СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 мая 2012 года Дело N 33-1083/2012
11 мая 2012 года г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Республики Карелия
В составе председательствующего Стракатовой З.Е.,
судей Сыромятникова А.В., Данилова О.И.,
при секретаре Тихоновой К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20 февраля 2012 года по заявлению Солнцевой Н.М. о признании незаконными и подлежащими отмене решений Управления Федеральной миграционной службы по Республике Карелия.
Заслушав доклад судьи Данилова О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Солнцева Н.М., имеющая паспорт гражданина Узбекистана, обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы по Республике Карелия о не разрешении въезда на территорию Российской Федерации до ХХ.ХХ.ХХ года и решения от ХХ.ХХ.ХХ г., которым заявителю сокращен срок пребывания на территории Российской Федерации. Оспариваемые решения Солнцева Н.М. считает незаконными, поскольку на законных основаниях пересекла государственную границу Российской Федерации ХХ.ХХ.ХХ года, отделом УФМС России по Республике Карелия в г.Петрозаводск поставлена на учет до ХХ.ХХ.ХХ года. Действительно дважды привлекалась к административной ответственности ХХ.ХХ.ХХ г. и ХХ.ХХ.ХХ г., однако полагает себя законопослушной гражданкой, не представляющей угрозу для общества и безопасности государства. Также указала, что ХХ.ХХ.ХХ г. истек срок действия паспорта гражданина Узбекистана, при обращении в посольство Узбекистана получила информацию о том, что не является гражданкой Узбекистана уже ... лет. На территорию Российской Федерации въехала с детьми еще в ХХ.ХХ.ХХ году, все имущество в Узбекистане продала, родственников там не имеет, дети уже совершеннолетние, но являются студентами и находятся у нее на иждивении.
Решением суда в удовлетворении требований заявителя отказано.
С вынесенным судебным постановлением не согласна заявитель, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Также указывает на несоизмеримость запрета въезда на территорию Российской Федерации с совершенными ею административными правонарушениями, а также на нарушение заинтересованным лицом ее права на гражданство и права на свободное передвижение и выбор места жительства в пределах каждого государства.
В суде апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Канноев Д.Н. против доводов апелляционной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя заинтересованного лица, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации; временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
В соответствии с п. п. 1-4 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
В соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 31 Федерального закона № 115-ФЗ в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней. Иностранный гражданин, не исполнивший обязанность, предусмотренную пунктом 1 настоящей статьи, подлежит депортации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Солнцева Н.М., имея паспорт гражданина Узбекистана, ХХ.ХХ.ХХ года обратилась в УФМС России по Республике Карелия с заявлением о выдаче патента, представив уведомление о постановке ее на миграционный учет на срок с ХХ.ХХ.ХХ года по ХХ.ХХ.ХХ года. ХХ.ХХ.ХХ года заявитель получила патент серии . Однако в ходе проверки законности пребывания заявителя на территории Российской Федерации было выяснено, что ХХ.ХХ.ХХ года она не пересекала границу Российской Федерации, а представленная ею для получения уведомления о постановке на миграционный учет миграционная карта не выдавалась. В связи с этим решением УФМС России по Республике Карелия от ХХ.ХХ.ХХ года был сокращен срок пребывания Солнцевой Н.М. на территории Российской Федерации, выданный патент аннулирован. Кроме того, ранее в соответствии с заключением УФМС России по Республике Карелия от ХХ.ХХ.ХХ года было аннулировано выданное Солнцевой Н.М. разрешение на временное проживание в соответствии с подпунктами 8 и 14 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
В соответствии с представленной миграционной картой последний раз на территорию Российской Федерации заявитель въехала ХХ.ХХ.ХХ года, срок пребывания на территории Российской Федерации установлен до ХХ.ХХ.ХХ года с учетом даты постановки на учет ХХ.ХХ.ХХ года.
Судом также установлено, что Солнцева Н.М. неоднократно привлекалась к административной ответственности: .... По всем фактам привлечения к административной ответственности наложенные штрафы Солнцевой Н.М. оплачены, при этом постановления о привлечении к административной ответственности не обжаловались, вступили в законную силу.
Учитывая то, что заинтересованное лицо в момент постановки Солнцевой Н.М. на миграционный учет ХХ.ХХ.ХХ года не располагало сведениями обо всех фактах привлечения заявителя к административной ответственности, последовало решение от ХХ.ХХ.ХХ г. о сокращении срока пребывания Солнцевой Н.М. на территории Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявления в части оспаривания решения заинтересованного лица от ХХ.ХХ.ХХ г., суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указанное решение принято заинтересованным лицом в пределах предоставленных полномочий, имеет необходимое обоснование. Кроме того, суд учел, что, срок нахождения Солнцевой Н.М. на территории Российской Федерации уже фактически превысил сокращенный срок пребывания, в связи с чем, отмена оспариваемого решения не отразилась бы на правовом положении заявителя.
Судебная коллегия полагает правильным и отказ суда в признании незаконным решения заинтересованного лица о не разрешении Солнцевой Н.М. въезда на территорию Российской Федерации до ХХ.ХХ.ХХ года.
В соответствии с подпунктом 4 ст. 26 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства два и более раза в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, за исключением случаев, когда федеральным законом предусмотрен запрет на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства после однократного совершения ими административного правонарушения на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 3, 7 Инструкции «О порядке информационного взаимодействия органов федеральной службы безопасности, ФМС России и ее территориальных органов по ведению учета иностранных граждан и лиц без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию не разрешен», утвержденной приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 мая 2006 года № 203 дсп /347 дсп, в случае выявления предусмотренных Федеральным законом обстоятельств, являющихся основанием для ограничения въезда иностранному гражданину, в том числе и по нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации, территориальные органы ФМС России оформляют три экземпляра представления в соответствии с правилами заполнения бланка представления. Уполномоченные подразделения территориальных органов ФМС России - инициаторы ограничения въезда иностранному гражданину в течение суток с момента принятия решения направляют в территориальный отдел ФМС России, обслуживающий территорию соответствующего субъекта Российской Федерации, первый и второй экземпляры представления для организации учета и последующей передачи информации в УИР ФМС России. Третий экземпляр представления приобщается к материалам учетного дела на иностранного гражданина.
Как установлено материалами дела, Солнцева Н.М. привлекалась к административной ответственности, сроки, в течение которых лицо считается привлеченным к административной ответственности, по всем правонарушениям не истекли. Заинтересованным лицом соответствующее представление подготовлено и направлено ХХ.ХХ.ХХ года, в нем указано, что въезд Сонцевой Н.М. на территорию Российской Федерации не разрешен до ХХ.ХХ.ХХ года. ХХ.ХХ.ХХ года Солнцевой Н.М. вручено уведомление, где ей указано на необходимость выехать из Российской Федерации в течение 3-х дней с даты ознакомления с уведомлением ввиду принятых и оспариваемых в рамках настоящего дела решений.
Отказывая в удовлетворении заявления Солнцевой Н.М., суд первой инстанции, установив обстоятельства дела, дал им всестороннюю оценку и правильно применил нормы материального права.
Доводы апелляционной жалобы Солнцевой Н.М. о несоизмеримости запрета въезда на территорию Российской Федерации с совершенными административными правонарушениями, а также о нарушении заинтересованным лицом ее права на гражданство и право на свободное передвижение и выбор места жительства в пределах каждого государства являются несостоятельными по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1). При этом данные права в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Иными словами, правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется как общим, так и специальным законодательством. Так, на общих основаниях с гражданами Российской Федерации иностранные граждане подлежат административной ответственности, что соответствует принципам и нормам международного права (статьи 1.1 и 2.6 КоАП Российской Федерации). Регламентация же порядка въезда в Российскую Федерацию, в том числе и в части запрета на въезд в Российскую Федерацию, осуществлена Федеральным законом от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Между тем, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.03.2006 г. № 55-О, уполномоченные органы исполнительной власти и суды, оценивая нарушения тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, как противоправное деяние, а именно как административный проступок, и, следовательно, требующее применение мер государственного принуждения, обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Принимая решение о не разрешении въезда Солнцевой Н.М. на территорию Российской Федерации в виде направления соответствующего представления, заинтересованное лицо, руководствуясь п. 4 ст. 26 Федерального закона от 15.08.1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», учло, что Солнцева Н.М. трижды привлекалась к административной ответственности, на территории Российской Федерации семьи, собственности и работы не имеет, ранее заключением от ХХ.ХХ.ХХ года аннулировано разрешение на ее временное проживание в связи с невыполнением требований миграционного законодательства, а решением от ХХ.ХХ.ХХ г. за использование заведомо поддельного или подложного документа у Солнцевой Н.М. был аннулирован патент.
При таких обстоятельствах решение заинтересованного лица о не разрешении въезда Солнцевой Н.М. на территорию Российской Федерации является законным и обоснованным.
Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, им дана должная правовая оценка, которую судебная коллегия с учетом вышеизложенного находит правильной.
Таким образом, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20 февраля 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Деперсонификацию выполнил помощник судьи
____________________ ... _____ _________________ 2012 г.
«Согласовано» судья Верховного суда Республики Карелия
____________________ (Данилов О.И.), _____ __________________ 2012 г.
«Разместить на сайте суда» Председательствующий состава
____________________ (Стракатова З.Е.), ______ ________________ 2012 г.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка