КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 июля 2013 года N 1173-О

     
По запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности пункта 16 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и части 3 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, рассмотрев вопрос о возможности принятия к рассмотрению запроса Арбитражного суда города Москвы в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Арбитражный суд города Москвы оспаривает конституционность следующих законоположений:

пункта 16 статьи 1 Федерального закона от 28 ноября 2011 года N 338-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", изложившего подпункт 10 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в следующей редакции: "Если иное не установлено пунктом 1 данной статьи, налогообложение налогом на добычу полезных ископаемых производится по налоговой ставке 556 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно), 590 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно), 647 рублей (начиная с 1 января 2014 года) за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья;

части 3 статьи 2 Федерального закона от 29 ноября 2012 года N 204-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которой действие положений пункта 2 статьи 338 и абзаца второго пункта 1 статьи 343 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в редакции данного Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года.

Как следует из представленных материалов, в производстве Арбитражного суда города Москвы находится дело по заявлению ЗАО "Нортгаз" к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании недействительным решения от 23 июля 2007 года в части предложения уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых (газовый конденсат).

Заявитель утверждает, что подлежащий применению при рассмотрении данного дела пункт 16 статьи 1 Федерального закона от 28 ноября 2011 года N 338-ФЗ внес в пункт 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации изменения, из-за которых исчисление налога стало невозможным ввиду возникшего противоречия правовых норм. Что касается части 3 статьи 2 Федерального закона от 29 ноября 2012 года N 204-ФЗ, то, как указывает заявитель, данной нормой была придана обратная сила изменениям, которые устранили указанные противоречия, но в результате сложилась правовая ситуация, когда налогоплательщик не мог исчислить налог в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 338-ФЗ, и применял старый порядок, однако по итогам камеральной проверки ему с учетом положений Федерального закона от 29 ноября 2012 года N 204-ФЗ была доначислена недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых, начислены пени и штраф.

В связи с этим заявитель просит признать противоречащими статье 57 Конституции Российской Федерации положения пункта 16 статьи 1 Федерального закона от 28 ноября 2011 года N 338-ФЗ и части 3 статьи 2 Федерального закона от 29 ноября 2012 года N 204-ФЗ в той части, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, допускают возможность доначисления налогоплательщику в большем размере налога на добычу полезных ископаемых по формуле определения подлежащего уплате налога из расчета произведения количества газового конденсата и твердой ставки в период с 1 января по 31 декабря 2012 года. Заявитель также просит признать не соответствующей статье 57 Конституции Российской Федерации часть 3 статьи 2 Федерального закона от 29 ноября 2012 года N 204-ФЗ, как придающую обратную силу закону, ухудшающему положение налогоплательщика.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данного запроса к рассмотрению.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57); законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют; федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт "з"); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (статья 75, часть 3).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в силу приведенных конституционных положений определение экономической целесообразности введения того или иного налога, установление и изменение состава налогоплательщиков и существенных элементов налогового обязательства относится к полномочиям законодателя; разрешение таких вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно, за исключением случаев, когда новому законодательному акту придается обратная сила и им ухудшается положение налогоплательщиков и когда налоговым законом нарушается конституционный принцип равенства.

Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 338-ФЗ была изменена налоговая ставка по налогу на добычу полезных ископаемых в отношении газового конденсата и установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 556 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно), 590 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно), 647 рублей (начиная с 1 января 2014 года) за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья (пункт 16 статьи 1). Указанное положение вступило в силу с 1 января 2012 года (часть 3 статьи 6 Федерального закона от 28 ноября 2011 года N 338-ФЗ).

В то же время не были внесены какие-либо изменения в статьи 338 и 343 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие налоговую базу и порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Этими статьями в действовавшей на тот момент редакции налоговая база определялась как стоимость добытых полезных ископаемых, а сумма налога должна была исчисляться как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (за исключением угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья, в отношении которых налоговая база определялась как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении, а сумма налога должна была исчисляться как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы).

В результате возникла рассогласованность между подпунктом 10 пункта 2 статьи 342, с одной стороны, и пунктом 2 статьи 338 и пунктом 1 статьи 343 Налогового кодекса Российской Федерации - с другой: подпункт 10 пункта 2 статьи 342 предписывал исчислять налог на основе налоговой ставки за 1 тонну газового конденсата, т.е. как произведение налоговой ставки и количества добытого полезного ископаемого в натуральном выражении, а пункт 2 статьи 338 и пункт 1 статьи 343 определяли его как соответствующую налоговой ставке процентную долю налоговой базы - стоимости добытого полезного ископаемого.

Вместе с тем, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, некоторая неточность юридико-технического характера, допущенная законодателем при формулировании законоположения, хотя и затрудняет уяснение его действительного смысла, однако не дает оснований для вывода о том, что оно является неопределенным, расплывчатым, не содержащим четких стандартов и, следовательно, не отвечающим принципам налогового законодательства в правовом государстве, как они закреплены в Конституции Российской Федерации. Подобные неясности, выявляемые в процессе применения налоговых норм в конкретных правовых ситуациях, устраняются путем толкования этих норм правоприменительными органами, в том числе судами.

Отсутствие согласованности между подпунктом 10 пункта 2 статьи 342 и пунктами 2 статьи 338 и пунктами 1 статьи 343 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствует правильному уяснению содержания налоговой обязанности, поскольку подпункт 10 пункта 2 статьи 342, по сути, установил в отношении газового конденсата специальную норму, изменяющую общий порядок определения налоговой базы и исчисления суммы налога, закрепленный пунктом 2 статьи 338 и пунктом 1 статьи 343.

Исходя из этого Министерство финансов Российской Федерации, которое в силу статьи 34_2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномочено давать письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, разъяснило, что при исчислении налога на добычу полезных ископаемых налоговая база в отношении газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытого полезного ископаемого (письмо от 31 мая 2012 года N 03-06-05-01/66).

Таким образом, пункт 16 статьи 1 Федерального закона от 28 ноября 2011 года N 338-ФЗ не может рассматриваться как нарушающий конституционные права налогоплательщиков в указанном в запросе аспекте.

Федеральным законом от 29 ноября 2012 года N 204-ФЗ пункт 2 статьи 338 Налогового кодекса Российской Федерации и абзац второй пункта 1 статьи 343 были изложены в новой редакции, в результате чего несогласованность между данными нормами и подпунктом 10 пункта 2 статьи 342 устранена: новая редакция данных норм предусматривает, что налоговая база при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении, а сумма налога по газовому конденсату из всех видов месторождений углеводородного сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы. Это, однако, не повлекло изменение объема налоговой обязанности налогоплательщиков.

При таких обстоятельствах распространение действия положений пункта 2 статьи 338 и абзаца второго пункта 1 статьи 343 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 ноября 2012 года N 204-ФЗ на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года, не является приданием обратной силы налоговому закону, ухудшающему положение налогоплательщиков.

Таким образом, часть 3 статьи 2 Федерального закона от 29 ноября 2012 года N 204-ФЗ также не может рассматриваться как нарушающая конституционные права налогоплательщиков в указанном в запросе аспекте.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Признать запрос Арбитражного суда города Москвы не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка