ПРЕЗИДИУМ СУДА НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 сентября 2012 года

президиума суда Ненецкого автономного округа

г. Нарьян-Мар 13 сентября 2012 г.

Президиум суда Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Мартынова Е.А.

членов президиума Файзулина М.Г. и Гомола С.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора Ненецкого автономного округа на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 05 декабря 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа от 17 января 2012 года по исковому заявлению прокурора Ненецкого автономного округа в защиту интересов пенсионера Широкого Е.Е. к администрации муниципального образования «Шоинский сельсовет» Ненецкого автономного округа о взыскании суммы незаконного удержания налога на доходы физических лиц.

Заслушав доклад председательствующего Мартынова Е.А., объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, президиум суда Ненецкого автономного округа

у с т а н о в и л:

прокурор Ненецкого автономного округа в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в Нарьян-Марский городской суд с исковым заявлением в защиту интересов пенсионера Широкого Евгения Егоровича к администрации муниципального образования «Шоинский сельсовет» Ненецкого автономного округа (далее - администрация МО «Шоинский сельсовет») о взыскании суммы незаконно удержанного налога на доходы физических лиц.

Решением Нарьян-Марского городского суда от 05 декабря 2011 года в удовлетворении требований исполняющего обязанности прокурора Ненецкого автономного округа о взыскании с администрации МО «Шоинский сельсовет» в пользу Широкого Е.Е. незаконно удержанную с ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за период январь - август 2011 года сумму налога на доходы физических лиц в размере 55806 руб. 40 коп, отказано.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа от 17 января 2012 года указанное решение Нарьян-Марского городского суда оставлено без изменения, кассационное представление прокурора Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.

16 июля 2012 года в суд Ненецкого автономного округа поступило кассационное представление прокурора Ненецкого автономного округа на вышеуказанные судебные постановления.

В кассационном представлении ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, в связи с существенным нарушением норм материального права, которое повлекло вынесение незаконного решения; просит принять новое судебное постановление об удовлетворении заявленных требований.

Полагает, что выводы судов первой и второй инстанций ошибочны и основаны на неправильном толковании норм федерального законодательства, поскольку ежемесячные доплаты к трудовой пенсии муниципального служащего в соответствии с пунктом 2 статьи 217 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

17 июля 2012 года гражданское дело истребовано из Нарьян-Марского городского суда и определением от 16 августа 2012 года кассационное представление с делом передано для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиум суда Ненецкого автономного округа.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Изучив материалы дела, президиум суда Ненецкого автономного округа находит вынесенные по делу судебные постановления подлежащими отмене из-за существенного нарушения норм материального права.

Как установлено судами первой и второй инстанции и не оспаривается сторонами распоряжением главы администрации МО «Шоинский сельсовет» от 21 сентября 2000 г. № 46 «О ежемесячной доплате к государственной пенсии Широкого Е.Е.» Широкому Е.Е. установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии.

Распоряжением администрации МО «Шоинский сельсовет» № 2 от 27 января 2011 года «О перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости лицам, замещавшим выборные должности в муниципальном образовании «Шоинский сельсовет» Ненецкого автономного округа», с 01 января 2011 года определена доплата к ежемесячной пенсии Широкого Е.Е. из расчета 45 процентов от месячного содержания в размере 115632 руб. 00 коп., без учета подоходного налога в размере 52034 руб. 43 коп., а с 01 апреля 2011 года с учетом индексации и без учета подоходного налога в размере 54635 руб. 40 коп.

Распоряжением главы администрации МО «Шоинский сельсовет» от 30 января 2011 г. № 3-осн «О ежемесячной доплате к пенсии Широкому Евгению Егоровичу, замещавшему выборную муниципальную должность председателя исполкома» Широкому Е.Е. определена с 01 января 2011 года ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости в размере 52034 руб. 40 коп.

Право истца на получение ежемесячной доплаты к пенсии и её размер сторонами не оспаривается и соответствует закону НАО от 01.07.2008 г. № 35-ОЗ «О гарантиях лицам, замещающим выборные должности местного самоуправления в Ненецком автономном округе» и закону НАО от 10.04.2000 г. № 232-ОЗ «Об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах представительной и исполнительной власти города Нарьян-Мара, сельских и поселковых Советов народных депутатов Ненецкого автономного округа».

С 01 января 2011 года администрацией МО «Шоинский сельсовет» производилось удержание с доплаты к трудовой пенсии по старости Широкого Е.Е. налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов.

Представленными суду первой инстанции платежными поручениями и счетом № вклада «Пенсионный плюс»  ...  подтверждается, что размер удержанной у Широкого Е.А. суммы налога на доходы физически лиц за период с января 2011 года по август 2011 года составляет 55806 руб. 40 коп.

Факт удержания у истца налога с доплаты к трудовой пенсии и его размер ответчиком не оспаривается.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований, Нарьян-Марский городской суд исходил из того, что доплата к государственной пенсии, установленная муниципальному служащему законом Ненецкого автономного округа от 25.10.2010 г. № 73-ОЗ «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии, к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Ненецком автономном округе» и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления не носит характера возмещения затрат, связанных с выполнением истцом трудовых обязанностей, и не может быть определена как компенсационная выплата, подпадающая под действие пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

По тем же основаниям с данным решением согласился и суд второй инстанции, указав, что ежемесячная доплата к пенсии, выплачиваемая муниципальному служащему за стаж муниципальной службы, не является составляющей пенсии по государственному пенсионному обеспечению, компенсационной и иной выплатой, подпадающими под действие пунктов 1, 2 и 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, и подлежит налогообложению в соответствии с нормами налогового законодательства на общих основаниях.

Президиум суда Ненецкого автономного округа находит, что данные выводы сделаны на неправильном толковании положения статьи 217 Налогового кодекса РФ.

На основании части 1 статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; а государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (пункты 1, 2 статьи 39 Конституции РФ).

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 11 Федеральный закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон о муниципальной службе), муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положением части 1 статьи 24 Закона о муниципальной службе установлено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

При толковании статьи 5 Закона о муниципальной службе и статьи 7 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливается взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской служб, а федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности муниципальной и государственной гражданской служб.

В Определении Конституционного Суда РФ от 13 октября 2009 года № 1190-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шатохина Анатолия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями части 3 статьи 17 Закона Хабаровского края «О муниципальной службе в Хабаровском крае» обращается внимание на одинаковую юридическую природу пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В силу части 3 статьи 23 и части 2 статьи 24 Закона о муниципальной службе дополнительные гарантии муниципальным служащим и размер государственной пенсии муниципального служащего осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов и нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Не относясь к категории социальных доплат к пенсии, установленных статьей 121 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» на основании требований пунктов 3, 4 статьи 4 Федеральный закон от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии как государственным гражданским служащим, так и муниципальным служащим за счет средств соответствующих бюджетов, являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

Следовательно, ежемесячная доплата за выслугу лет к трудовой пенсии муниципального служащего, которая выплачивается за счет средств соответствующего бюджета, является одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет.

Таким образом, на основании пункта 2 статьи 217 Налогового кодекса РФ, ежемесячная доплата за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов не подлежит налогообложению и не должна облагаться налогом на доходы физических лиц, так как предоставляет собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению.

Исходя из вышеизложенного, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований, взыскании с администрации МО «Шоинский сельсовет» в пользу Широкого Е.Е. суммы удержанного налога в размере 55806 руб. 40 коп. - в размере заявленных прокурором и поддержанных истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, пунктом 2 статьи 217 НК РФ, президиум

п о с т а н о в и л:

кассационное представление прокурора Ненецкого автономного округа удовлетворить.

Решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 05 декабря 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа от 17 января 2012 года отменить и принять новое решение:

«Взыскать с администрации муниципального образования «Шоинский сельсовет» Ненецкого автономного округа в пользу Широкого Евгения Егоровича сумму удержанного налога на доходы физических лиц с ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за период с января 2011 года по август 2011 года в размере 55806 (пятьдесят пять тысяч восемьсот шесть) рублей 40 копеек.».

Председательствующий Е.А. Мартынов

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка