СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ РЯЗАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 августа 2012 года

22 августа 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Левковой Г. И.,

судей Красавцевой В. И., Споршевой С. В.,

при секретаре Захаровой Д.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в дело по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Рязанской области на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 20 июня 2012 года, которым постановлено:

Признать за Ваньковым Д.Д. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 15 Федерального Закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Заслушав доклад судьи Левковой Г.И., объяснения представителя Ванькова Д.Д. по доверенности Жуковой Е.П., возразившей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ваньков Д. Д. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании за ним права на меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем.

В обоснование требований указал, что является ветераном Великой отечественной войны, и имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О ветеранах», поскольку является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

С 2007 г. он с супругой зарегистрирован в доме, принадлежащем его дочери ФИО1, расположенном по адресу: <1>. По данному адресу никогда не вселялся, не проживал. Членом семьи дочери не является, общее хозяйство с ней никогда не вел. С указанного времени проживает с супругой в квартире по адресу: <2>. Квартира является двухкомнатной, площадью <…> кв.м, и принадлежит на праве общей долевой собственности дочери истца ФИО1 и зятю ФИО2. Он, истец, с супругой занимают одну комнату в квартире. Комната предоставлена в безвозмездное пользование зятем ФИО2, который также членом их семьи не является, так как никогда с ними совместно не проживал и не вел общее хозяйство.

Нанимателем и собственником либо членом семьи нанимателя или собственника какого-либо помещения он, истец, и его супруга не являются.

В связи с чем, он обратился к ответчику с заявлением о получении мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Решением от 23.03.2011 года ответчик отказал ему в предоставлении указанной меры на том основании, что он в составе семьи из трех человек проживает в жилом помещении по адресу: <1>, площадью <…> кв.м., собственником которого является член его семьи - дочь ФИО1. Обеспеченность каждого члена семьи превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную в г. Рязани, равную 12 кв.м.

Полагая отказ ответчика незаконным, просил признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. «О ветеранах».

По решению суда исковые требования Ванькова Д.Д. удовлетворены.

Не согласившись с постановленным судом решением, Министерство социальной защиты населения Рязанской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, постановить новое решение об отказе Ванькову Д.Д. в удовлетворении требований, в связи с отсутствием нуждаемости истца в улучшении жилищных условий.

В силу ч. 1 ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке. В судебное заседание апелляционной инстанции представитель Министерства социальной защиты населения Рязанской области не явился, о дне рассмотрения дела надлежаще извещен, о причинах неявки не сообщил, не просил об отложении дела слушанием. Суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие лица, участвующего в деле, если в нарушение части 1 ст. 167 ГПК РФ такое лицо не известило суд о причинах своей неявки, и не представило доказательства уважительности этих причин, если признает причины его неявки неуважительными. Учитывая изложенное, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Министерства социальной защиты населения Рязанской области.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Ванькова Д.Д. по доверенности Жукова Е. П., возражая против доводов апелляционной жалобы Министерства социальной защиты населения Рязанской области, просила решение суда оставить без изменения.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ) инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом, обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (в ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

В силу пункта 1, пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, в том числе, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 N 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Распоряжением Правительства Рязанской области от 23.12.2005 N 464-р (ред. от 23.03.2009), в целях реализации вышеуказанного постановления Правительства РФ, Министерство социальной защиты населения Рязанской области определено уполномоченным органом по использованию средств федерального бюджета, направленных на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Законом Рязанской области от 02.03.2010 N 12-ОЗ «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в Рязанской области» утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно статье 2 названного Закона формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпунктах 2,3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление им жилых помещений в собственность.

В силу подпункта 1 пункта 1 названного Порядка, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Учет заявлений граждан о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется Министерством социальной защиты населения Рязанской области путем формирования сводного списка граждан исходя из даты и времени обращения (пункт 8 Порядка). Министерство рассматривает полный комплект документов, представленный гражданином, и направляет ему уведомление о предоставлении либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем (пункт 10 Порядка).

Как следует из материалов дела, и установлено судом, что Ваньков Д.Д.,  ...  рождения, является участником Великой Отечественной войны. Указанное обстоятельство никем не оспорено, и подтверждается имеющимися в материалах гражданского дела доказательствами.

23.03.2011 года Министерство социальной защиты населения Рязанской области отказало ему в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильём в порядке, определенном Законом Рязанской области «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в Рязанской области» на том основании, что он в составе семьи из трех человек проживает в жилом помещении по адресу: <1>, площадью <…> кв.м., собственником которого является член его семьи - дочь ФИО1. Обеспеченность каждого члена семьи превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную в г. Рязани, равную 12 кв.м.

Удовлетворяя требования Ванькова Д. Д., суд правильно исходил из того, что истец является участником Великой Отечественной войны, и имеет права на льготы и преимущества, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах». Намеренных действий для признания его нуждающимся в жилых помещениях, истец не совершал.

Так, судом установлено, что Ваньков Д.Д. вместе с супругой ФИО3 до 2007 года были зарегистрированы и проживали <3>. В указанной деревне с 2008 г. никто не проживает. Согласно выписке из похозяйственной книги №, лицевой счет №, предоставленной администрацией МО Енкаевское сельское поселение Кадомского муниципального района, в пользовании Ванькова Д.Д. имеется земельный участок площадью <…> га, жилого фонда не имеется.

С 15.05.2007 г. Ваньков Д.Д. и ФИО3 зарегистрированы в доме №, общей площадью <…> кв.м., расположенного по ул. <1>, принадлежащем на праве собственности ФИО1 (дочери истца). По месту своей регистрации истец с супругой никогда не вселялись и не проживали. Фактически с момента переезда из Кадомского района в г. Рязань в 2007 г. Ваньков Д.Д. с супругой вселены и проживают в двухкомнатной квартире <2>.

Указанная квартира принадлежит на праве совместной собственности ФИО1 и ее супругу ФИО2. В данной квартире супруги Ваньковы пользуются одной комнатой, площадью <…> кв.м. Вторая комната находится в пользовании их внука ФИО4. Комната, в которой проживает истец с супругой, предоставлена им собственником ФИО2 на основании договора безвозмездного пользования от 11.01.2012 г. сроком до 01.01.2013 г.

Приходя к выводу о необоснованности отказа Ванькову Д.Д. в предоставлении мер социальной поддержки, суд правильно исходил из того, что регистрация истца в доме <1> носила формальный характер, членом семьи собственника жилого помещения (своей дочери) он не является. Ваньков Д.Д. не был вселен собственником в жилое помещение в качестве члена своей семьи, не вел с ним совместное хозяйство, имеет отдельный бюджет. Вселение истца с супругой в квартиру <2> произведено на основании договора безвозмездного пользования, который не влечет приобретение прав на это жилое помещение, и может быть расторгнут собственником помещения в любое время.

Вывод суда о том, что истец не является членом семьи собственника жилого помещения, а, следовательно, нуждается в улучшении жилищных условий, не противоречит представленным суду доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка, соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ.

Кроме того, Ваньков Д.Д. и его супруга ФИО3 жилых помещений, зарегистрированных за ними на праве собственности по г. Рязани и Рязанской области не имеют.

Исходя из установленных обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о признании незаконным отказа Министерства социальной защиты населения Рязанской области в предоставлении Ванькову Д.Д. мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

Решение суда постановлено в полном соответствии с приведенными нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права, поэтому является законным и обоснованным и отмене не подлежат.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, были предметом исследования суда первой инстанции, и им в решении дана правовая оценка, соответствующая действующему процессуальному и материальному законодательству.

Выводы суда являются мотивированными, подробно изложены в решении, соответствуют представленным доказательствам, и действующему законодательству.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, которым дана оценка соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием, как противоречащие нормам закона, для отмены состоявшегося решения.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда города Рязани от 20 июня 2012 года в обжалованной части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Рязанской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка