ПРЕЗИДИУМ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2012 года Дело N 44-г-18
президиума Тверского областного суда
21 мая 2012 года город Тверь
Президиум Тверского областного суда в составе:
председательствующего Степанова С.Н.,
членов президиума: Мальцева Н.И., Масловой Л.И., Каневской Г.В., Малич В.С., Образцовой О.А.
при секретаре Браташ Т.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании по представлению и.о. прокурора Тверской области на вступившие в законную силу решение Пеновского районного суда Тверской области от 01 ноября 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 01 декабря 2011 года дело по иску прокурора Пеновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Чайкинское сельское поселение» Пеновского района Тверской области о признании бездействия по отлову, содержанию, усыплению и утилизации бездомных животных на территории Чайкинского сельского поселения Пеновского района Тверской области незаконным и о возложении обязанности организовать мероприятия путем заключения договора на выполнение указанных работ с организацией жилищно-коммунального хозяйства.
Заслушав доклад судьи Тверского областного суда Аксеновой О.В., президиум Тверского областного суда
установил:
Прокурор Пеновского района обратился в суд с иском к администрации МО «Чайкинское сельское поселение» о признании бездействия администрации муниципального образования по отлову, усыплению и утилизации бездомных животных на территории поселения незаконным и возложении обязанности организовать мероприятия путем заключения договора на выполнение указанных работ с организацией жилищно-коммунального хозяйства.
В обоснование заявленных требований указал, что проведенной проверкой соблюдения требований законодательства о порядке обращения с безнадзорными животными на территории Чайкинского сельского поселения установлены нарушения требований законодательства в указанной сфере со стороны администрации данного муниципального образования. Так, администрацией Чайкинского сельского поселения не организована деятельность по отлову, содержанию, усыплению и утилизации бездомных животных. В результате бездействия администрации поселения нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку бездействие в данной сфере ведет к созданию антисанитарных условий на территории поселка Пено, способствующих в дальнейшем распространению различных видов заболеваний, к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленных в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также право граждан вернуть себе домашних животных в случае их ошибочного отлова.
Решением Пеновского районного суда Тверской области от 01 ноября 2011 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 01 декабря 2011 года, в удовлетворении исковых требований прокурора отказано.
30 марта 2012 года и.о. прокурора Тверской области обратился в Тверской областной суд с представлением, в котором просит об отмене принятых по делу судебных постановлений и удовлетворении заявленных требований. В представлении выражено несогласие с выводами суда по существу спора и указано на неверное применение судом норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.
09 апреля 2012 года дело истребовано для проверки в Тверской областной суд, поступило 16 апреля 2012 года.
Определением судьи Тверского областного суда Аксеновой О.В. от 28 апреля 2012 года дело передано на рассмотрение президиума Тверского областного суда.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 09 декабря 2010 года № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации» настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01 января 2012 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
В соответствии со статьей 2 того же Федерального закона апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.
Представление прокурора, хотя и озаглавлено им как надзорное, однако подано после 01 января 2012 года, поэтому подлежит разрешению в порядке, установленном Главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09 декабря 2010 года № 353-ФЗ, то есть как кассационное представление на вступившие в законную силу судебные постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, заслушав объяснения заместителя прокурора Тверской области Коданева Д.В., поддержавшего представление, президиум Тверского областного суда находит обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводы представления о том, что такие нарушения допущены судом первой и второй инстанции, заслуживают внимания, исходя из следующего.
Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд исходил из того, что сферы охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения ветеринарии относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Уставом администрации МО «Чайкинское сельское поселение» Пеновского района Тверской области не предусмотрено обязанности органов местного самоуправления проводить мероприятия по отлову, содержанию безнадзорных животных.
При этом суд сослался на статьи 1 и 3 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 2, 3 Федерального закона от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», пункт 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Вместе с тем, ни один из приведенных судом нормативных правовых актов прямо не предусматривает в числе санитарно-противоэпидемиологических мероприятий отлов безнадзорных собак и кошек, а также не возлагает непосредственно на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанность по установлению порядка отлова, содержания и использования таких животных.
Напротив, согласно пункту 4.9 Санитарных правил «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бешенство. Санитарные правила. СП 3.1.096-96.Ветеринарные правила. ВП 13.31103-96», утвержденных Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ от 18 июня 1996 года № 23, Госкомсанэпиднадзором РФ от 31 мая 1996 года № 11, порядок отлова безнадзорных животных их содержания и использования устанавливает местная администрация.
Постановлением Администрации Тверской области от 26 ноября 2008 года № 430-па утверждены Правила в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области, в соответствии с пунктом 18.4 которых собаки, находящиеся на улицах и иных общественных местах без сопровождающего лица, подлежат отлову органами жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с пунктом 19 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения наряду с другими, относится организация благоустройства территории поселения.
Отлов безнадзорных животных совершается в целях благоустройства территории поселений.
Пунктом 19 части 1 статьи 7 Устава администрации МО «Чайкинское сельское поселение» Пеновского района Тверской области благоустройство территории городского поселения отнесено к вопросам местного значения (л.д. 26).
В соответствии с разъяснением, содержащимся в абзаце 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Судом первой инстанции достоверно установлено, что администрацией МО «Чайкинское сельское поселение» Пеновского района Тверской области деятельность по отлову, содержанию, усыплению и утилизации бездомных животных не организована, договор на выполнение указанных работ с организацией жилищно-коммунального хозяйства не заключен.
Указанные обстоятельства не отрицались представителем Администрации МО «Чайкинское сельское поселение» в заседании суда первой инстанции (л.д. 79).
В результате бездействия администрации МО «Чайкинское сельское поселение» нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие организации работы в части отлова, содержания, эвтаназии и утилизации отловленных бездомных животных ведет к созданию антисанитарных условий на территории городского поселения.
В связи с изложенным обжалуемые судебные постановления подлежат отмене, а заявленные прокурором исковые требования - удовлетворению.
Руководствуясь статьей 387 и пунктом 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Тверского областного суда
постановил:
решение Пеновского районного суда Тверской области от 01 ноября 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 01 декабря 2011 года отменить.
Постановить новое решение, которым признать бездействие администрации Муниципального образования «Чайкинское сельское поселение» Пеновского района Тверской области по отлову, содержанию, усыплению и утилизации бездомных животных на территории Чайкинского сельского поселения Пеновского района Тверской области незаконным, обязать администрацию Муниципального образования «Чайкинское сельское поселение» Пеновского района Тверской области организовать мероприятия путем заключения договора на выполнение указанных работ с организацией жилищно-коммунального хозяйства.
Председательствующий С.Н.Степанов
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка