СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 августа 2012 года  Дело N А60-1715/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И.В.,

судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,

при участии:

от истца Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в октябрьском районе г. Екатеринбурга Свердловской области (ИНН 6662127391, ОГРН 1026605404121) - не явился, заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя;

от ответчика Федерального государственного унитарного предприятия «Строительное управление Уральского военного округа Министерства обороны РФ» (ИНН 6662021620, ОГРН 1026605424240) - не явился, заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного унитарного предприятия «Строительное управление Уральского военного округа Министерства обороны РФ»

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 03 мая 2012 года

по делу № А60-1715/2012,

принятое судьей Бикмухаметовой Е.А.

по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в октябрьском районе г. Екатеринбурга Свердловской области

к Федеральному государственному унитарному предприятию «Строительное управление Уральского военного округа Министерства обороны РФ»

о взыскании 2 692 474,91 руб.,

установил:

УПФ РФ (государственное учреждение) в Октябрьском районе г. Екатеринбурга Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с ФГУП «Строительное управление Уральского военного округа министерства обороны РФ» 2 692 474,91 руб., в том числе недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 010 952 руб. пеней в сумме 295 567,31 руб., недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 337 646 руб., пеней в сумме 48 309,60 руб.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.05.2012 исковые требования удовлетворены: с ФГУП «Строительное управление Уральского военного округа министерства обороны РФ» в бюджет Пенсионного фонда РФ взыскано 2 692 474,91 руб.

Не согласившись с решением суда, ФГУП «Строительное управление Уральского военного округа министерства обороны РФ» обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить. Заявитель жалобы указывает, что поскольку в отношении ответчика введена процедура конкурсного производства, то после признания ответчика банкротом начисление процентов и иных финансовых санкций на его задолженность неправомерно..

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направили, УПФ РФ в г. Алапаевске и Алапаевском районе направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя, что в соответствии с п.3 ст. 156, п.2 ст. 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела без участия представителей.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, в ходе камеральной проверки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2011г., представленного ФГУП «Строительное управление Уральского военного округа министерства обороны РФ», УПФ РФ (государственное учреждение) в Октябрьском районе г. Екатеринбурга Свердловской области выявлена недоимка по страховым взносам в сумме 2 057 048 руб., в связи с чем были начислены пени в сумме 343 876,91 руб.

В адрес ФГУП «Строительное управление Уральского военного округа министерства обороны РФ» пенсионным фондом направлено требование № 07503240248933 от 27.07.2011 об уплате в срок до 16.08.2011 указанной задолженности (л.д. 8).

08.10.2011 пенсионным фондом вынесено решение № 07503211ВД0124003 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках и выставлены инкассовые поручения.

22.11.2011 банком инкассовые поручения возвращены без исполнения на основании постановления ВАС № 25 от 22.06.2006 (л.д. 43-46).

Неисполнение требования в полном объеме, наличие задолженности в сумме 2 692 474,91 руб. явилось основанием для обращения фонда в суд с соответствующим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из правомерности заявленных фондом требований.

Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее Закон № 212-ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.




Согласно п. 1 ст. 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Согласно ст. 10 Закона № 212-ФЗ под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

В силу чч. 4, 5 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Уплата сумм страховых взносов в более поздний по сравнению с установленным законом срок влечет начисление пеней за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов (ст. 25 Закона № 212-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела усматривается наличие задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за полугодие 2011г. в сумме 2 348 598 руб., что подтверждается расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд России, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за полугодие 2011г., а также реестром поступления платежей страхователя.

Поскольку спорная задолженность по страховым взносам за полугодие 2011г. уплачена страхователем несвоевременно, то фондом правомерно начислены пени в сумме 343 876,91 руб. за период с 01.04.2011 по 30.06.2011.

Расчет пени проверен судом апелляционной инстанции и признан законным и обоснованным.

Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком в апелляционной жалобе.

Ответчик указывает, что согласно положениям Федерального закона от 26.10.2011 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Закона № 212-ФЗ, неправомерно начислять пени за неисполнение обязательств по уплате страховых взносов, начисленных за период, относящийся к стадии процедуры конкурсного производства.

В соответствии со статьей 124 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

Статьей 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлены последствия открытия конкурсного производства.

Так, абзацем 3 пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено правило о том, что с даты введения конкурсного производства прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей.

Пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, являются текущими платежами.

Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (пункт 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Таким образом, на текущие платежи не распространяется запрет начисления процентов и пени.

В соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве (в редакции, действовавшей до 30.12.2008) требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Федеральным законом от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)» в указанный пункт внесены изменения, а именно исключены слова «а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления».

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве», при применении пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя согласно федеральному закону платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (пункт 5 статьи 134 Закона о банкротстве).

Из материалов дела видно, что недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, на которую начислены пени, образовалась за полугодие 2011 года (окончание отчетного периода 30.06.2011), то есть после принятия решения Арбитражного суда Свердловской области от 17.02.2005 по делу №А60-13589/2004 о признании ФГУП «Строительное управление Уральского военного округа министерства обороны РФ» банкротом, следовательно, недоимка является текущей.

Следовательно, Пенсионный фонд вправе начислять пени в отношении страховых взносов, обязанность уплатить которых, наступила после открытия конкурсного производства.

В связи с этим, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке.

Кроме этого, заявитель жалобы указывает, что конкурсное производство в отношении предприятия введено до 2008г., следовательно, внесенные изменения в Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 30.12.2008 не могут быть применимы при разрешении данного спора.

Однако Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ дал разъяснение по вопросам, возникающим при рассмотрения дел о банкротстве 22 июня 2006 г. (т.е. до принятия ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)» от 30.12.2008 № 296-ФЗ. в период действия редакции п. 4 ст. 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ до внесения в нее изменений от 30.12.2008).

Высший Арбитражный Суд давал разъяснения именно о порядке применения норм Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ и ввел исключение для удовлетворения требований по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относится пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами и правомерно удовлетворил требования фонда.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлина по апелляционной жалобе относится взысканием на ФГУП «Строительное управление Уральского военного округа министерства обороны РФ». Согласно п.2 ст. 333.22 НК РФ с учетом имущественного положения должника, признание его несостоятельным (банкротом), открытия в отношении него конкурсного производства, суд апелляционной инстанции полагает возможным снизить размер государственной пошлины по апелляционной жалобе до 1000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 мая 2012 года по делу №А60-1715/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Строительное управление Уральского военного округа Министерства обороны Российской Федерации» в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одну тысячу) рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

     Председательствующий

     И.В. Борзенкова

     Судьи

     В.Г. Голубцов

     Н.М. Савельева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка