АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 28 марта 2013 года Дело N А55-35251/2012
Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2013 года
Полный текст решения изготовлен 28 марта 2013 года
28 марта 2013 года
Дело №
А55-35251/2012
Арбитражный суд Самарской области
в составе
Судьи Бибиковой Н.Д.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Якушкиной Л.И.
рассмотрев в судебном заседании 25 марта 2013 года дело по иску, заявлению
Федерального казенного учреждения Упрдор «Южный Урал»
№
к Обществу с ограниченной ответственностью «РегионБус-Авто»
Третье лицо: Управление государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
О взыскании 69 292руб.70коп.
при участии в заседании
от истца - не явился
от ответчика - не явился
от третьего лица - не явился
Установил:
Федеральное казенное учреждение Упрдор "Южный Урал", г. Челябинск обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «РегионБус-Авто», г. Самара о взыскании с ответчика 69 292руб.70коп.
- в счет возмещения вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством при превышении установленных ограничений по массе и нагрузок на оси.
Ответчик исковые требования не признает, письменный отзыв на иск не представил, в суд не явился. О времени и месте судебного разбирательства ответчик был уведомлен в судебном заседании 22.02.2013г.
На основании ст. ст.122,123,156 АПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что требования истца обоснованы и с учетом уточнения расчета истцом ущерба подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего:
Как следует из материалов дела, 26 апреля 2012 года на стационарном пункте весового контроля СПВК-46, расположенном на км 259 автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-51 «Байкал», при измерении в автоматическом режиме весовых параметров было выявлено превышение предельной допустимой максимальной массы и осевых нагрузок транспортного средства тягач Манн регистрационный № Р852АА63, с прицепом (полуприцепом) Когель регистрационный номер АС 270863, принадлежащего Ответчику.
По данному факту государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, при участии водителя транспортного средства Мустакаева Равиля Махтамовича был составлен Акт № 675 от 26 апреля 2011 г. о превышении транспортным средством ограничений по общей массе и (или) нагрузкам на оси, подписанный водителем указанного ранее транспортного средства без замечаний.
Кроме того, государственным инспектором был составлен Рапорт об обнаружении признаков административного правонарушения за № 259 от 26.04.2011 года, и оформлен расчетный лист разового сбора № 651 от 26.04.2011 г.
Результаты взвешивания транспортного средства зафиксированы в указанном ранее акте о превышении транспортным средством ограничений по общей массе и (или) нагрузкам на оси. Измерение весовых параметров транспортного средства в автоматическом режиме произведено на весовом оборудовании марки СДК AM 01-2-2 № 299, прошедшего метрологическую поверку и имеющем соответствующее свидетельство о поверке № 009456, выданное 31.05.2011 г.
В соответствии с п. 16 Акта № 675 от 26.04.2011 г. размер нанесенного федеральной автомобильной дороге ущерба составляет 69 292руб.70коп.
Между тем согласно уточненному расчету, произведенному истцом, данный ущерб составляет 59 044руб.61коп.
Порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации (далее соответственно - транспортные средства, автомобильные дороги), вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда установлены Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 года № 934). На основании п. 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств. В постановлении Конституционного суда от 17.07.1998 № 22-П указано, что перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденная Минтрансом РФ 27.05.1996 (Зарегистрирована в Минюсте РФ 08.08.1996 № 1146) регулирует порядок перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, а также улицам городов и населенных пунктов. В силу пункта 1.2 Инструкции тяжеловесным грузом признается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров. В силу п. 1.4 Инструкции перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений. Норма ч. 3 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» определяет два условия получения специального разрешения на перевозку по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов: - согласование маршрута транспортного средства; - возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством. Согласно ч. 1 п. 6, ч. 1 п. 9 ст. 31 данного Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, выдача специального разрешения и определения размера причиняемого вреда при перевозке опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В силу пункта 11 статьи 11, части 8 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 3 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934), осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством в отношении участков автомобильных дорог федерального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства. В силу п. 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 374) Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте. В соответствии с пунктами 5.3, 5.4 указанного Положения, Федеральное дорожное агентство организует расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, и осуществляет определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями. Истец был образован на основании приказа Российского дорожного агентства от 22 октября 1999 № 158 и распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2002 №ИС-965-р. Полномочия учредителя в отношении истца осуществляет Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). Устав ФКУ Упрдор «Южный Урал» утвержден приказом Федерального дорожного агентства от 01.06.2011 № 90. Согласно п. 1.2, п. 1.3. Устава ФКУ Упрдор «Южный Урал», истец является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в судах РФ. В силу п. 3.3.6. Устава ФКУ Упрдор «Южный Урал» согласование маршрутов транспортного средства и выдача специальных разрешений также отнесены к компетенции истца (ФКУ Упрдор «Южный Урал»). Автомобильная дорога 1Р354 закреплена за истцом на праве оперативного управления, что подтверждается следующими документами: 1. Выписка из реестра Федерального имущества № 7165 от 27.04.2009 года; 2. Распоряжение Министерства имущественных отношений РФ № 3161-р от 10.09.2002 года; 3. Распоряжение Министерства имущественных отношений РФ № 367-р от 30.01.2003. С учетом изложенного, истец обладает полномочиями на взыскание суммы ущерба по акту № 675 от 26.04.2011.
С целью досудебного урегулирования возникшего спора, истец направил в адрес ответчика претензию от 17.09.2012. Данная претензия возвращена истцу с отметкой органа связи об отсутствии адреса.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные издержки отнести на ответчика.
Истец просит взыскать с ответчика 29руб.65коп.- почтовые расходы, понесенные им по отправке вышеуказанной претензии.
Статья 106 АПК РФ устанавливает, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Действующим законодательством не предусмотрено, что для данного вида спора обязателен досудебный порядок урегулирования спора, в связи с чем в удовлетворении заявления истца о взыскании 29руб.65коп.- почтовых расходов, понесенных им по отправке вышеуказанной претензии, следует отказать.
Руководствуясь ст. ст.110,168-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «РегионБус-Авто», г. Самара в пользу Федерального казенного учреждения Упрдор "Южный Урал",г. Челябинск 59 044руб.61коп. - в счет возмещения вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством при превышении установленных ограничений по общей массе и нагрузок на оси.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «РегионБус-Авто», г. Самара в доход федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 2 363руб.81коп.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
Н.Д. Бибикова
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка