АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 04 марта 2009 года  Дело N А53-27254/2008

Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2009г.

Полный текст решения изготовлен 04 марта 2009г.

Судья Арбитражного суда Ростовской области М.В. Соловьева,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

Грековой В.И.,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению индивидуального предпринимателя Бородина Евгения Анатольевича к  ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области

третье лицо - ГУ УПФР по г. Таганрогу Ростовской области

о признании незаконным действия  ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области, выразившиеся в не возврате переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 1390 руб., и обязании ответчика возвратить указанную сумму страховых взносов - одна тысяча триста девяносто рублей 00 коп.; о взыскании с ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области в пользу индивидуального предпринимателя Бородина Е.А расходы по уплате государственной пошлины в сумме 500 рублей;

при участии:

от заявителя - Бородин Е.А. (предъявлен паспорт);

от Инспекции - Дымковская Л.А. доверенность №81 от 29.12.2008г.;

от третьего лица - Дроганова К.Р. доверенность №6 от 11.01.2009г.;

установил: в судебном заседании рассматривается заявление индивидуального предпринимателя Бородина Евгения Анатольевича к  ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области, третье лицо - ГУ УПФР по г. Таганрогу Ростовской области о признании незаконным действия  ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области, выразившиеся в не возврате переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 1390 руб., и обязании ответчика возвратить указанную сумму страховых взносов - одна тысяча триста девяносто рублей 00 коп.; о взыскании с ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области в пользу индивидуального предпринимателя Бородина Е.А расходы по уплате государственной пошлины в сумме 500 рублей.

Заявитель представил в материалы дела ходатайство об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ, просил суд обязать ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области вернуть на расчетный счет №42301810952230534961 Сбербанка России филиал №2 Таганрогское отделение №1548 излишне уплаченные страховые взносы на ОПС в сумме одна тысяча триста девяносто руб. 00 коп. (1390 руб.); вернуть государственную пошлину в размере 600 рублей (шестьсот рублей).

Уточнения судом приняты.

Заявитель поддержал позицию, изложенную в заявлении с учетом представленных уточнений.

Представитель ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление, просил суд в заявленных требованиях отказать.

Представитель ГУ УПФР по г. Таганрогу Ростовской области поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ " от 15.12.01 г. № 167-ФЗ ИП Бородин Евгений Анатольевич является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Как видно из материалов дела, предприниматель имеет переплату по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работников, зачисляемых в Пенсионный фонд российской Федерации: накопительная часть КБК 180 1 02 02020 06 1000 160 в сумме 470 рублей и страховая часть КБК 180 1 02 02010 06 1000 160 в сумме 920 рублей. Общая сумма переплаты 1390 рублей.

Это подтверждается квитанциями, актом совместной сверки  расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 6926 по состоянию на 27.01.2009г., актом сверки по страховым взносам на 29.01.2009г. реестром поступлений платежей страхователей за период с 01.01.2007г.  по 31.12.2007г.

02.09.2008 г. предприниматель обратился к начальнику ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области с просьбой вернуть излишне уплаченную сумму в размере 1 390,00 рублей.

Решениями от 18.03.2008г. № 4800 и № 4801  ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области отказала в просьбе предпринимателю, сославшись на то, что до внесения изменений в Федеральный закон от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» налоговые органы не имеют правовых оснований на осуществление зачетов (возвратов).

В материалы дела представлен акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за № 6926 по состоянию на 27.01.2009г. Указанным актом установлено, что за ИП Бородиным Евгением Анатольевичем числится переплата по страховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ.

Суд не может согласиться с отказом ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области в осуществлении возврата, исходя  из следующего.

Согласно ст.2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

При этом, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов (п.1 ст.25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ).

В п.1 ст.13 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ установлено право страховщика - Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких заинтересованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий для органов Пенсионного фонда РФ по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил.

Поскольку нормы Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ не устанавливают порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежит применению положения главы 12 Налогового кодекса РФ.   Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.08.2005 г. № 5735/05, определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.03.2008г. № 3722/08.

В целях регулирования бюджетных правоотношений на основании статьи 6 и пункта 2 статьи 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ), Федерального закона от 21.07.2007 N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" Федеральная налоговая служба признана главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации", в частности, уточнены бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджета и администраторов доходов бюджета. Согласно пунктам 3 и 4 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции указанного Федерального закона бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета; бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся федеральными органами государственной власти, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" пунктом 1 Приказа Федеральной налоговой службы от 26.02.2008 N ММ-3-1/74@ на ее территориальные органы, поименованные в приложении N 1 к данному Приказу, возложены конкретные полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба", в том числе полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению в орган Федерального казначейства платежных документов для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, а также по принятию решения о зачете (уточнении) платежей и представлению соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства. Пунктом 5 вышеназванного Приказа предусмотрено, что полномочия, возлагаемые на территориальные органы Федеральной налоговой службы согласно пункту 1 данного Приказа, осуществляются в порядке, установленном Кодексом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми документами Минфина России, ФНС России, Федерального казначейства, Банка России и другими методическими документами, регламентирующими порядок осуществления возложенных на налоговые органы функций.

Администратор доходов бюджета согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В числе бюджетных полномочий администратора доходов бюджета, определенных пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указаны полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, процентов за несвоевременное осуществление такого возврата, процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению поручений в органы Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, а также по принятию решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представлению соответствующих уведомлений в органы Федерального казначейства. Администратор доходов бюджета осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Таким образом, на основании действующего бюджетного законодательства Российской Федерации администраторы доходов бюджета в лице налоговых органов наделены бюджетными полномочиями по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, об уплате процентов, начисленных за несвоевременное осуществление такого возврата, и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, а также об уточнении соответствующих платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

В пункте 14 ст.78 Налогового кодекса РФ установлено, что правила установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Предусмотренный данной статьей порядок зачета (возврата), не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых, является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Таким образом, утверждение ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области об отсутствии у нее права на осуществление возврата уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, является необоснованным.

В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету, возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика.

Согласно представленному акту совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за № 6926 от 27.01.2009г. за ИП Бородиным Евгением Анатольевичем числится переплата по  страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ в размере  1 390, 00 рублей.

Таким образом, сумма излишне уплаченного платежа в сумме 1 390, 00руб поступила  в бюджет, ИП Бородиным Евгением Анатольевичем заявлены требования об обязании ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области возвратить денежные средства в размере 1 390,00  руб., задолженности перед бюджетом Пенсионного фонда заявитель не имеет, доказательства соблюдения досудебного порядка суду предоставлены.

На основании изложенного, суд обязывает  ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области в течение 1 месяца с даты принятия настоящего решения, произвести возврат индивидуальному предпринимателю Бородину Евгению Анатольевичу, излишне уплаченной суммы  в размере 1 390,00 руб., зачисленной  в Пенсионный фонд РФ на КБК № 180 1 02 02020 06 1000 160 в сумме 470 рублей и КБК №180 1 02 02010 06 1000 160 в сумме 920 рублей.

При подаче заявления заявитель оплатил государственную пошлину квитанциями  на сумму 600,00 руб.

Согласно  ст. 14 Федерального  Закона  от 25.12.2008г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации»  дополнен п. 1  ст. 333.37 НК РФ. В соответствии с указанным  пунктом от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных  судах, освобождаются  государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Расходы по госпошлине  в сумме 500,00 руб. суд относит по заявлению индивидуального предпринимателя Бородина Евгения Анатольевича на инспекцию без выдачи исполнительного листа, в связи с освобождением по ст. 33337  НК РФ.

В виду того, что заявитель уточнил  заявленные требования,  уточнения судом приняты, государственная пошлина в сумме 100,00 руб. признается, как  излишне уплаченная, и  возвращается заявителю на основании ст. 33322  НК РФ.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Обязать ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области в течение 1 месяца с даты принятия настоящего решения, произвести возврат индивидуальному предпринимателю Бородину Евгению Анатольевичу на расчетный счет №42301810952230534961 Сбербанка России филиала № 2 Таганрогского отделения № 1548, излишне уплаченной суммы  в размере 1 390, 00 руб.

Возвратить  из федерального бюджета индивидуальному предпринимателю Бородину Евгению Анатольевичу государственную пошлину в сумме 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном главами 34, 35 АПК РФ.

Судья  М.В. Соловьева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка