АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 22 февраля 2008 года  Дело N А53-19407/2007

Резолютивная часть решения объявлена 18.02.2008г.

Решение в полном объеме изготовлено 22.02.2008г.

Арбитражный суд в составе судьи Л.Г. Петуховой

при ведении протокола судебного заседания судьей Л.Г. Петуховой

рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению

Комитета по управлению имуществом администрации г. Шахты

к закрытому акционерному обществу «Шахтинский авиационно-ремонтный завод «РОСТО»

третьи лица: ТУ Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по  Ростовской области, Администрация г. Шахты

о взыскании 6 529 530 руб. 98 коп.

при участии представителей:

от истца:

Щербаков А.Н.  (дов. от 10.01.2008г. №2);

от ответчика:

Литвинов В.И. (дов. от 18.06.2007г. б/№);

Серебренников А.С. (дов. 26.11.2007 №31/26.11-2007);

от третьих лиц:

Ныркова С.А. (дов. от  14.05.2007 №0999) от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по  РО

установил: Комитет по управлению имуществом администрации г. Шахты обратился в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу «Шахтинский авиационно-ремонтный завод «РОСТО» с требованиями о взыскании 6 529 530 руб. 98 коп., из которых - неосновательное обогащение за пользование земельным участком, кадастровый номер 61:59:03 03 03:0024, расположенным по адресу: г. Шахты, ул. Аэрофлотская, 1, площадью 147 437,50 кв. м за период с 24.03.2004г. по 31.08.2007г. в размере 5 474 048 руб. 20 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период  с 01.04.2007г. по 13.09.2007г. в размере 1 055 482 руб. 78 коп., а всего на сумму 6 529 530 руб. 98 коп.

Определением суда от 20.12.2007г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ТУ Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по  Ростовской области. Определением суда от 17.01.2008г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Администрация г. Шахты Ростовской области.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал и пояснил, что требования заявлены к ответчику о взыскании  неосновательного обогащения за пользование земельным участком, кадастровый номер 61:59:03 03 03:0024, расположенным по адресу: г. Шахты, ул. Аэрофлотская, 1, площадью 147 437,50 кв. м за период с 24.03.2004г. по 31.08.2007г. в размере 5 474 048 руб. 20 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период  с 01.04.2007г. по 13.09.2007г. в размере 1 055 482 руб. 78 коп., а всего  на сумму 6 529 530 руб. 98 коп.

Представитель ответчика - ЗАО «Шахтинский авиационно - ремонтный завод РОСТО» заявленные исковые требования не признал и пояснил, что ЗАО «ШАРЗ РОСТО» является авиационной организацией (ст.1 ФЗ от 08.01.1998 №10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации») и согласно Постановлению Правительства РФ от 02.12.1999 относится к государственной авиации. Согласно п. 5 ст. 90 Земельного кодекса РФ «в целях обес­печения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транс­порта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэ­родромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ре­монта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта». В соответствии со ст. 7 Воздушного кодекса РФ «принадлежность имущества авиации» имущество государственной авиации - может быть только в федеральной собственности, за исключением имущества авиации органов внутренних дел, которое может находиться в собственности субъектов РФ. Согласно ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Согласно подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта. На основании изложенного, распоряжение Мэра г. Шах­ты №1145 от 24.03.2004г. о прекращении права постоянного (бессрочного) поль­зования и утверждения проекта границ земельного участка по ул. Аэрофлотская, 1, г.Шахты, с последующей регистрацией права собственности на него, не может быть применено судом в соответствии со ст. 12 ГК РФ, как противоречащее зако­ну. Также, в соответствии п. 7 «Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государствен­ной собственности на землю», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 № 576, указанное распоряжение принято с превышением полномочий, то есть, ненадлежащим лицом. В силу изложенного, распоряжение Мэра г. Шахты №1145 от 24.03.2004г. не повлекло прекращения у ЗАО «ШАРЗ РОСТО» права постоянного (бессрочно­го) пользования земельным участком, определенного государственным актом от 29.07.1992г. №385.  Прекращение органом местного самоуправления действия ранее выданного государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования землей законодательством не предусмотрено (Постановление ФАС СКО от 17.05.2006 по делу №Ф08-1997/2006). Согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации явля­ется платным. Формами платы являются земельный налог и арендная плата. Соб­ственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, обла­гаются ежегодным земельным налогом. В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Согласно п. 1 ст. 22 ВК РФ «авиация, используемая для осуществления военной, погранич­ной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также дня выполнения мобилизационно-оборонных задач, относится к государственной авиации». ЗАО «ШАРЗ РОСТО» согласно Постановлению Правительства РФ от 02.12.1999г. относится к государственной авиации и выполняет мобилизационно-оборонные задачи в соответствии с Постановлениями Правительства РФ (№ 790-48 от 30.12.03г., № 876-48 от 30.12.04г., №825-50 от 28.12.05г., №812-37 от 28.12.06г.) и оборонный заказ по ремонту авиатехники авиации МО, ФСБ, МВД, МЧС, РОСТО, что подтверждает выполнение им задач по обеспечению обороны и безопасности. Следовательно, поскольку земельный участок, используется для обеспечения обороны и безопасности, ограничен в обороте согласно п.п. 5, 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, то он не является объектом налогообложения. Учитывая то, что данный земельный участок является объектом феде­ральной, а не муниципальной собственности, у Комитета по управлению имуще­ством администрации г.Шахты отсутствуют правовые основания требовать с ответчика оплаты за пользование им.

Кроме того, как указал представитель ответчика, исковые требования  заявлены за сроком исковой давности по требованиям о взыскании денежных средств; истцом изменена категория земель на земли промышленности, в связи с чем када­стровая стоимость земли не соответствует кадастровой стоимости земель транс­порта; какие-либо документы, подтверждающие передачу ЗАО «Шахтинский авиационный завод «РОСТО» земельного участка площадью 147437,50 квадрат­ных метров отсутствуют. Согласно данным БТИ объекты недвижимости ЗАО «Шахтинский авиационный завод «РОСТО» фактически занимают земельный участок площадью 12491,57 квадратных метров.

Представитель ответчика также пояснил, что согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Зе­мельного кодекса Российской Федерации» «государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государст­венной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют рав­ную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним». У ответчика имеется Государственный акт №РО-59-00385 на право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком площадью 21.1 га для размещения завода, расположенный по адресу: г. Шахты, ул. Аэрофлотская, 1, выданный на основании решения Главы администрации г. Шахты от 29.01.1992 №601/9. На основании п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Феде­рации» «юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Зе­мельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переофор­мить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собствен­ность, религиозные организации, кроме того - переоформить на право безвоз­мездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соот­ветствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Арендная плата за использование указанных земельных участков устанавливается в соответствии с решением Правительства Российской Федерации». По мнению представителя ответчика,  до 1 января 2010г. ответчик имеет право постоянного (бессрочного) пользо­вания данным земельным участком. Распоряжения Мэра г. Шахты №1145 от 24.03.2004г. и № 2961 от 28.06.2005г. в соответствии со ст. 12 ГК РФ неприменимы, как противоречащие Постановлению Правительства РФ от 7 августа 2002 г. № 576.  Учитывая то, что данный земельный участок не является объектом муници­пальной собственности, у Комитета по управлению имуществом администрации г. Шахты отсутствуют правовые основания требовать с ответчика оплаты за поль­зование им (постановление ФАС Московского округа от 23 мая 2006 г. по делу № КГ-А41/4159-06).




Представитель ответчика также пояснил, что согласно пп. 5), 7) п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, следующие земельные участки: предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышлен­ности, таможенных нужд и неуказанные в пункте 4 настоящей статьи; 7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров. Однако, несмотря на данное положение, Распоряжением Мэра г. Шахты №1145 от 24.03.2004г. прекращено право постоянного (бессрочного) пользования и утвержден проект границ земельного участка под объектами недвижимости по ул. Аэрофлотская 1, г. Шахты, с последующей регистрацией права собственности на неё. Данное Распоряже­ние было принято на основе обращения руководства завода в виде письма от 21.01.2003г. №253/35-4. Однако ЗАО «ШАРЗ РОСТО» не имело намерения отказаться от пользования землей. Согласно п. 2 ст. 3 Федерально­го закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» данное право переоформлялось в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ. Распоряжение Мэра г. Шахты №1145 от 24.03.2004г. не может быть правовым актом, прекращающим право постоянного (бессрочного) пользования ЗАО «ШАРЗ РОСТО». Мэр г. Шахты не имеет полномочий на прекращения действия Государственного акта № РО-59-00385 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Данная позиция подтверждается и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 мая 2006 года по делу № Ф08-1997/2006. В этом по­становлении сказано: «Прекращение органом местного самоуправления действия ранее выданного государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования зем­лей законодательством не предусмотрено». Согласно п. 7 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе производственных зон пред­назначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предна­значенными для этих целей производственными объектами согласно градостроитель­ным регламентам. В силу п. 8. ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорож­ного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно гра­достроительным регламентам. Не понятна причина отнесения в Распоряжении Мэра г. Шахты земельного участка к производственной территориальной зоне, тогда как пред­приятие ЗАО «ШАРЗ РОСТО» является объектом воздушного транспорта. Таким образом, Распоряжение Мэра г. Шахты от 24.03.2004г. №1145 противоре­чит ст. 236 ГК РФ, ст. 36, 53, 85 ЗК РФ, ст. 3 ФЗ от 25 октября 2001 г. №137 и в соответ­ствии со ст. 12 ГК РФ зашита гражданских прав может осуществляться путем неприме­нения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, проти­воречащего закону.

Третьи лица возражений по существу заявленных исковых требований не заявили, пояснений по иску не представили, что по правилам п.1 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения спора по имеющимся в деле доказательствам.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

ЗАО «Шахтинский авиационный завод «РОСТО» создано в результате преобразо­вания Шахтинского авиационно-ремонтного завода ОСТО РФ и в соответствии с п. 1.2. Устава ЗАО «Шахтинский авиационный завод «РОСТО» является его правопреемни­ком (т.1, л.д. 51).

На основании решения Главы Администрации г. Шахты от 29.07.92г. №601/9 Шахтинскому авиационно-ремонтному заводу был выделен земельный участок площа­дью 21,1 га, расположенный по адресу г.Шахты, ул. Аэрофлотская, 1, на праве постоян­ного (бессрочного) пользования, о чем выдан Государственный акт № РО-59-00385 (т.1, л.д. 48, 131). Данное право в порядке правопреемства перешло к ЗАО «Шахтинский авиационный за­вод «РОСТО».

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 08.01.1998 № 10-ФЗ «О государственном регулиро­вании развития авиации» ЗАО «ШАРЗ РОСТО» является авиационным предприяти­ем. Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.12.1999 №1329 предприятие относится к государственной авиации и выполняет мобилизационно-оборонные задачи в соответствии с Постановлениями Правительства РФ и оборон­ный заказ по ремонту авиатехники авиации МО, ФСБ, МВД, МЧС, РОСТО, что под­тверждается справкой, выданной отделом по военно-мобилизационной работе Администрации города Шахты от 04.12.2007 №141 (т.1, л.д. 99)

На основании распоряжения Мэ­ра г. Шахты от 24.03.2004г. №1145 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок,  площадью 21,1 га, предоставленный ЗАО «Шахтинский авиаци­онно-ремонтный завод «РОСТО» для размещения завода по ул. Аэрофлотская, 1, г. Шахты, и утвержден проект границ земельного участка, площадью 147437,5 кв. м под комплексом нежилых зданий, расположенных в производственной территориальной зоне по ул. Аэрофлотская, 1, г. Шахты.

Как указано в распоряжении Мэ­ра г. Шахты от 24.03.2004г. №1145 прекращение постоянного (бессрочного) пользования землей ЗАО «Шахтинский авиаци­онно-ремонтный завод «РОСТО» было вызвано просьбой ответчика в целях оформления кадастровой карты (плана) и последующей регистрации права собственности на недвижимое имущество (т.1, л.д. 21).

22.07.2004 зарегистрировано право собственности за ЗАО «Шахтинский Авиационно-ремонтный завод РОСТО» на объекты недвижимости, расположенные по адресу г.Шахты, ул. Аэрофлотская, 1 (т.1, л.д. 70-85).

Распоряжением Мэра г. Шахты от 28.06.2005г. №2961 ЗАО «Шахтинский авиаци­онно-ремонтный завод «РОСТО» был предоставлен земельный участок площадью 147437,50 квадратных метров под комплексом нежилых зданий «Наземные службы» и нежилыми зданиями отдела материально-технического снабжения по адресу: ул. Аэрофлотская 1, на условиях аренды, сроком на 49 лет (т.1, л.д. 22).

08.07.2005 между Комитетом по управлению имуществом ад­министрации г.Шахты и ЗАО «Шахтинский авиационно-ремонтный завод РОСТО» был заключен договор аренды земельного участка №1713, площадью 147437,50 квадратных метров, кадастровый номер 61:59:03 03 03:0024, который не прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке и в силу п. 3 ст. 433 ГК РФ является незаключенным (т. 2, л.д. 20).

ЗАО «Шахтинский авиаци­онно-ремонтный завод «РОСТО» арендную плату за пользование земельным участком в период с 24.03.2004 по 31.08.2007 не вносило.

В связи с тем, что договор аренды земельного участка от 08.07.2005 №1713 является незаключенным, по мнению Комитета по управлению имуществом ад­министрации г. Шахты ЗАО «Шахтинский авиаци­онно-ремонтный завод «РОСТО» неосно­вательно сберегло оплату за пользование земельным участком в размере 5 474 048 руб. 20 коп., на которые начислены проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.04.2004 по 13.09.2007 в размере 1 055 482 руб. 78 коп., а всего 6 529 530 рублей 98 копеек., что явилось причиной для обращения с иском в суд.

Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Исходя из положений данной нормы, а также обстоятельств спора, следует, что возможность удовлетворения исковых требований зависит от разрешения вопроса о правах ответчика на спорный земельный участок.

На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления. Изъятия из этого общего правила могут быть установлены законодательством. С учетом понятия земельного законодательства, которое дается в статье 2 ЗК РФ, к земельному законодательству относятся: Земельный кодекс РФ, федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации. Ни в Земельном кодексе РФ, ни в иных федеральных законах каких-либо положений, ограничивающих полномочия муниципальных органов по распоряжению землями, входящими в земли поселений (из которых и был предоставлен земельный участок), не имеется.

Пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ относит земельные участки к недвижимым вещам. Статья 131 ГК РФ устанавливает, что право собственности и иные вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации учреждениями юстиции в едином государственном реестре.

Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает, что законодательство Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 2 и пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 25 Земельного кодекса РФ государственная регистрация сделок с земельными участками является обязательной в случаях, указанных в федеральных законах.

В силу статьи 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97 №122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Статья 609 ГК РФ и статьи 4, 26 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указывают на необходимость государственной регистрации договора аренды земельного участка, соответственно, прав, закрепленных за сторонами этим договором.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 08.07.2005 №1713.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21.07.97 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» данная обязанность распространяется как на арендодателя, так и на арендатора. Доказательства, свидетельствующие о том, что истец или ответчик совершали какие-либо действия, направленные на регистрацию договора в установленном законом порядке, в деле отсутствуют. Таким образом, суд приходит к выводу, что договор аренды от 08.07.2005 №1713 не прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке, а поэтому в силу пункта 3 статьи 433 ГК РФ указанный договор является незаключенным.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог и арендная плата. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» даны следующие разъяснения. Так согласно пункту 12 указанного постановления «если право собственности на здание, строение или иную недвижимость перешло после введения в действие ЗК РФ к лицу, которое в силу п.1 ст. 20 ЗК РФ не может обладать земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, такому лицу до 01.01.2006 надлежит по своему выбору переоформить названное право на право аренды земельного участка или приобрести его в собственность. Аналогичной позиции необходимо придерживаться в случаях, когда право собственности на недвижимость перешло в силу договоров мены, дарения, других сделок, а также в связи с реорганизацией юридического лица в порядке правопреемства». Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ».