АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 11 сентября 2013 года Дело N А40-96094/2013

Арбитражный суд в составе:

судьи Поляковой А.Б (единолично, шифр - 17-952)

рассмотрев в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ, дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по  Мурманской области

к заинтересованному лицу - ФГУП "Почта России"

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,

без вызова лиц, участвующих в деле,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по  Центральному федеральному округу  обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности на основании ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.

определением от 24.07.2013 заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, в соответствии с ч. 4 ст. 227 и ст. 228 АПК РФ, без вызова сторон.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на осуществление ответчиком почтовых услуг с нарушением условий п. 5 лицензии N 108074, а именно на несоблюдение контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции. Ответственность за указанное нарушение предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, в котором возражало по заявленным требованиям.

Изучив материалы дела, суд считает, заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" выдана лицензия N 108074 от 11.04.2013 г. на предоставление услуг почтовой связи.

Государственными инспекторами Управления на основании Положения об Управлении Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 26.12.2012 N1389, проведено  внеплановое мероприятие по проверке фактов, изложенных в обращении гражданина Севидова А.Д. о ненадлежащем оказании услуг почтовой связи по контролю за соблюдением ФГУП "Почта России" обязательных требований в области связи, установленных Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N221.

В ходе проверки установлено, что ФГУП "Почта России" осуществляет лицензируемый вид деятельности с нарушением п. 5 лицензии (при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Правилами оказания услуг почтовой связи и контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции), а именно: ФГУП "Почта России" допущено нарушение контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции международного EMS-отправления, что является нарушением п. 5 лицензии, пп. "а" п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005г. N 211(далее Правила).

Простой мелкий пакет NRA429869258RU, отправленный 27.12.2012г. из Китайской народной Республики импортирован на территорию Российской Федерации в Место международного почтового обмена Санкт-Петербург-Пулково RI-1 - 02.03.2013г. и передан на таможенный кoнтpoль 02.03.2013. Meлкий пакет после таможенного оформления обработан в ММПО СПБ-Пулково RI-1 и передан на обработку в адрес СПБ Магистральный сортировочный центр 09.03.2013. В СПБ Магистральном сортировочном центре мелкий пакет обработан и сдан в АОПП Пулково 12.03.2013г. адресом Мурманск Магистральный сортировочный центр, поступил в Мурманск Магистральный сортировочный центр 13.03.2013г., доставлен 14.03.2013г. в отделение почтовой связи Мурмаши 184355 и вручен адресату 15.03.2013г.

Контрольный срок пересылки простого мелкого пакета NRA429869258RU между Санкт-Петербургом и п.г.т. Мурмаши Мурманской области (без учета дня приема и времени, необходимого для таможенного оформления) составляет 8 дней. Фактический срок прохождения мелкого пакета по территории Российской Федерации составил 12 дней (с 03.03.13 по 14.03.13), замедление на этапах обработки, пересылки составило 4 дня.

В соответствии с письмом ГЦМПП-филиал ФГУП "Почта России" от 30.04.2013 N 82.4.22-8757-13/6 и приложениями к нему замедление в обработке данного мелкого пакета произошло в Санкт-Петербургском МСЦ и в ММПО Пулково, в связи с большим объемом поступления международной почты (приложение N 5 к протоколу).

Простой мелкий пакет NRA432060284RU, отправленный 11.12.2012г. из США импортирован на территорию Российской Федерации в Место международного почтового обмена Москва 104007 RCI-7 - 04.03.2013г. и передан на таможенный контроль только 10.03.2013г. Мелкий пакет после таможенного оформления обработан в Месте международного почтового обмена Москва 104007 RCI-7 и передан на обработку в адрес Казанского ПЖДП цех 5 уч.5 11.03.2013г. для дальнейшей обработки и отправки по назначению в Мурманский Магистральный сортировочный центр, поступил в Мурманск Магистральный сортировочный центр 14.03.2013г., доставлен 16.03.2013г. в отделение почтовой связи Мурмаши 184355 и вручен адресату 16.03.2013г.

Контрольный срок пересылки простого мелкого пакета NRA432060284RU между Москвой и п.г.т. Мурмаши Мурманской области (без учета дня приема и времени, необходимого для таможенного оформления) составляет 10 дней. Фактический срок прохождения мелкого пакета по территории Российской Федерации составил 12 дней (с 05.03.13 по 16.03.13), замедление на этапах обработки, пересылки составило 2 дня

Государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее Роскомнадзор) по  Мурманской области Дубинец Т.В. 04.06.2013 в отношении ФГУП "Почта России" составлен протокол N74-ПР об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Полномочия административного органа на составление протокола об административном правонарушении установлены п. 3. ст. 27 Федерального закона "О связи", п. 29 постановления Правительства РФ от 02.03.2005 г. N 110 "Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи", ч.4 ст. 28.3 КоАП РФ, Перечнем должностных лиц Роскомнадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом министерства информационных технологий и связи РФ от 14.04.2005г. N 43.

Довод ответчика о том, что полномочия Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области распространяются лишь на территорию Мурманской области, поэтому протокол об административном правонарушении составлен с превышением полномочий, суд отклоняет.

В соответствии с п.6 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций территориальный орган осуществляет возложенные на него полномочия на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации (далее - территория деятельности) в соответствии со схемой размещения территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и на основании Положения о территориальном органе, утверждаемого руководителем Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Территория деятельности территориального органа устанавливается в Положении о территориальном органе (п.7 Положения).

В рассматриваемом случае заявителем проводилась документарная проверка прохождения международных почтовых отправлений, направленных в Мурманскую область, поэтому суд приходит к выводу о том, полномочия административным органом превышены не были.

Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ подлежит рассмотрению в арбитражном суде в соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи".

В силу ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003г. N126-ФЗ "О связи", деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

В настоящее время действует перечень лицензионных условий, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N87, согласно п. 5 раздела XX которого к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Подпунктом "а" п. 47 раздела V "Права и обязанности операторов почтовой связи" Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N221 установлено, что операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.

Статьей 46 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" предусмотрена обязанность операторов связи оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Согласно п.5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 108074 при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральным законом "О связи", Федеральным законом "О почтовой связи", другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов РФ в переделах их полномочий. Порядок оказания услуг почтовой связи определяется Правилами оказания услуг почтовой связи и контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми Правительством РФ.

В силу п. 14 условий ФГУП "Почта России" обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона N176-ФЗ от 17.07.1999 г. "О почтовой связи" операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством Российской Федерации.

Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции" утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 г. N 160.

Контрольный срок пересылки простого мелкого пакета NRA432060284RU между Москвой и п.г.т. Мурмаши Мурманской области (без учета дня приема и времени, необходимого для таможенного оформления) составляет 10 дней. Фактический срок прохождения мелкого пакета по территории Российской Федерации составил 12 дней (с 05.03.13 по 16.03.13), замедление на этапах обработки, пересылки составило 2 дня

При указанных обстоятельствах суд считает установленным событие административного правонарушения, за совершение которого законом предусмотрена административная ответственность; факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, наличие оснований для составления протокола об административном правонарушении; наличие полномочий административного органа, составившего протокол.

Суд также считает установленной вину ФГУП "Почта России" в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ, так как на него, как обладателя лицензии на оказание услуг почтовой связи, возложена обязанность по соблюдению контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, однако, при наличии возможности соблюдения лицензионных требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ФГУП "Почта России" не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Процессуальных нарушений при составлении протокола об административных правонарушениях заявителем не допущено, поскольку ФГУП "Почта России" было извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, о чем свидетельствует уведомление от 21.05.2013 N 1177-05/51,  с приложением уведомления о вручении 24.05.2013.

Согласно материалам дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составлен 04.06.2013 года, а заявление о привлечении к административной ответственности направлено в арбитражный суд почтовой связью 20.06.2013.

В п. 4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъясняется, что несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.




Требования ст.ст. 26.1, 28.2 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении  ответчиком соблюдены.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в Особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем, суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.

Вменяемое предприятию правонарушение, исходя из его существа, согласно которому нарушение условий, предусмотренных лицензией, повлекло нарушение прав конкретного потребителя, исходя из цели законодательства о защите прав потребителей, его направленности на защиту и обеспечение прав граждан на получение надлежащей услуги непосредственно посягает на права потребителя.

При указанных обстоятельствах срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела составляет один год со дня обнаружения административного правонарушения.

Таким образом, срок привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ на дату рассмотрения дела не пропущен.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность предприятия, судом при рассмотрении дела не установлено, в связи с чем суд считает возможным назначить ответчику административное наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренном ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.

На основании  ст.ст.1.5, 2.1, 2.10, 4.5, 14.1 (ч.3), 23.1, 25.1, 25.4, 28.2. 28.3 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 29, 65, 67, 71, 123, 156, 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, суд

решил:

Привлечь ФГУП "Почта России", зарегистрированное в качестве юридического лица за ОГРН 1037724007276, расположенное по адресу: 131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д.37 к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ и наложить на него административный штраф в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей.

Сумма штрафа должна быть перечислена по реквизитам: наименование получателя платежа:  УФК по Мурманской  области (Управление Роскомнадзора по Мурманской области, лицевой счет: 04491А19330); ИНН: 5190128220; КПП 519001001; Код ОКАТО: 47401000000; Номер счета получателя платежа: 40101810000000010005; Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по МО г. Мурманск; БИК: 044705001; Наименование платежа: Прочие административные штрафы; Код бюджетной классификации: 09611690040046000140.

решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный  суд.

Судья А.Б. Полякова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка