АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 14 сентября 2011 года  Дело N А53-15089/2011

Резолютивная часть решения объявлена  «13» сентября 2011.

Полный текст решения изготовлен  «14» сентября 2011.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи Бондарчук Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нечетайло А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Каменскволокно», ИНН 6147019153, основной государственный регистрационный номер 1026102103466, о признании незаконным и отмене постановления Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ростовской области от 29.07.2011г. № 60-11/322 о привлечении открытого акционерного общества «Каменскволокно» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

заинтересованное лицо: Территориальное Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ростовской области,

при участии:

от заявителя: представитель Ульянченко А.В. (доверенность  от 20.05.2011)

от заинтересованного лица:  представители  Закружная  Т.В. (доверенность  от 06.07.2011), представитель  Колодченко Ю.А. (доверенность  от 05.09.2011)

установил: в открытом судебном заседании рассматривается заявление открытого акционерного общества «Каменскволокно» (далее - общество) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ростовской области о признании незаконным Постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ростовской области о назначении административного наказания № 60-11/322 от 29.07.11. Данным Постановлением заинтересованное лицо признало Общество виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее именуемому также КоАП РФ), и назначило ОАО "Каменскволокно" наказание в виде административного штрафа в размере 40.000 руб.

В порядке статьи  163 Арбитражного процессуального  кодекса РФ в судебном заседании 06.09.2011 объявлен перерыв до 13.09.2011 до 15 час. 20 мин., в обоснование чего судом было принято протокольное определение, что получило отражение в протоколе судебного заседания. После перерыва судебное заседание в установленное время было  продолжено.

Представитель заявителя  в судебное заседание явился, требования поддержал в полном объеме и настаивал на их удовлетворении.

Представитель  заинтересованного лица в судебное заседание явился, представил письменный отзыв, в котором просил  в удовлетворении заявления отказать.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

11 июля 2011 года главным государственным таможенным инспектором отдела товарной номенклатуры и торговых ограничений Миллеровской таможни Черепениной Ольгой Ивановной был составлен протокол об административном правонарушении, которым зафиксирован факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол составлен в отсутствие представителя Общества, уведомленного о времени и месте составления протокола письмом исх. №12-13/4590 от 21.06.2011.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 60-11/322 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 29 июля 2011 года на 11.00 часов в помещении заинтересованного лица.

Законный представитель Общества, извещенный о времени и месте рассмотрения дела № 60-11/322 надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении телеграммы (исх. от 22.07.2011 № 58-05-01-17/2143), на рассмотрение дела не явился, а также не направил своего защитника и указанные лица не заявили ходатайства об отложении рассмотрения дела, в связи с чем дело об административном  правонарушении № 60-11/322 в соответствии с ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ рассмотрено в их отсутствие.

Основанием для привлечения к ответственности послужили следующие обстоятельства. В рамках исполнения внешнеторгового контракта №109/09 от 24.03.2009, заключенного между ОАО «Каменскволокно» (покупатель) и компанией Power-Heat-Set Gmbh, Германия (поставщик), Обществом приобретались импортные запасные части и комплектующие к оборудованию. Паспорт сделки № 09040002/3251/0011/2/0 на контракт был оформлен 20.04.2009 в уполномоченном банке - Ростовском филиале ОАО «Промсвязьбанк».

21.09.10 по контракту был осуществлен ввоз на территорию РФ товара на сумму 184 Евро по заявлению №10313090/210910/1703 без оформления таможенной декларации.

12.10.2010 в уполномоченный банк (Ростовский филиал ОАО "Промсвязьбанк") по данной поставке была предоставлена справка о подтверждающих документах.

Согласно части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение на юридических лиц административного штрафа.

Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).

В силу части 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.

Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам) также устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Порядок представления в уполномоченный банк (банк паспорта сделки) подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением N 258-П и Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".

Согласно пункту 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением N 258-П, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций (подтверждающие документы).

В пункте 2.2 Положения N 258-П указано, что резидент представляет подтверждающие документы в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, установленном приложением 1 к Положению N 258-П.

В соответствии с пунктом 2.4 Положения N 258-П справка и подтверждающие документы представляются резидентом в установленном банком порядке и в согласованный с банком паспорта сделки срок, не превышающий

15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта;

15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой принятия таможенным органом таможенной декларации, которая содержится в регистрационном номере таможенной декларации, на ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам в случаях их выпуска таможенными органами до подачи таможенной декларации;

15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации.

В соответствии с п. 1 ст. 180 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее также именуемого ТК ТС), применяемого на территории РФ с 1 июля 2010 г.,  при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:

1) декларация на товары;

2) транзитная декларация;

3) пассажирская таможенная декларация;

4) декларация на транспортное средство.

Формы и порядок заполнения таможенной декларации, определяются решением Комиссии таможенного союза.

Согласно п. 4 ст. 180 ТК ТС в качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются настоящим Кодексом или решением Комиссии таможенного союза.

Не правомерным суд считает ссылку заинтересованного лица в обоснование своей позиции на Приказ ГТК России от 03.03.2003 №203. В рассматриваемый период оформление ввоза товара осуществлялось в соответствии с Решением Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 263 "О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары". Согласно п. 2 указанного решения оно вступило в силу с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза, утвержденного Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17. В силу п. 2 Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 48 "О ходе реализации второго этапа формирования таможенного союза в рамках ЕврАзЭС" в соответствии с Протоколом о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года вступил в силу с 6 июля 2010 года.

Согласно п. 1 Инструкции, утвержденной Решением КТС №203 она определяет порядок использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары. В п. 2 Инструкции, указано, что при таможенном декларировании товаров (далее - декларирование) с использованием в качестве декларации на товары (далее - ДТ) транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в случаях, определенных разделами II и III  Инструкции, декларантом или таможенным представителем вместе с такими документами в таможенный орган предоставляется письменное заявление (далее - заявление) или перечень товаров (далее - перечень) в соответствии с Инструкцией.

Таким образом, при оформлении ввоза товара на основании заявления  справка и подтверждающие документы представляются резидентом в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие ввоз товара на таможенную территорию РФ (абзац 4 п. 2.4 Положения N 258-П). При этом суд руководствуется как системным толкованием указанных выше норм права, так и буквальным толкованием положений пункта 2.4 Положения N 258-П. Абзацем 2 данного пункта предусмотрено, что справка и подтверждающие документы должны быть предоставлены в течение 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска ввозимых товаров, которые подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации. То есть условием применения данной нормы является не только декларирование товара, но декларирование, которое должно осуществляться посредством оформления таможенной декларации.

При этом суд принимает во внимание, что в период ввоза товара Обществом  действовала унифицированная форма таможенной декларации, утвержденная Приказом Федеральной таможенной службы от 3 августа 2006 г. №724. Именно при подаче таможенной декларации по указанной форме подлежал применению  абзац 2 пункта 2.4 Положения N 258-П (предоставление  подтверждающих документов в течение 15 дней с даты ввоза товара). Предоставленное же Обществом таможенному органу при оформлении товара заявление не соответствовало указанной унифицированной формой таможенной декларации. Поэтому в целях применения пункта 2.4 Положения N 258-П подача Обществом заявления не может рассматриваться как декларирование товара путем подачи таможенной декларации.

Следовательно с учетом того, что товар был ввезен Обществом на территорию РФ 21 сентября 2010 г., справка о подтверждающих документах должна была быть предоставлена ОАО "Каменскволокно" в банк паспорта сделки не позднее 15 октября 2010 г. Как подтверждено представленными в дело документами и не оспаривается заинтересованным лицом справка о подтверждающих документах по заявлению №10313090/210910/1703 была предоставлена в уполномоченный банк 12 октября 2010 г.

На основании чего суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ОАО "Каменскволокно" состава административного правонарушения, предусмотренного  частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ростовской области

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить  постановление Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ростовской области от 29.07.2011г. № 60-11/322 о назначении  административного  наказания в отношении  открытого акционерного общества  «Каменскволокно».

Решение может быть обжаловано в вышестоящие инстанции в порядке и сроки определенные АПК РФ.

Судья  Е.В.Бондарчук

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка