Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 14 марта 2013 года Дело N А60-3779/2013


[Исковые требования о привлечении к административной ответственности удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2013 года

Полный текст решения изготовлен 14 марта 2013 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н.Присухиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.И. Будалинойрассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Прокурора Кировского района г.Екатеринбурга

к обществу с ограниченной ответственностью "Витамир-Плюс"

(ИНН 6673193773, ОГРН 1086673017155)

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании

от заявителя: Т.А. Флянц, удостоверение,

Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения заявления извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица на основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Прокурор Кировского района г. Екатеринбурга просит привлечь общество с ограниченной ответственностью "Витамир-Плюс" к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ по факту осуществления предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

Проверкой установлено, что ООО "Витамир-Плюс" осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии NЛО-66-02-000185 от 19.02.2009 года, выданной Министерством здравоохранения Свердловской области. Согласно приложению N1 к лицензии NЛО-66-02-000185 от 19.02.2009г. указанная лицензия выдана на осуществление розничной торговли лекарственными средствами аптечным пунктом, расположенным по адресу: г.Екатеринбург, ул. Сулимова, д.ЗЗ-а.

Прокуратурой Кировского района г. Екатеринбурга проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности обществом с ограниченной ответственностью "Витамир-Плюс", находящегося по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Фронтовых бригад, д.7 кв.4, в ходе которой установлен факт реализации аптекой ООО "Витамир-Плюс", расположенной по адресу: г.Екатеринбург, ул.Сулимова, 33А, следующих лекарственных средств: "Седальгин-Neo", "Нурофен-Плюс", "Седал-М", "Туссин-Плюс" (сироп) без рецепта врача.

На основании данных проверки, по факту осуществления предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, 24.01.2013 Прокурором Кировского района г.Екатеринбурга Абрамовым И.П. вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО "Витамир-Плюс" дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материалы административного дела и соответствующее заявление были направлены прокуратурой в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении ООО "Витамир-Плюс" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд считает, что требования заявителя следует удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (далее - Закон о лицензировании), лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ) - фармацевтическая деятельность осуществляется, в том числе аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Согласно пункту 4 статьи 56 Федерального закона Российской Федерации от 12.04.2010 N 61-ФЗ аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, несут ответственность за несоблюдение правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, в том числе осуществляемой юридическими лицами, включая аптечные организации, а также лицензионное требования и условия осуществления фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Положение от 22.12.2011 N 1081). Подпунктом "г" пункта 5 Положения от 22.12.2011 N 1081 предусмотрено, что лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать в том числе следующим лицензионным требованиям: правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности. Согласно пункту 6 Положения от 22.12.2011 N 1081 осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения. В соответствии с пунктом 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, пунктом 6.1 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80, продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Препараты: "Седальгин-Neo", "Нурофен-Плюс", "Седал-М", "Туссин-Плюс" (сироп) в своем составе содержат кодеин, который включен в перечень наркотических средств, внесенный в Список II, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 года N681.

В соответствии с п.2.1, п.2.2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N785 "О порядке отпуска лекарственных средств" все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм. По рецептам, выписанным на рецептурных бланках, формы которых утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. N 110, аптечными учреждениями (организациями) отпускаются:

- наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681, выписанные на специальных рецептурных бланках на наркотическое лекарственное средство;

- психотропные вещества, внесенные в Список III Перечня, выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88;

- иные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами, лечебно-профилактических учреждениях и частнопрактикующими врачами, Перечень которых предусмотрен приложением N 1 к настоящему Порядку (далее - иные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету), выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88;

- лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 сентября 2006 г. N 8322) (далее - лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), а также иные лекарственные средства, отпускаемые бесплатно или со скидкой, выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-04 (л) и формы N 148-1/у-06 (л));

- анаболические стероиды, выписанные на рецептурных бланках формы N 148- 1/у-88;

- остальные лекарственные средства, не включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, выписанные на рецептурных бланках формы N 107/у.

Таким образом отпуск кодеиносодержащих лекарственных препаратов, к которым относится "Седальгин-Neo", "Нурофен-Плюс", "Седал-М", "Туссин-Плюс" (сироп) должен осуществляться по рецепту.

Пунктом 2.6 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2005 года N785, предусмотрено, что при отпуске лекарственных средств по рецепту врача работник аптечного учреждения (организации) делает отметку на рецепте об отпуске препарата (наименование или номер аптечного учреждения (организации), наименование и дозировка лекарственного средства, отпущенное количество, подпись отпустившего и дата отпуска).

Согласно пункту 5 Положения лицензионным требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, правил отпуска лекарственных препаратов (подпункт "г").

В силу пункта 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 года N1081 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882), осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения.

Отпуск препаратов, содержащих кодеин, таких как "Седальгин-Neo", "Нурофен-Плюс", "Седал-М", "Туссин-Плюс" произведен с нарушением отпуска лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача формы N 148-1 /у-88, что подтверждается отсутствием на момент проверки в аптечном пункте ООО "Витамир-Плюс", располагающемся по адресу: г. Екатеринбург, ул. Сулимова, д. 33 А, рецептов получателей вышеуказанных лекарственных препаратов. Указанные факты отпуска препаратов с нарушением лицензионных требований подтверждаются также актом проверки от 07.12.2012 года, объяснением директора ООО "Витамир-Плюс" Рыбиной Г.М.

После проверки, по требованию заявителя, обществом представлены только товарно-транспортные накладные, подтверждающие факт приобретения указанных выше лекарственных средств. Однако рецепты представлены не были.

Таким образом, муниципальным предприятием допущено грубое нарушение условий лицензии.

В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Вина юридического лица состоит в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований положения о лицензировании фармацевтической деятельности, в том числе по надлежащему подбору персонала, его обучению и контролю, но им не были приняты все меры для соблюдения требований законодательства в сфере лицензирования фармацевтической деятельности.

Таким образом, в действиях ООО "Витамир-Плюс" усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного

ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Прокуратурой при производстве по делу об административном правонарушении существенных нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не допущено.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Принимая во внимание, что правонарушение совершено заинтересованным лицом впервые, суд, в соответствии со ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признает указанные обстоятельства смягчающими административную ответственность и полагает возможным назначить административный штраф по минимальному размеру санкции данной статьи - 40000 руб.

Поскольку лицензирование фармацевтической деятельности имеет целью обеспечение здоровья граждан и оказание услуг надлежащего качества, осуществление деятельности с грубым нарушением условий лицензии не может быть признано малозначительным правонарушением (статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Привлечь обществу с ограниченной ответственностью "Витамир-Плюс" (ИНН 6673193773, ОГРН 1086673017155, зарегистрированное по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Фронтовых бригад, д.7 кв.4) к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) руб.

Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:

УФК по Свердловской области (Прокуратура Свердловской области)

ИНН 6658033077

БИК 046577001

Расчетный счет N 40101810500000010010 в ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области г. Екатеринбург

КБК 41511621010010000140

ОКАТО 65401364000.

Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья Н.Н.Присухина