СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 августа 2010 года Дело N 33-9802/2010

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Суханкина А.Н., судей Васильевой А.С., Сомовой Е.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании 17.08.2010 гражданское дело по иску Шипицына А.С. к Муниципальному образованию «город Нижний Тагил», Правительству Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о возложении обязанности предоставить жилые помещения,

по кассационной жалобе представителя ответчика муниципального образования «город Нижний Тагил» -Бунькова А.В. на решение Ленинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 11.05.2010.

Заслушав доклад судьи Васильевой А.С., судебная коллегия

установила:

Шипицын А.С. обратился в суд с иском к Муниципальному образованию «город Нижний Тагил» о возложении обязанности предоставить жилое помещение, пригодное для проживания. В обоснование иска указал, что его отец -А. скончался ( / / ), мать - Б. скончалась ( / / ). Он был помещен в муниципальное образовательное учреждение «Детский дом -школа №...» и находился там до 28.10.2004. Постановлением Главы города Нижний Тагил Свердловской области №... от 28.10.2004 он был переведен в муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) «Детский дом №... для детей с отклонениями в развитии ... и  находился там до своего совершеннолетия. В период с 09.02.2001 по 19.11.2004 он был зарегистрирован по адресу: ..., с 19.11.2004 по 27.03.2006 - по адресу: ..., с 02.06.2006 года по 30.08.2006 - по адресу: .... С 05.10.2006 по настоящее время он зарегистрирован по адресу: .... Кроме того, в настоящее время он состоит в очереди на получение жилья, его очередь №.... Полагает, что он имеет право на получение жилья в первоочередном порядке, на основании абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.96г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся, под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Его право на получение жилья в первоочередном порядке предусмотрено также ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Истец просит суд обязать ответчика муниципальное образование «город Нижний Тагил» предоставить ему на условиях социального найма квартиру площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенную, применительно к данному населенному пункту город Нижний Тагил, отвечающую санитарным и техническим требованиям.

В процессе рассмотрения дела по ходатайству представителя ответчика МО «город Н.Тагил» в качестве соответчиков были привлечены Правительство Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме. Истец дополнительно указал, что в 2006 году он был выпущен из детского дома и поступил в училище №..., но там ему было предоставлено койко-место, где его оскорбляли, воровали у него вещи, забирали паспорт. В последующем он был поставлен на очередь по улучшению жилищных условий, при обмене паспорта. Никакое жилое помещение за ним не закреплялось. Просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика муниципального образования «город Нижний Тагил» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом и своевременно.

Представитель ответчика Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом и своевременно, представил суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»  дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В целях обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, в начале каждого календарного года Правительством Свердловской области утверждается порядок обеспечения, которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений, осуществляется органами местного самоуправления. Данные жилые помещения строятся за счет средств бюджета Свердловской области и безвозмездно передаются в собственность органов местного самоуправления. В настоящий момент принято и действует постановление Правительства Свердловской области от 20.04.2010 №646-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения за счет средств областного бюджета». В соответствии с законом Свердловской области от 16.12.2008 (в редакции от 20.11.2009) №119-03 «Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, как главному распорядителю бюджетных средств бюджетных ассигнований на 2010 год предусмотрено 229 370 тыс. руб. Главным распорядителем в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13,11.2009 № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое в соответствии со ст.ст.6, 158 БК РФ распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Правительство Свердловской области, в соответствии с действующим законодательством, обеспечивает в данной сфере составление проекта областного бюджета, представляет в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год (ст.13 Областного закона от 04.11.1995 №31-03 «О Правительстве Свердловской области»). Таким образом, исковые требования к Правительству Свердловской области являются необоснованными, поскольку расходные обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, субъектом РФ - Свердловской областью выполняются, а обязательств по предоставлению (заключению договоров социального найма) жилых помещений за субъектами РФ действующим законодательством не предусмотрено.

Представитель ответчика Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом и своевременно извещен о времени и месте судебного заседания, представил суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что просит данное гражданское дело рассмотреть в свое отсутствие, исковые требования не признает, считает Министерство финансов Свердловской области ненадлежащим ответчиком. Также указал, что в соответствии с Положением о Министерстве Финансов Свердловскойобласти, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 27.03.2007№ 241-1111 Министерство финансов Свердловской области являетсяуполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловскойобласти по управлению средствами областного бюджета. В функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства. Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности детям-сиротам. Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях но социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В целях исполнения данного расходного обязательства в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот ежегодно предусматриваются бюджетные средства, в частности: на основании Закона Свердловской области от 20.11.2009 №96-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» 229 370 тыс. руб. Кроме того, Правительством Свердловской области ежегодно утверждается Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот за счет средств областного бюджета. Согласно указанным Порядкам, Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (ранее вместо Фонда было Министерство общего и профессионального образования Свердловской области) заключает государственный контракт на долевое строительство (приобретение) жилья для граждан из числа детей-сирот. Затем жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета, поступают в государственную казну Свердловской области. На основании приказа министра строительства и архитектуры Свердловской области, построенные (приобретенные) жилые помещения распределяются детям-сиротам и после распределения безвозмездно передаются в муниципальную собственность. На этом деятельность исполнительных органов государственной власти Свердловской области заканчивается. Вес юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для внеочередников, должны быть совершены органами местного самоуправления. К данным действиям относится прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования «город Нижний Тагил», оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, государственная регистрация права собственности на переданное имущество, зачисление данного имущества в реестр муниципального имущества, заселение данных жилых помещений. Также указал, что функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, ранее выполняемые Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, с 01.01.2010 в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 №1631-ПП, Законом Свердловской области от 20.11.2009 №96-03 «Об областном бюджете на 2010 год» возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Таким образом, Министерство финансов Свердловской области в предоставлении жилья детям-сиротам не участвует, поскольку данное полномочие не входит в его компетенцию. Просит в удовлетворении требований к Министерству финансов Свердловской области отказать.

Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом и своевременно извещен о времени и месте судебного заседания. В письменном отзыве на исковое заявление указал, что просит рассмотреть данное дело в свое отсутствие, возражает против заявленных исковых требований, поскольку Министерства строительства и архитектуры Свердловской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области с 2010 года Министерство строительства и архитектуры является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей - сирот жилыми помещениями. Согласно закону об Областном бюджете на текущий год на приобретение жилья для детей-сирот выделено 229 370 тыс. руб. На сегодняшний день Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 №646-ПП утвержден порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному постановлению, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей- сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей- сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей- сирот, нуждающихся в жилье, в 2010 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям- сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям - сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Таким образом, Министерство строительства и архитектуры не обладает полномочиями по распределению жилья детям - сиротам, а обладает полномочиями по приобретению жилья в установленном порядке. Просит отказать в иске к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, так как обеспечение жильем Шипицына А.С. при условии постановки его на учет в администрации муниципального образования будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством.

Решением Ленинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 11.05.2010 исковые требования Шипицына А.С. удовлетворены. На муниципальное образование «город Нижний Тагил» возложена обязанность предоставить  Шипицыну А.С. вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, построенного или приобретенного за счет средств областного бюджета Свердловской области в порядке, установленном для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, представитель ответчика муниципального образования «город Нижний Тагил» -Бунькова А.В. в кассационной жалобе указал, что обеспечение истца жилым помещением относится к государственным полномочиям органов исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с ч.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пп.24 п.2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», а также Законом Свердловской области от 27.04.2007 № 40-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области». Считает, что, возложив на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилого помещения, суд нарушил принцип самостоятельного осуществления ответчиком своих конституционных полномочий. Постановление Правительства СО от 20.04.2010 № 646-ПП, регулирующее порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей сирот, не может в нарушение федерального законодательства обязать орган местного самоуправления принимать решения о предоставлении жилых помещений детям- сиротам и заключать с ними договоры социального найма.

В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель Правительства Свердловской области -Иванова Е.С. - просила законное и обоснованное решение суда оставить без изменения. Также указала, что согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В целях обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, в начале каждого календарного года Правительством Свердловской области утверждается порядок обеспечения, которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления. Данные жилые помещения строятся за счет средств бюджета Свердловской области и безвозмездно передаются в собственность органов местного самоуправления. Полагает, что доводы кассационной жалобы противоречат действующему законодательству. Кроме того, постановление Правительства Свердловской области от 20.04.2010 № 646-ПП регулирует не передачу каких- либо полномочий, а порядок обеспечения определенной категории граждан жилыми помещениями и принято во исполнении Федерального закона от ( / / ) №...ФЗ.

В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель Министерства финансов Свердловской области - Жданова Л.Г. просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать. Указала, что принцип самостоятельного осуществления органами местного самоуправления своих конституционных полномочий в сфере распоряжения муниципальной собственностью на жилое помещение не нарушается, а напротив, муниципальный жилой фонд пополняется за счет средств бюджетов других уровней.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значения для дела, представленным доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пришел к обоснованным выводам.

Как верно установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела, Шипицына А.С., ( / / ) является сиротой. Он обучается в «Профессиональном училище №...» по профессии ..., форма обучения очная, находится на полном государственном обеспечении и зарегистрирован в общежитии училища на время обучения по адресу: ..., проживает в комнате указанного общежития площадью 18, 6 кв.м., вместе с ним проживает еще двое человек.

Из материалов дела ... также следует, что Шипицын А.С. состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с ( / / ) года, относится к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 2010 год в соответствии с постановлением Администрации города от 25 января 2010 года №119 «О списках очередности граждан на получение жилой площади по состоянию на 1 января 2010 года» ему установлен номер очереди..., по списку граждан из числа детей- сирот и  детей оставшихся без попечения родителей №...

Принимая во внимание исследованные в процессе рассмотрения дела доказательства и руководствуясь положениями ст. 1, абз. 2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Свердловской области от 20.04.2010 № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения за счет средств областного бюджета», суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Шипицын А.С. имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, в связи с чем, Муниципальное образование «город Нижний Тагил» обязано предоставить Шипицыну А.С. вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, построенного или приобретенного за счет средств областного бюджета Свердловской области в порядке, установленном для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этот вывод суда подробно мотивирован в решении, соответствует действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам, поэтому оснований для признания его неправильным не усматривается.

Довод кассационной жалобы представителя ответчика муниципального образования «город Нижний Тагил» о том, что обеспечение истца жилым помещением относится исключительно к государственным полномочиям органов исполнительной власти субъекта РФ, был предметом исследования суда первой инстанции и правильно признан несостоятельным по основаниям, изложенным в решении суда. Оснований для переоценки выводов суда судебная коллегия не усматривает. В решении суда указано на обеспечение истца жилым помещением за счет средств бюджета Свердловской области.

Остальные доводы кассационной жалобы судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Доводы жалобы являлись основанием процессуальной позиции ответчика муниципального образования «город Нижний Тагил», были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.

Руководствуясь статьей 347, абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 11.05.2010 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ответчика муниципального образования «город Нижний Тагил» -Бунькова А.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка