СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 января 2011 года Дело N 33-711

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Хлопушиной Н.П.

судей Кузнецова С.Л., Вороновой М.Н.

при секретаре Трушкине Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 18 января 2011 года дело по кассационной жалобе Савостьянова Н.М. на решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 12 ноября 2010 года по заявлению Савостьянова Н.М. о признании недействительными приказа Управления юстиции по Московской области от.09.03.2010 года «О государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования», решения Совета депутатов Наро - Фоминского муниципального района №77/6 от 26.02.2010 года «О внесении изменений в Устав муниципального образования Наро-Фоминский муниципальный район».

Заслушав доклад судьи Хлопушиной Н.П., объяснения представителя Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области - Малыхиной С.М., Савостьянова Н.М.

установила:

Савостьянов Н.М. обратился в суд с заявлением о признании недействительными приказа Управления юстиции по Московской области от.09.03.2010 года «О государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования», решения Совета депутатов Наро - Фоминского муниципального района №77/6 от 26.02.2010 года «О внесении изменений в Устав муниципального образования Наро-Фоминский муниципальный район».

В обоснование заявленных требований Савостьянов Н.М. указал, что при проведении правовой экспертизы оспариваемого решения Управление юстиции обязано было проверить процедуру принятия решения Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района и правомочность Совета депутатов, принявшего оспариваемое решение. Управление юстиции не имело права регистрировать изменения в Устав муниципального образования Наро-Фоминский муниципальный район. Оспариваемое решение противоречит п.3 ст.6 ФЗ №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан в Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления». Оспариваемое решение подписано неуполномоченным лицом. Оспариваемое решение №77/6 принято нелегитимным Советом депутатов.

Представители Совета депутатов Наро - Фоминского муниципального района с заявлением не согласились, просили отказать в удовлетворении требований.

Прокурор против удовлетворения требований заявителя возражал.

Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 12 ноября 2010 года Савостьянову Н.М. отказано в удовлетворении требований.

В кассационной жалобе Савостьянов Н.М. просит об отмене решения суда.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения Савостьянова Н.М., представителя Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с п. 6 ст. 44 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном Федеральным законом.

Как усматривается из материалов дела, решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района № 77/6 от 26.02.2010 г. внесены изменения в Устав муниципального образования Наро - Фоминский муниципальный район. Указанный муниципальный правовой акт зарегистрирован Управлением Министерства юстиции по Московской области, опубликован в газете «Основа». Решение подписано и.о. главы Наро-Фоминского муниципального района. Проект указанного решения был опубликован, назначены и проведены публичные слушания в установленном порядке.

Решение Совета депутатов о внесении изменений в устав муниципального образования в силу п. 6 ст. 44 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вступает в законную силу только после его государственной регистрации.

На момент принятия решения Совета депутатов № 77/6 от 26.02.2010 г. полномочия главы Наро-Фоминского муниципального района были досрочно прекращены, что подтверждено постановлением администрации Наро-Фоминского муниципального района №64 от 15.01.2010 г., в связи с чем решение подписано исполняющим обязанности главы Наро-Фоминского муниципального района - первым заместителем главы администрации Наро-Фоминского района Савостиным В.Н., в соответствии с пунктом 8 статьи 26 Устава Наро-Фоминского муниципального района в редакции, действовавшей на момент принятия решения.

Таким образом, оспариваемое решение было подписано уполномоченным лицом, в соответствии с Уставом муниципального образования Наро-Фоминский муниципальный район.

Ссылка заявителя на установленное частью 5 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ требование о том, что порядок формирования представительного органа местного самоуправления, установленный пунктом 2 части 4 статьи 35 данного Федерального закона, мог быть изменен не ранее чем через два года со дня начала работы сформированного представительного органа несостоятельна, поскольку названный Федеральный закон, в редакции Федерального закона от 27.12.2009 г. № 365-ФЗ подобных ограничений не содержит.

Таким образом, доказательств того, что принявший оспариваемое решение Совет депутатов Наро-Фоминского муниципального района сформирован в нарушение закона, нелегитимен и поэтому не мог принимать оспариваемое решение, не представлено.

Довод заявителя о незаконности оспариваемых решений в связи с подачей им жалобы в Московский областной суд на нарушение конституционных прав в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона №138-ФЗ от 26.11.1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления», несостоятелен. Решением Московского областного суда от 10 декабря 2009 г. по гражданскому делу по заявлению Савостьянова Н.М. и Корчагина А.И. о назначении выборов Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Савостьянову Н.М. в удовлетворении заявления отказано. Определением Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2010 г. решение оставлено без изменения.

Указанными судебными постановлениями установлено, что решением от 08 октября 2009 года Совет депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области досрочно прекратил полномочия в связи с самороспуском. При этом Совет признал целесообразным формирование нового состава Совета депутатов в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ. 30 октября 2009 года Совет депутатов Наро-Фоминского муниципального района в новом составе был сформирован в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ. Доводы заявителей о нарушении при формировании Совета требований закона признаны несостоятельными, каких-либо нарушений прав заявителей избирать и быть избранными в органы местного самоуправления не установилено.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона исполняет полномочия его председателя.

На момент формирования Совета депутатов по принципу делегирования в октябре 2009 г. избранный на муниципальных выборах глава Наро-Фоминского муниципального района А.Н. Баранов в соответствии со ст. 26 Устава Наро-фоминского муниципального района возглавлял администрацию Наро-Фоминского муниципального района. Учитывая, что срок полномочий избранного главы истекал только в 2012 году, а в силу п. 4. ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации, указанные нормы закона №131-ФЗ не могли вступить одновременно, в связи с чем полномочия органов местного самоуправления определялись Уставом муниципального образования Наро-Фоминский муниципальный район.

Представленный заявителем ответ Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10.12.2009 г. № 3.20-32/769 не подтверждает неправомочности Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района, принявшего оспариваемое решение, является разъяснением законодательства, выражает лишь мнение, не содержит установленных обстоятельств.

Судом обоснованно не установлено противоречий внесенных оспариваемым решением изменений в Устав муниципального образования Наро-Фоминский муниципальный район Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Ссылка заявителя о нарушении при принятии оспариваемого решения а Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 23.10.1996 г. № 138-ФЗ не состоятельна, поскольку сфера действия этого закона установлена в ст. 1 закона, и ни одного из перечисленных в указанной статье случаев в момент принятия оспариваемого решения не существовало.

Порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований и изменений в устав установлен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".

Согласно статье 3 указанного Федерального закона, устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. Для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, регистрирующий в орган направляются:

1) новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями;

2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта, а также протокола заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт;

3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение слушаний предусмотрено федеральным законом.

Все необходимые документы для государственной регистрации изменений в устав были представлены в Управление Министерства юстиции по Московской области, что подтверждено сопроводительным письмом и.о. главы Наро-Фоминского муниципального района Савостина В.Н. о направлении пакета документов для государственной регистрации изменений в устав от 26.02.2010 г. и описью документов от 27.02.2010 г. с отметкой о принятии.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. №97 ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований", решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации. Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, а также проверки соблюдения установленного в соответствие с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования.

Проверка соответствия правового акта Совета депутатов муниципального образования «Наро-Фоминский муниципальный район» № 77/6 на соответствие законодательству была проведена, что подтверждено заключением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области № 1519-ГР от 09.03.2010 г., приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области № 1519-ГР от 09.03.2010 г. «О государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования». Заключение и оспариваемый приказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области подписаны уполномоченным на то приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области от 16.01.2009 г. № 23-к «О распределении обязанностей» лицом.

Таким образом, оснований для признания недействительными решения Совета депутатов Наро - Фоминского муниципального района №77/6 от 26.02.2010 года «О внесении изменений в Устав муниципального образования Наро-Фоминский муниципальный район», приказа Управления юстиции по Московской области от.09.03.2010 года «О государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования», не имеется.

При таких обстоятельствах решение суда законное и оснований для его отмены не имеется.

Доводы кассационной жалобы не состоятельные и не могут повлечь отмену решения суда.

Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 12 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка