СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 09 февраля 2010 года Дело N 33-60/2011

г.Черкесск 09 февраля 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего Байрамуковой И.Х.,

судей Будыка М.Д., Карасовой Н.Х.,

при секретаре судебного заседания Курговой А.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 09 февраля 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Смирновой О.А. к Управлению Государственногоучреждения - Отделения Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике в Зеленчукском районе о признании незаконным и необоснованным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский(семейный) капитал и возложении обязанности выдать сертификат,

по кассационной жалобе представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике на решение Зеленчукского районного суда КЧР от 29 декабря 2010 года, которым исковые требования Смирновой О.А. удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Байрамуковой И.Х., объяснения представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике Урусовой М.М., действующей на основании доверенности №... от <...>., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения истицы Смирновой О.А., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Смирнова О.А. обратилась с иском в суд к Управлению Государственного Учреждения - Отделения Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике в Зеленчукском районе (далее Управление ГУ-ОПРФ по КЧР в Зеленчукском районе) о признании незаконным и необоснованным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский(семейный) капитал и возложении обязанности выдать ей сертификат. В обоснование иска указала, что 14.04.2010 года обратилась в Управление ГУ-ОПРФ по КЧР в Зеленчукском районе с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на получение материнского капитала, однако в выдаче такого сертификата ей было отказано в связи с тем, что ее ребенок родился мертвым. Факт рождения ею ребенка подтверждается справкой №... от  ... , выданной отделом ЗАГС Ставропольского края по г.Ставрополю. Истица полает, что рождение мертвого ребенка не может являться основанием для отказа в предоставлении дополнительных мер социальной поддержки, в связи с чем решение об отказе в выдаче государственного сертификата на получение материнского капитала считает незаконным.

В судебном заседании истица Смирнова О.А. поддержала свои требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика - Управления ГУ-ОПРФ по КЧР в Зеленчукском районе Урусова М.М. исковые требования Смирновой О.А. не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Решением Зеленчукского районного суда КЧР от 29 декабря 2010 года исковые требования Смирновой О.А. удовлетворены, судом постановлено: признать незаконным решение Управления ГУ-ОПРФ по КЧР в Зеленчукском районе об отказе в выдаче Смирновой О.А. государственного сертификата на материнский(семейный) капитал; обязать Управление ГУ-ОПРФ по КЧР в Зеленчукском районе выдать Смирновой О.А. государственный сертификат на материнский(семейный) капитал.

В кассационной жалобе Управления ГУ-ОПРФ по КЧР ставится вопрос об отмене указанного решения суда, поскольку суд нарушил и неправильно применил нормы материального права. В частности, ответчик ссылается на то, что судом неправильно истолкованы и применены положения Федерального закона №256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

В письменных возражениях на кассационную жалобу истица Смирнова О.А. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы жалобы несостоятельными.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены обжалуемого судебного решения как постановленного с нарушениями норм материального права, поскольку суд неправильно применил материальный закон.

При этом судебная коллегия полагает возможным вынести новое решение, не передавая дело на рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку обстоятельства имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся доказательств.

Как усматривается из материалов дела,  ...  истица Смирнова О.А. родила двоих детей - близнецов, один из которых родился мертвым.

Отделом ЗАГС Ставропольского края по г.Ставрополю Смирновой О.А. на ребенка, который родился живым, было выдано свидетельство о рождении, а в отношении ребенка, родившегося мертвым, была выдана справка за №... о государственной регистрации рождения мертвого ребенка(л.д.6).

Истица обратилась в Управление ГУ-ОПРФ по КЧР в Зеленчукском районе с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал как мать, родившая второго ребенка после 1 января 2007 года. К заявлению в качестве документа, подтверждающего рождение второго ребенка, приложила указанную справку за №... о государственной регистрации рождения мертвого ребенка (форма №26, приложение к Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 года №1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния").

Ответчиком в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Смирновой О.А. было отказано в связи с отсутствием права и не предоставлением свидетельства о рождении одного из детей.

Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования Смирновой О.А., суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие свидетельства о рождении ребенка, и факт рождения этого ребенка мертвым, не препятствуют получению государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, поскольку достаточно наличия документа, подтверждающего факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка, которым является справка по форме №26.

Между тем, с таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 20 декабря 2006 г. №256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий семьи, получение образования детьми, а также повышения уровня пенсионного обеспечения матерей, с учетом особенностей, установленных данным Законом.

Согласно преамбуле указанного Закона его целью является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь.

К субъектам, которые вправе получить дополнительные меры государственной поддержки, в частности, относятся женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г. (п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона №256-ФЗ).

Право на дополнительную государственную поддержку у названных женщин возникает при рождении (усыновлении) второго ребенка и может быть реализовано ими не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) этого ребенка, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 данного Федерального закона(ч.7 ст.3 Федерального закона №256-ФЗ).

Для реализации права на дополнительные меры государственной поддержки женщина вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения данного права путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (часть 1 статьи 5); при этом в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации ими этого права предусматривается ведение соответствующего федерального регистра, который должен содержать информацию о каждом таком лице, в том числе сведения о его детях (статья 4).

Из содержания приведенных выше положений Федерального закона N256-ФЗ в системной связи с иными его предписаниями (в частности, преамбулой, частью 2 статьи 3, пунктом 3 части 1.3 и частью 4 статьи 10, частью 3 статьи 11), следует, что законодатель, исходя из целей принятия Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки рождение ребенка живым (т.е. связывает право на получение дополнительных мер государственной поддержки с фактом рождения живого ребенка).

Этот вывод подтверждается и содержанием норм ст.4 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и пункта 14 приложения к Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, которые устанавливают, что при обращении за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал должны быть представлены реквизиты свидетельств о рождении детей. В соответствии же с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается; по просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка, следовательно, требование о предоставлении реквизитов свидетельства о рождении может быть выполнено только в случае рождения живого ребенка.

Признание факта рождения ребенка живым необходимым условием возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки согласуется с установленными законодателем условиями предоставления основных мер социальной защиты гражданам, имеющим детей, - право на получение соответствующих денежных выплат (государственных пособий), предоставляемых в связи с рождением детей и обеспечивающих гарантируемую государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, граждане приобретают лишь при рождении ребенка живым.

Отношения по государственной поддержке и социальной защите материнства, отцовства и детства, осуществление которой является конституционной обязанностью органов публичной власти, - применительно к предоставлению соответствующих мер материальной поддержки в связи с рождением и воспитанием детей - возникают только тогда, когда существует (появляется) ребенок, которому в первую очередь и адресованы защита и забота со стороны государства. В случае же мертворождения не возникает даже потенциальной возможности формирования отношений по предоставлению мер социальной защиты, предусмотренных для граждан, имеющих детей.

Учитывая изложенное, женщина, родившая второго ребенка после 1 января 2007 года в случае рождения первого или второго ребенка мертвыми, правом на получение дополнительной государственной поддержки, не обладает. Соответственно законных оснований для выдачи Смирновой О.А. сертификата на получение материнского(семейного) капитала на основании Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не имеется.

В связи с этим, решение Управления ГУ-ОПРФ по КЧР в Зеленчукском районе об отказе в выдаче сертификата являлось правомерным.

Исходя из изложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, разрешая данное дело, нарушил нормы материального права вследствие их неправильного истолкования, что в соответствии с п.4 ч.1 ст.362, ст.363 ГПК РФ является основанием к отмене вынесенного по делу решения.

Поскольку обстоятельства по делу установлены, судебная коллегия, отменяя обжалуемое решение как незаконное, принятое с нарушением норм материального права, полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение, отказав в удовлетворении заявленных Смирновой О.А. требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.361-364, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Зеленчукского районного суда КЧР от 29 декабря 2010 года отменить и принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Смирновой О.А. к Управлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике в Зеленчукском районе о признании незаконным и необоснованным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский(семейный) капитал и возложении на Управление Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике в Зеленчукском районе обязанности выдать государственный сертификат на материнский(семейный) капитал - отказать.

Председательствующий

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка