СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 августа 2012 года Дело N 33-7716/2012

«20» августа 2012 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Книстяпиной Н.А.

судей: Клюева С.Б., Елистратовой Е.В.

при секретаре: Асабаевой Д.Т.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области на решение Шигонского районного суда Самарской области от 22 июня 2012 года, которым постановлено:

«Заявление прокурора Шигонского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области по соблюдению требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Обязать Администрацию сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, заключающееся в наличии разрушения асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги  ...  указанного в акте ГИБДД МУ МВД России «Сызранское» от 16 мая 2012 года».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Книстяпиной Н.А., объяснения представителя администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области - Ивлюшина А.А., действующего на основании доверенности  ... , в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения на жалобу прокурора Пискаревой И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Шигонского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский о признании незаконным бездействия администрации по соблюдению требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения», указав, что в рамках осуществления прокуратурой Шигонского района надзора за соблюдением федерального законодательства установлено, что администрацией с.п. Шигоны м.р. Шигонский нарушаются требования законодательства Российской Федерации, регламентирующего содержание автомобильных дорог.

Так, проведенной прокурорской проверкой, с привлечением ГИБДД МУ МВД России «Сызранское», установлено разрушение асфальтобетонного покрытия - выбоина 2,0x1,7x0,10 м., что противоречит требованиям ГОСТ Р 50597-93, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, согласно которому, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной ПДД РФ скоростью.

Выявленные недостатки в содержании улично-дорожной сети угрожают безопасности дорожного движения и создают предпосылки к совершению дорожно-транспортного происшествия.

Нарушения ответчиком требований ФЗ «О безопасности дорожного движения» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасное движение, что способствует созданию аварийных ситуаций на дорогах, не обеспечивает безопасность дорожного движения и напрямую повышает вероятность совершения дорожно-транспортных происшествий.

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, прокурор Шигонского района просил признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский по соблюдению требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения», возложить на ответчика обязанность устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, заключающееся в наличии разрушений асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги  ... , указанного в акте инспектора ДПС ОР ДПС ГИБДД МУ МВД России «Сызранское» от 16.05.12 г.

Решением Шигонского районного суда Самарской области от 22.06.12 г. исковые требования прокурора Шигонского района удовлетворены.

В апелляционной жалобе администрация сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области просит решение суда отменить, считает его неправильным.

Заслушав представителя ответчика, прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно п.3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятому Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.93 г. № 221, покрытие проезжей части не должно иметь выбоин, просадок, иных повреждений, затрудняющих движений транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Согласно материалам проверки, проведенной прокуратурой Шигонского района, с привлечением ГИБДД МУ МВД России «Сызранское», в отношении соблюдения требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего содержание автомобильных дорог, установлено, что в нарушение требований Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93, на участке автодороги  ... , имеет место разрушение асфальтобетонного покрытия - выбоина размером 2,0 x 1,7 x 0,10 м, что подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 16.05.12 г.

Выявленные недостатки в содержании улично-дорожной сети угрожают безопасности дорожного движения, создают предпосылки к совершению дорожно-транспортного происшествия, повреждению транспортных средств, а также затрудняют движение транспортных средств с разрешенной ПДД РФ скоростью.

Согласно п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.93 г. № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения

В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение: функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ч.4 ст.6 Федерального Закона от 10.12.95 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно ст.34 Федерального закона от 08.11.07 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожном движении в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством РФ источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством РФ о концессионных соглашениях.

В силу ст.5 Федерального закона от 08.11.07 г. № 257-ФЗ, критерием отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования местного значения является принцип невозможности отнесения к таковым автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ч.8 ст.6 Федерального закона от 08.11.07 г. № 257-ФЗ, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Установлено, что участок автомобильной дороги с асфальтобетонным покрытием протяженностью 0,900 км, расположенный на  ...  (в месте обнаружения разрушения асфальтобетонного покрытия - выбоины) находится в пределах границ с.п. Шигоны м.р. Шигонский Самарской области.

Из материалов дела следует, что доказательств отнесения данной дороги, находящейся в границах с.п. Шигоны, к дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, частной автомобильной дороге ответчиком суду представлено не было.

При таких обстоятельствах, суд правильно указал, что дорога, на которой установлено разрушение асфальтобетонного покрытия, является автомобильной дорогой общего пользования местного значения, в связи с чем, изложенные выше функции в части содержания автомобильных дорог в надлежащем состоянии и обеспечения их безопасности возложены указанными нормами права на ответчика как уполномоченный исполнительный орган местного самоуправления.

В соответствии ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Нарушения ответчиком требований ФЗ «О безопасности дорожного движения» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасное движение, что способствует созданию аварийных ситуаций на дорогах, не обеспечивает безопасность участников дорожного движения, затрудняет движение транспортных средств с разрешенной ПДД РФ скоростью.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и обоснованно удовлетворил их в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при формировании бюджета с.п. Шигонский на 2012 год денежные средства на ремонт указанного в решении суда участка автодороги не закладывались, не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для неисполнения требований законодательства РФ, регламентирующее содержание автомобильных дорог.

Доводы апелляционной жалобы о том, что указанная в решении суда автодорога является бесхозяйной, также не могут быть приняты во внимание, поскольку установлена, что данная автодорога является дорогой общего пользования местного значения, находится в границах с.п. Шигоны, в связи с чем, обязанность ответчика по ее содержанию прямо предусмотрена Федеральным законом от 08.11.07 г. № 257-ФЗ

При таких обстоятельствах, решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шигонского районного суда Самарской области от 22 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка