ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 20 сентября 2013 года Дело N 12-78/2013

20 сентября 2013 г.

г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения

объявлена 20 сентября 2013 г.

Судья Верховного Суда Республики Карелия Коваленко С.В., при секретаре Елизаровой Н.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Гестион» Фроловой Ю.Ю. на постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 июля 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Гестион»,

установил:

постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 июля 2013 г. ООО «Гестион» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере (...) руб. (...) коп.

С таким постановлением не согласно ООО «Гестион». В жалобе защитника поставлен вопрос об отмене постановления судьи с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения и указано, что, поскольку решение о корректировке таможенной стоимости выполнено в нарушение действующего законодательства, то оно не может являться доказательством наличия в действиях ООО «Гестион» объективной стороны правонарушения. Ни акт камеральной проверки, на который таможенный орган ссылается в определении о возбуждении дела, ни решение о корректировке таможенной стоимости не были доведены до таможенного представителя ООО «Гестион», было лишь направлено требование об уплате таможенных платежей от (...) г. № (...), доначисленных в связи с корректировкой таможенной стоимости рассматриваемого товара по спорной таможенной декларации после его выпуска, тем самым, ООО «Гестион» было лишено возможности доказать заявленную им таможенную стоимость. Согласно пункту 3 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 г. добавления (дополнительные начисления) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, предусмотренные пунктом 1 статьи 5 Соглашения, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации, необходимой для дополнительных начислений, метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется. Стоимость транспортных расходов по транспортировке товара немецкой компанией (...) составила не (...) руб. (...) коп. или (...) евро, а (...) руб. (...) коп. или (...) евро, поскольку фактически поставка осуществлялась на 6, а не на 7 машинах, что следует из транспортных документов (TIR) и самой таможенной декларации (графы 18, 21). Неправильно определена величина услуг по страхованию груза, подлежащая включению в структуру таможенной стоимости товаров, следовало рассчитывать указанную величину с учетом примененного количества километров до границы - (...) км., то есть (...) руб. (...) коп. (...). Таким образом, согласно представленным (...) и (...) сведениям после выпуска товара таможенный орган должен был признать транспортные расходы в сумме (...) руб. (...) коп. (...), а не (...) руб. (...) коп. У таможенного представителя не было оснований не доверять той информации, которую сообщило (...) в письме от (...) г. № (...) о величине расходов в сумме (...) руб. ООО «Гестион» не могло знать о простое транспортных средств на границе и стоимости данного простоя. Сведения о детализации транспортных расходов, в том числе и вызванных простоем транспортных средств (это единственная величина, которую ООО «Гестион» не включило в структуру таможенной стоимости), окончательно стали известны после выпуска товаров; данные сведения были представлены в таможенный орган (...) письмом от (...) г. № (...). Декларант (...) в письме от (...) г. № (...) пояснил, что он не располагал никакими документально подтвержденными сведениями о транспортировке товара, так как отчет оператора со всеми подтверждающими документами представлен и подписан после того, как товар был растаможен. Обращаться к агенту (...) у таможенного представителя не было никаких правовых оснований, так как никакими обязательствами данные организации не связаны между собой. Не доказана субъективная сторона административного правонарушения.

Заслушав объяснения защитника ООО «Гестион» Фроловой Ю.Ю., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителей Карельской таможни (...) и (...), полагавших постановление не подлежащим отмене, проверив дело, считаю постановление судьи законным и обоснованным.

В соответствии с частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Согласно статье 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

В силу положений статьи 65 (главы 8) Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главой 27 названного Кодекса и настоящей главой. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей. Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, а также формы декларации таможенной стоимости и правила их заполнения устанавливаются решением Комиссии таможенного союза. Декларация таможенной стоимости является неотъемлемой частью декларации на товары. Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Декларант либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта, несет ответственность за указание в декларации таможенной стоимости недостоверных сведений и неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Статьей 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее - Соглашение) определено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства - члена Таможенного союза.

В силу пункта 1 статьи 5 Соглашения при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются:

1) следующие расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары: а) вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг по его представлению за рубежом, связанных с покупкой оцениваемых (ввозимых) товаров; б) расходы на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с ввозимыми товарами; в) расходы по упаковке, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

2) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей для вывоза оцениваемых (ввозимых) товаров на таможенную территорию Таможенного союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары: а) сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и тому подобные предметы, из которых состоят ввозимые товары; б) инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве ввозимых товаров; в) материалы, израсходованные при производстве ввозимых товаров; г) проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне таможенной территории Таможенного союза и необходимые для производства ввозимых товаров;

3) часть полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых товаров дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу;

4) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

5) расходы по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

6) расходы на страхование в связи с операциями, указанными в подпунктах 4 и 5 настоящего пункта;

7) лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров не должны добавляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате: а) платежи за право воспроизводства (тиражирования) ввозимых товаров на таможенной территории Таможенного союза; б) платежи за право распределения или перепродажи ввозимых товаров, если такие платежи не являются условием продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Соглашения таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров не должна включать перечисленные ниже расходы при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом (таможенным представителем), и подтверждены им документально: расходы на производимые после прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких оцениваемых (ввозимых) товаров, как промышленные установки, машины или оборудование; расходы по перевозке (транспортировке) товаров, осуществляемой после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза; пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые на таможенной территории Таможенного союза в связи с ввозом или продажей оцениваемых (ввозимых) товаров.

Из пункта 3 статьи 5 Соглашения следует, что добавления (дополнительные начисления) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации, необходимой для дополнительных начислений, метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.

Основанием для привлечения ООО «Гестион» к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что ООО «Гестион», являясь таможенным представителем (...), (...) г. на (...) таможенном посту Карельской таможни при таможенном декларировании товара - бывшего в употреблении бетоно-смесительного завода заявило недостоверные сведения о транспортных расходах: вместо (...) руб. (...) коп. указало (...) руб. (...) коп., то есть занизило размер транспортных расходов на (...) руб. (...) коп., что повлекло за собой неуплату налога (ставка налога НДС 18%) в размере (...) руб. (...) коп.

Так, в ходе таможенного контроля после выпуска товара было установлено, что фактически структура транспортных расходов по доставке задекларированного по электронной таможенной декларации товара состоит из следующих начислений:

1) транспортных расходов по организации перевозки (...) в размере (...) руб., которые состоят из расходов по простою при ожидании экспортных документов в размере (...) руб. (не были включены полностью) и расходов по перевозке (транспортировке) товаров до места прибытия на единую таможенную территорию Таможенного союза в размере (...) руб.;

2) расходов по оказанию предусмотренных договором от (...) № (...) экспедиторских услуг (...) по перевозке товара по территории иностранных государств в размере (...) руб. (...) коп. (не были включены полностью);

3) расходов на услуги, оказанные по перевозке товара иностранным перевозчиком - фирмой (...) до места прибытия на единую таможенную территорию Таможенного союза в размере (...) руб. (...) коп. (расходы занижены);

4) расходов по страхованию груза в размере (...) руб. (не были включены полностью).

Указанные обстоятельства и вина ООО «Гестион» в совершении правонарушения подтверждаются определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протоколом об административном правонарушении, копией электронной таможенной декларации, решением о корректировке таможенной стоимости товаров, контрактами и договорами, платежными поручениями и счетами, бухгалтерскими документами (...) и другими материалами дела.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела следует, что транспортные расходы ООО «Гестион» были внесены в декларацию на основании письма (...) от (...) г. № (...), содержащего информацию об общей стоимости перевозки бетоно-смесительного завода до границы Российской Федерации (т. 1 л.д. 52).

Проанализировав представленные в ходе таможенного контроля документы от (...), (...), в том числе об оплате товара, должностное лицо Карельской таможни при возбуждении дела об административном правонарушении и судья при его рассмотрении, со ссылками на статью 15 Таможенного кодекса Российской Федерации, определяющую права таможенного представителя, обоснованно указали, что доказательств того, что ООО «Гестион» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалы дела не представлено.

Обстоятельства, свидетельствующие о невозможности получения ООО «Гестион» необходимых и достаточных документов о фактической структуре транспортных расходов, отсутствуют. При этом, ссылка в жалобе на то, что у таможенного представителя не имелось оснований не доверять той информации, которую представил (...) письмом от (...) г. № (...) о величине расходов в сумме (...) руб., не может быть принята во внимание ввиду предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза для таможенного представителя обязанностей и ответственности за предоставление при декларировании недостоверных сведений.

Учитывая изложенное, обоснованность привлечения ООО «Гестион» к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.

Доводы жалобы о том, что ни акт камеральной проверки, ни решение о корректировке таможенной стоимости не были доведены до таможенного представителя ООО «Гестион», не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения. В соответствии с положениями таможенного законодательства указанные документы были направлены (...) - лицу, в отношении которого проводилась проверка и которое уплачивало таможенные платежи при таможенном декларировании. Более того, в соответствии с положениями части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ООО «Гестион», как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства.

Доводам жалобы относительно транспортировки товара на 6, а не 7 машинах, а также величины услуг по страхованию груза с учетом количества километров до границы судьей при рассмотрении дела дана надлежащая оценка, они обоснованно признаны несостоятельными.

Обращение (...) от (...) г. о корректировке таможенной стоимости товаров по таможенной декларации после выпуска товара, содержащее иные сведения о километраже, нежели ранее представленные в Карельскую таможню, не является основанием для перерасчета скорректированной таможенной стоимости, поскольку сведения основаны лишь на отчете (...) по состоянию на (...) г., что в силу положений пункта 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза и пункта 3 статьи 2 Соглашения является недостаточным, так как требуется достоверная, количественно определенная и документально подтвержденная информация.

Дело рассмотрено и наказание назначено правильно.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 июля 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Гестион» оставить без изменения, а жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Гестион» Фроловой Ю.Ю. - без удовлетворения.

Судья

С.В.Коваленко

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка