ПИСЬМО
от 24 декабря 2012 года N ИА/44025/12
О направлении разъяснений по вопросам применения Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В целях единообразного толкования положений Закона о закупках и выработки согласованной практики рассмотрения антимонопольным органом жалоб на действия (бездействие) организаций, являющихся заказчиками в понимании Закона о закупках, ФАС России направляет прилагаемые разъяснения по вопросам применения Закона о закупках.
Руководитель
И.Ю.Артемьев
Закон о закупках вступил в силу с 1 января 2012 года, за исключением части 3 статьи 4 указанного закона (часть 1 статьи 8 Закона о закупках).
В соответствии с частью 7 статьи 8 Закона о закупках Закон о закупках распространяется с 1 января 2013 года на следующие организации:
1) организации, осуществляющие виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, и (или) регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки за 2011 год от всех видов деятельности, осуществляемых такими организациями;
2) дочерние хозяйственные общества, более пятидесяти процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит государственным корпорациям, государственным компаниям, субъектам естественных монополий, организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственным унитарным предприятиям, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации превышает пятьдесят процентов;
3) дочерние хозяйственные общества указанных выше дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля этих дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Согласно части 8 статьи 8 Закона о закупках применяют положения Закона о закупках с 1 января 2014 года (если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования) следующие организации:
1) муниципальные унитарные предприятия;
2) автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями;
3) хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
4) дочерние хозяйственные общества, более пятидесяти процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит муниципальным унитарным предприятиям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
5) дочерние хозяйственные общества указанных выше дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия указанных дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Таким образом, в случае, если муниципальное унитарное предприятие является субъектом естественных монополий и (или) осуществляет регулируемые виды деятельности, а общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки за 2011 год от всех видов деятельности, осуществляемых таким предприятием, положения Закона о закупках распространяются на такое предприятие с 1 января 2013 года.
В случае, если муниципальное унитарное предприятие осуществляет регулируемые виды деятельности, а общая выручка от указанных видов деятельности составляет более десяти процентов общей суммы выручки за 2011 год от всех видов деятельности, осуществляемых таким предприятием, положения Закона о закупках распространяются на такое предприятие с 1 января 2012 года.
В отношении муниципальных унитарных предприятий, не являющихся субъектами естественных монополий и не осуществляющих регулируемые виды деятельности, Закон о закупках вступает в силу с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования.
Аналогичный порядок вступления в силу Закона о закупках применяется в отношении заказчиков, указанных в части 8 статьи 8 Закона о закупках.
В соответствии с частью 10 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) регулируемые виды деятельности, в том числе регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, определяются как виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов).
Согласно пункту 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения), регулируемым видом деятельности является вид деятельности, при выполнении которого расчеты за поставляемый газ (услуги по его транспортировке) осуществляются исходя из цен и тарифов, регулируемых государством.
В соответствии с пунктом 4 Основных положений государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат:
а) оптовые цены на газ, за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на товарных биржах;
б) тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций;
в) тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям;
г) тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям;
д) размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ);
е) розничные цены на газ, реализуемый населению;
ж) специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации.
В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) к регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения относятся виды деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которых расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с Законом о теплоснабжении государственному регулированию, а именно:
а) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных Законом о теплоснабжении случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора;
б) оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
в) оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора.
Исходя из положений частей 8, 9 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) регулированию подлежит плата за подключение объектов капитального строительства к централизованным системам водоотведения, устанавливаемая в индивидуальном порядке, а также следующие тарифы в сфере водоотведения:
1) тариф на водоотведение;
2) тариф на транспортировку сточных вод;
3) тариф на подключение к централизованной системе водоотведения.
Согласно части 7 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся:
1) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод;
2) прием и транспортировка сточных вод;
3) подключение к централизованной системе водоотведения.
Перечень подлежащих регулированию тарифов и платы в сфере водоотведения, указанных в статье 31 Закона о водоснабжении и водоотведении, является исчерпывающим (часть 10 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
К регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся:
1) холодное водоснабжение, в том числе:
а) транспортировка воды, включая распределение воды;
б) подвоз воды в случаях, установленных частью 3 настоящей статьи;
2) подключение к централизованной системе водоснабжения.
Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения:
1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);
2) тариф на техническую воду;
3) тариф на транспортировку воды;
4) тариф на подвоз воды;
5) тариф на подключение к централизованной системе холодного водоснабжения.
Регулирование тарифов на подвоз воды осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления в орган регулирования тарифов, а также в случаях, предусмотренных правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
К регулируемым видам деятельности в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения относятся:
1) горячее водоснабжение, в том числе:
а) приготовление воды на нужды горячего водоснабжения;
6) транспортировка горячей воды;
2) подключение к централизованной системе горячего водоснабжения.
Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере горячего водоснабжения:
1) тариф на горячую воду (горячее водоснабжение);
2) тариф на транспортировку горячей воды;
3) тариф на подключение к централизованной системе горячего водоснабжения.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о закупках положения указанного закона распространяются на закупку товаров, работ, услуг:
1) государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 указанной части юридическим лицам;
3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 указанной части дочерним хозяйственным обществам.
Следовательно, дочерним хозяйственным обществом в понимании Закона о закупках может быть только хозяйственное общество, в уставном капитале которого более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пунктах 1 или 2 части 1 статьи 1 Закона о закупках * организациям.
_____________________
* По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пунктах 1 или 2 части 2 статьи 1 Закона о закупках".
Вместе с тем, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.
Следовательно, государственному унитарному предприятию может принадлежать более пятидесяти процентов долей хозяйственного общества, что позволит рассматривать такое хозяйственное общество как дочернее в понимании Закона о закупках.