr.ru,
по состоянию на 22.10.2013