ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 апреля 2014 года Дело N А60-30554/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2014 г.

постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2014 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лукьянова В.А.,

судей Поротниковой Е.А., Сухановой Н.Н.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Свердловской области (ИНН 6658021579, ОГРН 1036602648444) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.01.2014 по делу N А60-30554/2013.

Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

Правительства Свердловской области - Плинча Н.Г. (доверенность от 21.09.2012 N 01-15-20/55);

открытого акционерного общества "Свердловская пригородная компания" (далее - общество, заявитель; ИНН 6659122795, ОГРН 1056603187442) - Суриков Д.И. (доверенность от 09.01.2014 N 02-ПР);

Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области; ИНН 6671113500, ОГРН 1026605237944) - Пинягина О.Г. (доверенность от 10.01.2014 N 13-10/38).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующими подп. 2 п. 7, абз. 2 подп. 3 п. 7, п. 15 и подп. 1 и 2 п. 18 Порядка и условий предоставления из областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Свердловской области в 2013 и 2016 г., утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 06.05.2013 N 571-ПП "О внесении изменений в Порядок и условия предоставления из областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Свердловской области в 2013 - 2016 годах", утвержденные постановлением Правительства Свердловской области от 01.02.2012 N 68-ПП" (далее - Порядок).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено РЭК Свердловской области.

решением суда от 24.01.2014 (судьи Италмасова Е.Г., Сергеева М.Л., Савина Л.Ф.) заявленные требования удовлетворены частично. Подп. 1 и 2 п. 18 Порядка  признаны недействующими. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Правительство Свердловской области просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать полностью, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, требования полного возмещения расходов транспортной организации законодательно не установлены, так как требования, установленные п. 1 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 8, ст. 12 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", не применимы к отношениям, регламентированным оспариваемым Порядком.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, считает его законным и обоснованным.

РЭК Свердловской области в отзыве на кассационную жалобу просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать, полагая, что необеспечение обществом показателя объема перевезенных пассажиров и показателя объема вагонокилометровой работы, установленного договором об обслуживании обществом пригородных маршрутов регулярных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, приводит к снижению фактических затрат перевозчика и влияет на величину потерь в доходах, что приводит к уменьшению размера субсидий, направленных из областного бюджета.

При исследовании материалов дела судами установлено, что общество является субъектом естественной монополии и осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Свердловской области.

Между Министерством транспорта и связи Свердловской области как уполномоченным государственным органом и обществом 23.01.2013 заключен договор N 2/01-2013 сроком действия с 01.01.2013 по 31.12.2013 об обслуживании пригородных маршрутов регулярных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, согласно которому организация осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа в соответствии с утвержденными паспортами маршрутов и установленными объемами вагонокилометровой работы и графиками движения поездов по тарифам, установленным в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Также между указанными лицами заключено соглашение от 18.02.2013 N 1 о порядке и условиях предоставления в 2013 г. из областного бюджета субсидии на возмещение потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки и багажа в пригородном сообщении на территории Свердловской области, которым определен порядок и условия предоставления субсидии, размер которой определяется исходя из величины потерь в доходах перевозчика.

Перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Свердловской области общество осуществляет по тарифам, установленным постановлением РЭК Свердловской области от 22.10.2012 N 169-ПК "Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Свердловской области, осуществляемые открытым акционерным обществом "Свердловская пригородная компания" (город Екатеринбург)", которым для общества на период действия с 01.11.2012 утверждены предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Свердловской области.

постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, в соответствии с которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право, при условии возмещения убытков, вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в который включен такой вид услуг, как перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

Правительством Свердловской области 06.05.2013 принято постановление N 571-ПП "О внесении изменений в порядок и условия предоставления из областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Свердловской области в 2013 - 2016 годах, утвержденные постановлением Правительства Свердловской области от 01.02.2012 N 68-ПП", которым внесены изменения в установленные постановлением Правительства Свердловской области от 01.02.2012 N 68-ПП порядок и условия предоставления субсидий путем изложения их в новой редакции.

постановление опубликовано 15.05.2013 в официальном издании - "Областной газете" N 210-212.

Считая, что указанное постановление противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Частью 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).

Тарифы на проезд пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения устанавливаются в соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, закрепленном законодательством Российской Федерации.

постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, п. 3 которого предусмотрено, что государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий и контроля за применением указанных цен (тарифов).

При этом государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении осуществляется органами регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, иными нормативными правовыми актами в установленной сфере деятельности и указанным выше положением (п. 4, абз. 1 п. 6 указанного Положения).

постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (далее - постановление N 643) утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством (далее - Перечень). Пунктом 5 данного Перечня предусмотрено, что тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении устанавливаются регулирующими органами.

Основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы определен метод экономически обоснованных затрат.

При установлении тарифов, сборов и платы с учетом необходимости обеспечения доступности услуг железнодорожного транспорта для населения, а также конкурентоспособности экономики страны допускается применение перекрестного субсидирования в отношении регулируемых тарифов, сборов и платы, а также при необходимости определяются меры по компенсации потерь в доходах субъекта регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 13 Постановления N 643).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17- ФЗ) тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.

В силу п. 3 ст. 8 Закона N 17-ФЗ потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Как отмечено судом первой инстанции, обжалуемый Порядок предусматривает предоставление субсидий из областного бюджета на частичное возмещение затрат и недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта, что не соответствует приведенным выше нормативным правовым актам Российской Федерации.

Правовое регулирование отношений, связанных с реализацией полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению субсидий коммерческим организациям, осуществляется положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В порядке ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий, которые предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

В силу п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подп. 2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Между тем в соответствии с подп. 1 и 2 п. 18 Порядка Министерство транспорта и связи Свердловской области принимает решение о сокращении объема субсидии, в том числе, в случае необеспечения организацией показателя объема перевезенных пассажиров и в случае необеспечения организацией показателя объема вагонокилометровой работы, установленных договором на каждый месяц в течение срока действия договора. В случаях, указанных в подп. 1 и 2 ч. 1 настоящего пункта, Министерство имеет право уменьшить размер, перечисляемой субсидии пропорционально снижению показателей, установленных договором, указанных в подп. 1 п. 7 настоящего Порядка.

Учитывая, что федеральное законодательство имеет большую юридическую силу, суд правильно признал правомерными требования о признании недействующими подп. 1 и 2 п. 18 Порядка, предусматривающих частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта, что нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.01.2014 по делу N А60-30554/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Свердловской области - без удовлетворения.

Председательствующий В.А. Лукьянов

Судьи Е.А. Поротникова

Н.Н. Суханова

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка