АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 29 марта 2012 года  Дело N А51-651/2012

Резолютивная часть решения объявлена 27 марта 2012 года .

Полный текст решения изготовлен 29 марта 2012 года.

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Е.И. Андросовой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ю.В.Григоренко,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭЛТИ-М» (ИНН 7743761495, ОГРН 1097746739540, зарегистрировано в качестве юридического лица МИФНС №6 по г.Москве 23.11.2009)

к  Находкинской таможне  (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333, зарегистрирована в качестве юридического лица  ИМНС России по г.Находке 10.12.2002)

о признании незаконным решения по таможенной стоимости товаров, ввезенных по ДТ №10714040/290911/0033456,  оформленного в виде отметки «таможенная стоимость принята»  в декларации таможенной стоимости  по форме ДТС-2

при участии в заседании:

от заявителя: представитель Шестернин Д.В., доверенность от 28.04.2011, паспорт;

от таможенного органа: не явились, извещены;

установил: общество с ограниченной ответственностью «ЭЛТИ-М» (далее по тексту - «заявитель», «общество», «декларант») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Находкинской  таможни  (далее по тексту - «таможня», «таможенный орган») от 29.11.2011 о таможенной стоимости  товаров, заявленных в декларации на товары по ДТ №10714040/290911/0033456,  оформленного в виде отметки «таможенная стоимость принята»  в декларации таможенной стоимости  по форме ДТС-2;  взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 25 000 руб.

Заявитель на требованиях настаивал в полном объеме, указал, что при подаче декларации на товары (далее по тексту - «ДТ») №10714040/290911/0033456 представил все имеющиеся у него и необходимые документы, соответственно, им в полном объеме выполнена обязанность по подтверждению таможенной стоимости, определенной по первому методу «по стоимости сделки с ввозимыми товарами».

Таможенный орган в судебное заседание не явился, истребуемые судом документы не представил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи с чем дело рассматривается в отсутствие Находкинской таможни в порядке ст. 156 АПК РФ по имеющимся материалам дела.

Общество полагает, что у таможенного органа отсутствуют основания для проведения корректировки таможенной стоимости по ДТ №10714040/290911/0033456 в связи с тем, что данное решение может быть принято при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и достаточными.

Представитель общества считает, что таможенным органом не обоснована невозможность применения первого метода определения таможенной стоимости, так как в распоряжении таможни имелись сведения о невозможности представления дополнительных документов, а также имелась информация, относящаяся к количественно определенным характеристикам товара и информация об условиях его поставки и оплаты.   Заявитель указал, что увеличение таможенной стоимости со стороны таможни необоснованно повышает размер подлежащих уплате таможенных платежей, что нарушает права и законные интересы юридического лица в сфере внешнеэкономической деятельности, а также нарушается право общества на определение действительной таможенной стоимости ввезенного товара по методам, предусмотренным действующим законодательством.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, судом установлено следующее.

Между ООО «ЭЛТИ-М» (покупатель) и компанией «OKB ZUBR VOSTOK Co.» Ltd (продавец) 15.12.2010 заключен контракт №20091215-001 на поставку электроинструментов, в том числе в комплекте с запасными частями и аксессуарами к ним, во исполнение которого в адрес покупателя был поставлен товар.

В целях таможенного оформления ввезенного обществом товара была подана ДТ №10714040/290911/0033456 и таможенная стоимость товара была определена по первому методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

В подтверждение заявленной стоимости декларантом были представлены документы, содержащие достоверные и достаточные сведения для определения таможенной стоимости по первому методу. Цена ввозимого товара указана в контракте без каких-либо условий, является фиксированной.

Представленные обществом документы позволяют прийти к однозначному выводу о том, какой товар, в каком количестве и какой стоимости ввезён на территорию Российской Федерации по спорной ДТ, а также о том, что ввезённый товар, указанный в графе 31 ДТ, полностью соответствует тому, который является предметом указанного Контракта как по наименованию, так и по количеству.

Вместе с тем, в ходе таможенного контроля таможенный орган пришёл к выводу, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения по товару не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по первому методу, в связи с чем таможенным органом было принято решение о проведении дополнительной проверки и обществу было  направлено требование о предоставлении дополнительных документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость, а также расчет обеспечения таможенных платежей.

29.09.2011 вынесено решение о проведении дополнительной проверки для таможенной стоимости.

20.11.2011 по результатам контроля таможенной стоимости товаров, таможней было принято Решение о корректировке таможенной стоимости товаров, согласно которому таможенный орган путём сравнения заявленной таможенной стоимости с имеющейся в распоряжении таможни ценовой информации из базы данных «Мониторинг-анализ» выявил расхождения в уровне таможенной стоимости на идентичные/однородные товары, и определил стоимость товара, задекларированного по спорной декларации с учётом сведений по ДТ, перечисленных в решении.

Таможней принято окончательное решение о принятии таможенной стоимости товаров и в декларации таможенной стоимости формы ДТС-2 проставлена отметка «Таможенная стоимость принята 29.11.2011».

Данным решением о принятии таможенной стоимости таможенный орган определил стоимость товара, задекларированного по спорной декларации на товары, по шестому резервному методу с гибким использованием предыдущих методов определения таможенной стоимости (на базе третьего) с учётом сведений имеющихся в распоряжении таможенного органа.

Не согласившись с решением таможни о корректировке таможенной стоимости, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Исследовав материалы дела, оценив доводы заявителя,  проанализировав законность оспариваемого решения, суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 112 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - «Закон № 311-ФЗ») определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, с учетом особенностей его применения в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза.

Декларирование, контроль и корректировка таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при ввозе в Российскую Федерацию, осуществляются в соответствии с главой 8 Таможенного кодекса Таможенного союза (пункт 3 статьи 112 Закона № 311-ФЗ»).

Пунктом 2 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - «ТК ТС») предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных ТК ТС, - таможенным органом (пункт 3 статьи 64 ТК ТС).

Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 статьи 65 ТК ТС).

При этом согласно пункту 4 статьи  65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, а декларант либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта, несет ответственность за указание в декларации таможенной стоимости недостоверных сведений и неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 5 статьи 65 ТК ТС).

Таможенный орган в рамках проведения таможенного контроля вправе осуществлять контроль таможенной стоимости товаров (статья 66 ТК ТС), по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров (статья 67 ТК ТС).

При этом таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров лишь в случаях, когда таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров (пункт 1 статьи 68 ТК ТС).

Пунктом 6 Закона № 311-ФЗ установлено, что в соответствии со статьей 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров и без проведения дополнительной проверки в следующих случаях: 1) выявления повлиявшего на величину таможенной стоимости товаров несоответствия заявленных в декларации на товары сведений (качественные и коммерческие характеристики, количество, свойства, происхождение, стоимость и другие сведения) фактическим сведениям, установленным таможенным органом в процессе проведения таможенного контроля; 2) выявления несоответствия заявленной величины таможенной стоимости и ее компонентов предъявленным в их подтверждение документам; 3) выявления технических ошибок (опечатки, арифметические ошибки, применение неправильного курса валюты и иные ошибки), повлиявших на величину таможенной стоимости.

Таким образом, исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами в сочетании с условием о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой, не противоречащей закону форме, или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.

Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».

В соответствии с Инкотермс 2000 условие поставки FOB ("Free on Board"/"Свободно на борту") означает, что продавец выполняет поставку с момента перехода товара через борт судна в поименованном порту отгрузки. С этого момента покупатель несет все риски утраты или повреждения товара. Согласно термину FOB на покупателя возложена обязанность за свой счет заключить договор перевозки товара от согласованного пункта отгрузки. Данный термин может быть использован только при перевозке морским или внутренним водным транспортом.

По правилам пункта 4 статьи 166 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи.

Из материалов дела усматривается, что заявителем заключен договор транспортной экспедиции №021/2010 от 15.04.2010, услуги по перевозке контейнеров оплачены покупателем платежным поручением №528 от 05.10.2011.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что таможня не доказала наличие обстоятельств, препятствующих применению первого метода определения таможенной стоимости. Кроме того, доводы, положенные таможенным органом в основу оспариваемого решения, не свидетельствуют о недостоверности сведений, заявленных декларантом в обоснование применения первого метода таможенной стоимости.

Доводы таможенного органа о не представлении обществом  документов, позволяющих установить причины отклонения заявленной таможенной стоимости, не принимаются судом ввиду следующего.

Имеющимися в материалах дела документами подтверждается согласование сторонами контракта условия о наименовании и количестве и цене товара. Фактическое исполнение сделки устраняет сомнения в ее заключении. Доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможня не представила.

Между тем, согласно ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Суд исходит из того, что со стороны таможенного органа не должно допускаться необоснованного и произвольного истребования сведений, не влияющих на принятие таможенным органом решения по таможенной стоимости либо не имеющих значения для выяснения обстоятельств сделки.

То обстоятельство, что определенная заявителем таможенная стоимость товаров оказалась ниже ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, само по себе не влечет корректировку таможенной стоимости, поскольку не названо в законе в качестве основания для корректировки, а может являться только основанием для её проверки.

Предусмотренные таможенным законодательством полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров. Таким образом, обязанность декларанта представлять по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости. Таможенный орган обязан доказать наличие таких признаков в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ (пункты 2, 3, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров»).

Оспариваемое решение влечёт за собой увеличение размера таможенных платежей, исчисляемых в соответствии с увеличенной таможенной стоимостью товаров, чем нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создаются препятствия в определении действительной таможенной стоимости ввезенного товара по методам, предусмотренным действующим законодательством.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие), в том числе  государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Принимая во внимание изложенное, суд находит требование заявителя о признании незаконным решения таможни обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам относятся расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде, в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).

Согласно положениям статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При этом расходы на оплату услуг представителя взыскиваются в разумных пределах.

В соответствии с разъяснением, изложенным в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах», лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность. Если сумма заявленного требования явно превышает разумные пределы, а другая сторона не возражает против их чрезмерности, суд в отсутствие доказательств разумности расходов, представленных заявителем, в соответствии с частью 2 статьи 110 АПК РФ возмещает такие расходы в разумных, по его мнению, пределах.

Из материалов дела следует, что между обществом (заказчик) и Шестерниным Д.В. (исполнитель) заключен договор от 28.04.2011 на оказание юридических услуг, по условиям которого (с учетом приложения №19) исполнитель принял на себя обязательство быть представителем  заказчика в Арбитражном суде Приморского края по признанию незаконным решения по корректировке таможенной стоимости таможенных органов РФ по ДТ №10714040/290911/0033456 и вести порученное  дело во всех инстанциях.  По договоренности сторон общая стоимость услуг исполнителя составляет 28 735 руб. 63 коп. (пункт 2 приложения №19).

Факт оплаты юридических услуг подтверждается платежным поручением №15  от 18.01.2012 на сумму 75 000 руб.

Определяя разумность пределов понесенных стороной судебных расходов, суд не связан размером вознаграждения, установленным в договоре на оказание услуг, поскольку стороны свободны в силу статьи 421 ГК РФ в заключении договора.

При определении разумности размера предъявленных к взысканию расходов судом учтены положения Постановления Совета Адвокатской палаты Приморского края «О минимальных ставках вознаграждения за оказываемую юридическую помощь» от 27.01.2011, согласно которым  стоимость  подготовки гражданского дела  и участие в одном судебном заседании составляет от 5 000 руб., подготовка дела - от 5 000 руб. По мнению суда, указанные минимальные ставки могут применяться по аналогии к административным делам.

Учитывая требование закона о взыскании судебных издержек в разумных пределах, принимая во внимание подготовку заявления и участие представителя в двух судебных заседаниях, соблюдая баланс частных и публичных интересов, суд считает, что расходы на участие представителя по настоящему делу в размере 25 000 руб. не являются в достаточной степени разумными, в связи с чем находит их обоснованными в сумме 15 000 руб.

В соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины по делу суд относит на таможенный орган, поскольку требование заявителя удовлетворено судом в полном объёме, а положениями главы 25.3 НК РФ не предусмотрено освобождение от уплаты госпошлины государственных органов при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика, и судебный акт вынесен судом не в их пользу.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать  незаконным решение Находкинской  таможни  от 29.11.2011  по таможенной стоимости  товаров, заявленных в декларации на товары  №10714040/290911/0033456, оформленное в виде отметки «таможенная стоимость принята»,  как не соответствующее Таможенному кодексу таможенного союза.

Решение в указанной  части подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Находкинской  таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЭЛТИ-М»  расходы по уплате госпошлины в сумме 2000  (две тысячи) рублей  и расходы по оплате услуг представителя в сумме 15000 (пятнадцать тысяч) рублей, всего в сумме 17 000 (семнадцать тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья  Андросова Е.И.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка