АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 06 октября 2007 года Дело N А55-7275/2007
в составе судьи Воеводина А.И.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ООО «Самара Энерго Ремонт», г. Самара
к ИФНС России по Кировскому району, г. Самара
об оспаривании ненормативного акта
при ведении протокола секретарем Фарутдиновой Л.А.
при участии: от заявителя ликвидатора Деянова,
от ответчика Козьменко, дов. от 31.08.07 г.
в судебном заседании объявлялся перерыв до 28.09.07 г.
ООО «Самара Энерго Ремонт» обратилось с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконными действий ИФНС России по Кировскому району г. Самары, выразившихся в зачете излишних сумм налогов и пеней, а также о понуждении к их возврату обществу.
Ответчик просит отказать в удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.
ООО «Самара Энерго Ремонт» находится в процессе ликвидации с 10 октября 2005 года. Решение о ликвидации юридического лица и решение о назначении ликвидатора зарегистрированы налоговым органом 31.10.05 г. и 28.10.05 г., соответственно.
10 апреля 2006 года в инспекцию был представлен промежуточный ликвидационный баланс. При этом, в ходе его составления сторонами была произведена выверка расчетов, о чем свидетельствует акт от 07.02.07 г.
В соответствии с данным актом за налогоплательщиком числилась переплата на сумму 40 576,31 руб., а также недоимка по налогам и пени на сумму 19 357,03 руб., в том числе:
- недоимка по страховым взносам на ОПФ, страховая часть 3 829,94 руб.,
- пени по страховым взносам на ОПФ, страховая часть 1 392,50 руб.,
- пени по страховым взносам на ОПФ, накопительная часть 16,91 руб.,
- недоимка по единому минимальному налогу 10 074 руб.,
- пени по единому минимальному налогу 4 046,22 руб.,
- переплата по единому налогу, распределяемому по уровням бюджетной системы РФ 38 495,31 руб.,
- переплата по уплате государственной пошлины за регистрацию юридических лиц 2 000 руб.,
- переплата по целевому сбору с граждан и организаций на со держание милиции 72руб.
16.02.07 г. общество обратилось в инспекцию с заявлением о проведении в порядке ч. 4 статьи 49 НК России зачета излишне уплаченных сумм налогов и сборов в счет погашения задолженности по налогам и сборам в соответствии с указанным актом сверки, а также о возврате оставшейся суммы на расчетный счет общества.
06 апреля 2007 года в адрес общества поступили, в том числе,
- извещение о принятом налоговым органом решении № 19158 от 28.03.07 г. о зачете налога на сумму 19 468 руб.,
- извещение о принятом налоговым органом решении № 19159 от 28.03.07 г. о зачете пеней на сумму 6 912 руб.,
- письмо № 11-17/67 от 04.04.07 г. об отказе зачесть сумму недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное страхование (страховая часть),
- письмо № 11-17/66 от 04.04.07 г. об отказе возвратить государственную пошлину за регистрацию юридических лиц.
Не согласившись в части с данными действиями инспекции, ООО «Самара Энерго Ремонт» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Оценив материалы дела, доводы сторон, суд находит уточненные заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Так, в соответствии с актом сверки расчетов от 07 февраля 2007 года задолженность общества по Единому минимальному налогу, зачисляемому в бюджеты государственных внебюджетных фондов, составила 10 074 руб.
Производя зачет, налоговый орган не учел, что в данную сумму входит и Единый минимальный налог, взыскиваемый по решению № 1656 от 07.09.05 г.
Таким образом, ответчик в ходе зачета дважды взыскал один и тот же налог.
Кроме того, необоснованными суд находит и действия инспекции по зачету суммы пеней в размере 2 866,08 руб.
В соответствии с актом сверки расчетов от 07 февраля 2007 года пени по Единому минимальному налогу, зачисляемому в бюджеты государственных внебюджетных фондов, составили 4046,22 руб.
Вместе с тем, производя зачет № 19159 от 28.03.07 г. ответчик необоснованно взыскивает сумму пеней в размере 6 912,30 руб., не представив обществу оснований их начисления.
Доводы ответчика, изложенные в п.п. 2, 3, 4 отзыва не могут быть приняты в отсутствие решений по непроводившимся камеральным проверкам (отсутствие доказательств). Следовательно, суммы, невозможные ко взысканию в силу ст. 78 НК РФ не подлежали учету при проведении зачета.
В соответствии с п. 1 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма недоимки. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам (пункт 5 статьи 78 Кодекса).
В п. 7 ст. 78 Кодекса предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Самостоятельный зачет налоговым органом сумм налога без учета воли налогоплательщика является одной из форм принудительного взыскания налоговых платежей. Следовательно, такой зачет должен производиться в порядке и сроки, установленные законодательством для взыскания налогов, то есть в порядке, предусмотренном ст. 46 Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 46 Кодекса решение о взыскании сумм налога принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
Положения названной статьи применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора (пункт 9 статьи 46 Кодекса).
Из приведенных норм следует, что в случае пропуска налоговым органом срока вынесения решения о взыскании налога, пеней налоговый орган при отсутствии судебного решения о взыскании с налогоплательщика сумм налога, пеней не вправе принудительно взыскивать задолженность, в том числе путем удержания (зачета) с этой целью излишне уплаченного налога.
В силу п.7 ст. 78 НК России сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Учитывая, что обществом данное заявление было подано 16.02.07 г., наличие переплаты подтверждается материалами дела, суд находит заявление в части понуждения инспекции к возврату спорной суммы также подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Уточненное заявление удовлетворить.
Признать незаконными действия ИФНС России по Кировскому району г. Самары, выразившиеся в проведении 28.03.07 г. зачета налога на сумму 9394 руб. и пеней на сумму 2866,08 руб., как излишне зачисленных.
Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Самары в месячный срок со дня принятия настоящего решения возвратить на расчетный счет заявителя сумму переплаты, составившую 26 363,96 руб.
Судья
/
А.И. Воеводин
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка