ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 марта 2017 года № 361


О проекте федерального закона № 90991-7 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях
 устранения противоречий в сведениях государственных реестров"



Рассмотрев проект федерального закона № 90991-7 "О  внесении изменений в  законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров", внесенный в порядке реализации права законодательной инициативы Правительством Российской Федерации (выписка из протокола заседания Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 09.02.2017 № 27 (23)), Законодательная Дума Томской области

постановляет:


1.  Поддержать принятие проекта федерального закона № 90991-7 "О  внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров" с учетом замечаний и предложений согласно приложению.

2.  Направить настоящее постановление в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.

Председатель
Законодательной Думы
Томской области
О.В.Козловская


Приложение к постановлению
Законодательной Думы
Томской области
от 30.03.2017  № 361


Замечания и предложения
Законодательной Думы Томской области к проекту федерального закона
№ 90991-7 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров"



Проблему устранения противоречий между лесным реестром и Единым государственным реестром недвижимости, на разрешение которой направлен представленный проект закона, для Томской области считаем актуальной.

На территории земель лесного фонда Томской области образовано 21 лесничество, на каждое из которых зарегистрированы права Российской Федерации как на лесные (земельные) участки.

56 процентов территории лесничеств поставлено на государственный кадастровый учет. При проведении работ по постановке на государственный кадастровый учет двух лесничеств - Васюганского и Александровского ФГУП "Рослесинфорг" выявлено более 3900 пересечений  земель лесного фонда с землями иных категорий. В результате проверки и анализа причин возникновения пересечений земель лесного фонда с земельными участками иных категорий земель было установлено, что такие пересечения возникли в результате деятельности органов местного самоуправления и их правопредшественников (советов народных депутатов и их исполнительных органов еще в советское время) по предоставлению земельных участков для работ, связанных с недропользованием, прокладкой линий электропередач, дорог и тому подобное, то есть освоением  нефтяных запасов Западной Сибири в советский период и 90-е годы XX столетия. Нарушений права собственности Российской Федерации в результате таких пересечений, как правило, не возникает, поскольку лесные участки лесничеств пересекаются с земельными участками также принадлежащими Российской Федерации, но иной категории - землями промышленности.

На территории муниципального образования "Томский район" выявлено 624 пересечения земельных участков, находящихся в собственности муниципалитета и земель лесного фонда, входящих в границы лесничеств. Пересечения возникли в связи с тем, что в муниципальную собственность были оформлены земельные участки, ранее учтенные как участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, учтенные в государственном кадастре как земли сельскохозяйственного назначения. В результате судебных разбирательств по одному из участков в признании права собственности Российской Федерации по иску прокурора было отказано (дело рассматривал суд общей юрисдикции), а впоследствии по двум участкам получены решения Арбитражного суда Томской области о признании отсутствующим права муниципальной собственности, которые вступили в законную силу. Последние исковые заявления были поданы от имени Управления Росимущества по Томской области при поддержке Департамента лесного хозяйства Томской области.

В Томской области с 2011 года создана и в настоящее время действует рабочая группа для решения вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений государственного кадастра недвижимости, Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного лесного реестра о лесных участках под председательством руководителя Управления Росрегистрации по Томской области, в которую входят и представители Департамента лесного хозяйства Томской области.  В настоящее время по данным, представленным представителями  Управления Росрегистрации по Томской области, согласно сведениям из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), поставленная на государственный кадастровый учет территория земель лесного фонда почти в 1,5 раза превышает площадь территории Томской области. По данным государственного лесного реестра (далее - ГЛР) площадь земель лесного фонда составляет 28 млн. га или  91 % от площади территории Томской области. Таким образом, данные ГЛР являются более достоверными, чем данные ГКН и ЕГРП. Считаем, что такая ситуация сложилась в результате постановки на государственный кадастровый учет одних и тех же земель лесного фонда по два и более раз. Двойной учет земельных участков в ГКН стал возможен из-за того, что органы по государственной регистрации и ведению государственного кадастра недвижимости не смогли идентифицировать и выявить наложение  земельных  участков земель лесного фонда. Например, территория земель лесного фонда Первомайского лесничества Томской области была учтена в ГКН 4 раза. Первый раз территория Первомайского лесничества была поставлена на кадастровый учет после проведения государственной регистрации права Российской Федерации в 2008 году на основании данных, переданных из ЕГРП в ГКН. Второй раз - в 2009 году после проведения кадастровых работ ФГУП "Рослесинфорг".  В связи с отсутствием государственной регистрации права Российской Федерации сведения о постановке на государственный кадастровый учет были ошибочно заархивированы. В 2015 часть земель Первомайского лесничества была поставлена на кадастровый учет как отдельные земельные участки, образованные для предоставления в аренду для заготовки древесины на основании государственных контрактов.  Наложение земельных участков не было выявлено, так как первый раз лесничество было поставлено на  кадастровый учет декларативно, то есть без установления границ, а данные о границах, полученные в результате кадастровых работ ФГУП "Рослесинфорг" были заархивированы. В 2016 году орган кадастрового учета выявил наличие земельных участков лесного фонда, на которые были зарегистрированы права до 1998 года и выданы государственные акты земельным комитетом.  Эти данные орган кадастрового учета внес в ГКН самостоятельно, при этом не идентифицировал земельные участки с участками, внесенными в ГКН  в 2008 году, то есть в первый раз. В 2016 году на основании заявления ФГБУ "Рослесинфорг", то есть в четвертый раз, данные о проведенном кадастровом учете земель Первомайского лесничества 2009 года были разархивированы и возвращены в кадастровый учет, при этом земли лесного фонда вновь не были идентифицированы.

Считаем, что органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и государственный кадастровый учет, не способны идентифицировать  поставленные в ГКН ранее учтенные лесные участки и лесные участки, границы которых установлены в координатах. Вследствие этого обстоятельства достоверной информацией о местоположении и характеристиках лесных участков земель лесного фонда Томской области обладает орган, осуществляющий ведение ГЛР, то есть Департамент лесного хозяйства Томской области. В связи с изложенным считаем, что для решения проблемы необходимо привести данные ЕГРП и ГКН  в соответствие с данными ГЛР, а не наоборот, как это предлагается проектом закона.

Полагаем для того, чтобы данные ЕГРП и ГКН  стало возможным привести в соответствие с данными ГЛР, необходимо провести работу по приведению данных о границах лесничеств Томской области в соответствие с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ  "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ), для чего необходимо прекратить права Российской Федерации на лесные участки - лесничества, а вместо этого внести данные о границах лесничеств в реестр границ государственного реестра недвижимости. Кроме того, предлагаем предусмотреть в проекте закона возможность снятия с государственного кадастрового учета  земельных  или лесных участков, участков земель лесного фонда, находящихся в границах лесничеств по заявлению от органа ведущего ГЛР в целях приведения данных ЕГРП и ГКН в соответствие с данными ГЛР.

Предлагаемый проект закона устанавливает абсолютный приоритет сведений государственного реестра недвижимости или иных документов перед сведениями государственного лесного реестра. Между тем, учитывая, что земли лесного фонда составляют 65 процентов от территории России, единственным достоверным источником сведений о границах лесных земель являются сведения из ГЛР.

Согласно  предлагаемым изменениям в статью 14 Федерального закона  от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" органы, осуществляющие ведение государственного реестра недвижимости, фактически наделяются полномочиями по установлению категории земель или осуществлению перевода земель из одной категории в другую, не учитывая требования  части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, в которой полномочия по переводу земель лесного фонда в земли иных категорий закрепленны за Правительством Российской Федерации.

Предлагаемые изменения в статью 91 Лесного кодекса Российской Федерации противоречат положениям статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ поскольку не учитывают установленный порядок внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в единый государственный реестр  недвижимости.

Предлагаемые изменения в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"  (далее - Федеральный закон № 201-ФЗ) о том, что при переносе сведений о лесных участках из ГЛР в Единый государственный реестр недвижимости границы лесных участков не должны иметь пересечений с границами иных лесных участков противоречат положениям статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации о необходимости обеспечения многоцелевого использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

Предлагаемые изменения в статью 4.6 Федерального закона № 201-ФЗ о том, что сведения о лесных участках могут быть исключены из ГЛР только в случае, если такие участки были образованы в целях заключения договоров аренды, которые были прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений о лесном участке из государственного лесного реестра, необоснованно ограничивают полномочия органа власти, уполномоченного в области лесных отношений, поскольку статья 9 Лесного кодекса Российской Федерации позволяет предоставлять лесные участки не только на правах аренды.

Предлагаемые изменения в статью 29 Федерального закона № 218-ФЗ о том, что внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах земельного участка (правах на него), который в соответствии со сведениями государственного лесного реестра находится в границах лесного фонда, не лишает заинтересованное лицо права на оспаривание в судебном порядке законности возникновения прав на такой земельный участок при отсутствии аналогичного положения в отношении прав и границ участков, которые не относятся к землям лесного фонда, является дискриминационными по отношению к Российской Федерации как публично-правовому образованию и участнику хозяйственного оборота, нарушают положения части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации.

Предлагаемое дополнение Федерального закона № 218-ФЗ статьей 60(2) о том, что из единого государственного реестра недвижимости должны быть убраны сведения о лесном участке, если они противоречат сведениям о земельном участке, правоустанавливающие документы на который выданы до проведения кадастрового учета лесного участка, не учитывает положения части 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения лесного законодательства Российской Федерации периода после 1992 года о том, что земли лесного фонда являются собственностью Российской  Федерации.

Перечисленные положения проекта закона нарушают положения части 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" о запрете  отчуждения  земельных участков в составе земель лесного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов, положения части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации.

Предлагаемый проект закона позволяет уполномоченным органам не проводить  правовую экспертизу документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, необходимость проведения которой установлена статьей 29 Федерального закона  № 218-ФЗ.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что перечисленные в пояснительной записке проблемы  предлагаемыми в проекте закона способами не могут быть разрешены. Кроме того, проект закона содержит положения, необоснованно умаляющие правовое и имущественное положение Российской Федерации как публично-правового образования и субъекта гражданско-правовых отношений, нарушающие требования Конституции Российской Федерации.

Учитывая актуальность затрагиваемых проектом закона вопросов, проект закона поддерживаем при условии существенной его доработки и при условии устранения высказанных в представленном заключении концептуальных замечаний.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»