АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 26 августа 2011 года  Дело N А27-8125/2011

Резолютивная часть решения объявлена 25 августа 2011 г.

Полный текст решения изготовлен 26 августа 2011 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи Тимошенко Л.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания  Гончаровой А.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Интер-технологии», г. Новокузнецк

к Кемеровской таможне, г. Кемерово

о признании незаконным постановления от 07.08.2011 №10608000-80/2011 по делу об административном правонарушении,

при участии:

от заявителя -Дрюпин А.С., представитель по доверенности от 24.06.2011,б/н, паспорт; от Кемеровской таможни - Мигулев В.В., главный таможен. инспектор, по доверенности от 07.04.2010 №27-17/3766, удостоверение; Корогод В.А., ст. уполномоченный отдела административных расследований Новокузнецкого таможенного поста, по доверенности от 17.03.2011  №27-17/2891, удостоверение;

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Интер-технологии», г. Новокузнецк

(далее- Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Кемеровской таможне (далее - Таможня) о признании незаконным постановления от 07.08.2011 №10608000-80/2011 по делу об административном правонарушении, предусмотренном  ч.1 статьи 16.3 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Общества поддержал требования, изложенные в заявлении.

Представители Таможни возражают против требований, изложенных в заявлении, представили письменный отзыв, дополнительные пояснения и доказательства, находящиеся в материалах проверки (копии материалов административного дела в полном объеме приобщены к настоящему делу с внутренней описью документов).

Заявитель в судебном заседании указывает на  отсутствие  состава административного правонарушения в действиях Общества. В обоснование указанного довода Общество ссылается на следующие обстоятельства:

Ссылаясь на пункт 32 главы 19 «Нефтепродукты» Приложения № 6 к Решению Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. № 319 «О техническом регулировании в таможенном союзе» (далее - Решение Комиссии), указывает, что нефтепродукты, указанные в настоящей главе, подлежат обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза с выдачей единых документов, только если они декларируются в потребительской таре (вместимостью не более 5 литров) для бытового потребления. Примечанием 2 к Приложению № 6 к Решению Комиссии, предусмотрено, что продукция, не включенная в Единый перечень, подлежит обязательной оценке (подтверждению) соответствия согласно национальному законодательству государств -членов таможенного союза. Масла смазочные трансмиссионные предусмотрены Единым перечнем и включены в него. Согласно Единому перечню, оценке (подтверждению) соответствия подлежат только масла в потребительской таре (вместимостью не более 5 литров) для бытового потребления.

Таким образом, полагает заявитель, оценка (подтверждение) соответствия декларируемых масел трансмиссионных, в непотребительской (промышленной) таре (бочки по 200 л.) согласно национальному законодательству РФ, в силу Примечания 2 к Приложению № 6 к Решению Комиссии, не требуется, в связи с чем, состав правонарушения отсутствует. В данном случае, указывает заявитель,ООО «Интер-технологии», при ввозе на территорию Российской Федерации масел трансмиссионных, не представило таможенному органу России разрешительного документа необходимого для соблюдения ограничений в виде декларации о соответствии. Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, может являться только несоблюдение ограничений на ввоз масел трансмиссионных на таможенную территорию Российской Федерации, а не несвоевременное представление документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, которое имело место в данном случае. До вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении ( т.е. до 29.04.2011 г.) и проведении административного расследования, ООО «Интер­технологии» 12.02.2011 г. в таможенный орган бьли представлены пояснения, а также декларация о соответствии РОСС DE.AИ47.Д04074 от 11.02.2011 на конкретную партию товара по контракту № 1 от 19.02.2010 г., а впоследствии и декларация о соответствии РОСС ДЕ.АИ47.Д04121 от 18.02.2011 на серийный выпуск по контракту № 1 от 19.02.2010. Таким образом, указывает заявитель, при декларировании товара по ДТ № 10608050/230810/0005732, были соблюдены ограничения, предусмотренные законодательством, а, следовательно, отсутствует состав вмененного административного правонарушения.

Заявитель также полагает, что товар  являлся условно выпущенным, поэтому процедура таможенного оформления не была закончена. Декларация соответствия представлена Обществом в процессе таможенной процедуры. Ответственность, предусмотренная ч.1 ст.16.3 КоАП РЫФ наступает не за несвоевременное представление декларации, а за нарушение запретов и ограничений.

Кроме того, таможенными работниками таможенная декларация была принята без замечаний, каких-либо дополнительных документов, в том числе, декларации о соответствии, от декларанта истребовано не было.

В судебном заседании представитель общества дополнительно заявил довод о малозначительности совершенного Обществом правонарушения и о  возможности применения, в связи с этим, статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку действия общества не повлекли существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, нарушения прав и интересов граждан и государства. Состав вменяемого правонарушения является формальным.

Представители таможенного органа, не соглашаясь с доводами заявителя, указывают  на следующее:

Пункт 32 главы 19 Единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденного Решением комиссии, включает масла моторные и трансмиссионные в потребительской таре (вместимостью не более 5 литров) для бытового потребления. Обществом перемещены через таможенную границу таможенного союза трансмиссионные масла Bechem Staroil G 150, Bechem Staroil G 220 в бочках по 180 кг, предназначенные для заливки в редукторы промышленного оборудования. Таким образом, обществом ввезена продукция, не включенная в Единый перечень. Согласно пп.5 п.1 ст. 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в т.ч. документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений. В данном случае ООО «Интер-технологии» одновременно с таможенной декларацией не представило таможенному органу разрешительный документ, свидетельствующий о соблюдении ограничений. Декларация о соответствии от 11.02.2011 № РОСС ДЕ.АИ47.Д04074 представлена ООО «Интер-технологии» сопроводительным письмом в Кемеровскую таможню 11.02.2011.

Представители таможни считают, что исполнение обществом установленной публично-правовой обязанности не ставится в зависимость от действий должностных лиц таможенных органов. Ссылку заявителя на условно выпущенные товары считают  не соответствующей закону и материалам дела. Предусмотренные Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом ГТК РФ от 28.11.2003 №1356, отметки об условном выпуске товара в декларации на товары № 10608050/230810/0005732 отсутствуют. Следовательно, спорный товар условно не выпускался. Представители в судебном заседании пояснили, что оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку правонарушение представляет повышенную угрозу для регулируемых отношений, о чем свидетельствует значительный размер штрафа, установленный законодателем (подробнее - в письменном отзыве и дополнении к отзыву).

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы и возражения стороны, суд не нашел оснований для удовлетворения требования заявителя.

Судом установлены следующие обстоятельства совершения правонарушения, которым  дана  соответствующая оценка:

в соответствии с контрактом № 1 от 19.02.2010, заключенным между ООО «Интер-технологии», Россия (покупатель) и фирмой «Карл Бехем ГмбХ», Германия (продавец), с учетом спецификации № 2 от 03.06.2010 к данному контракту ООО «Интер-технологии» приобрело товары, в том числе трансмиссионные масла на сумму 1497,60 евро. Таможенное декларирование товаров произведено таможенным представителем - филиалом ЗАО «РОСТЭК-Кемерово» «РОСТЭК-Новокузнецк» на основании договора на оказание услуг таможенного брокера от 31.03.2010 №0056/01-2010-0010 с декларантом ООО «Интер-технологии» по декларации на товары № 10608050/230810/0005732. Товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Впоследствии ООО «Интер­технологии» реализовало трансмиссионные масла.

Согласно пп. «б» п.9 ч.1 ст.32 Федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об  основах  государственного  регулирования  внешнеторговой  деятельности» (далее - Закон №164-ФЗ) независимо от положений настоящей главы в соответствии с международными договорами  Российской  Федерации  и  федеральными   законами  исходя  из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся, в том числе, представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.

В соответствии с п. 1 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее

ТК ТС) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Согласно п. 2 ст. 3 ТК ТС если в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства - члена таможенного союза.

Пунктом 4 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 319 «О техническом регулировании в таможенном союзе» (далее - Решение Комиссии) Правительству Российской Федерации предписано с 1 июля 2010 года применять перечни продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия согласно законодательству государств-членов таможенного союза и Единый перечень продукции в соответствии с Приложением № 6 к Решению Комиссии.

Согласно примечанию 2 к Приложению №6 продукция, не включенная в Единый перечень, подлежит обязательной оценке (подтверждению) соответствия согласно национальному законодательству государств - членов таможенного союза.

Пунктом 9 Решения Комиссии установлено, что на продукцию зарубежных изготовителей, расположенных не на территории государств - членов таможенного союза, оформляются сертификаты соответствия или декларации о соответствии согласно  законодательству  государства  -  члена таможенного  союза,  либо сертификаты по Единой форме.

Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия,  либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» масла трансмиссионные включены в Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

Согласно пп.5 п.1 ст. 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе, документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.

Таможенным представителем филиала ЗАО «РОСТЭК-Кемерово» «РОСТЭК-Новокузнецк», действующим в интересах декларанта, была заполнена таможенная декларация  ДТ№ 10608050/230810/0005732 и подана с приложением  на  Новокузнецкий  таможенный  пост  Кемеровской  таможни  23.08.2010г.  При этом,  в нарушение п.1 ст.29 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», пп.5 п.1 ст. 183 ТК ТС в таможенный орган одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом не была представлена декларация о соответствии на товары №№ 10, 11 ДТ № 10608050/230810/0005732 «минеральные высокоэффективные трансмиссионные масла...».

Согласно пп.2 п.1 ст.210 ТК ТС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является соблюдение запретов и ограничений.

В соответствии с ст.205 ТК ТС обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта.

Согласно ст.207 ТК ТС ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несет декларант в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

С учетом изложенного, доводы заявителя о не истребовании у  общества декларации о соответствии не могут являться основанием для освобождения общества от административной ответственности. При этом суд соглашается с мнением представителей таможни о том, что исполнение декларантом публично-правовой обязанности не должно ставиться в зависимость от действий должностных лиц таможенных органов.

В соответствии со ст.99 ТК ТС таможенный контроль может осуществляться после выпуска товаров в течение 3 лет  со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Согласно  отметкам на таможенных декларациях выпуск товара разрешен 25.08.2010г.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.3 КоАП РФ, образует деяние, выражающееся в несоблюдении установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федераци и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

В данном случае ООО «Интер-технологии» при ввозе товара на таможенную территорию России одновременно с таможенной декларацией, зарегистрированной 23.08.2010 на Новокузнецком таможенном посту, не представило таможенному органу разрешительный документ, свидетельствующий о соблюдении ограничений.

В соответствии с п. 7 ст. 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Таким образом, совершенное ООО «Интер-технологии» административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 16.3 КоАП РФ, является оконченным с момента регистрации декларации на товары, то есть 23.08.2010.

В данной конкретной ситуации представление декларации о несоответствии  в последующем - 11.02.2011г. (спустя  почти полгода и после распоряжения товаром)  можно было бы расценивать как смягчающее либо отягчающее  вину  обстоятельство, а не как отсутствие состава административного правонарушения.

Доводы заявителя со ссылкой на пункт 32 Приложения № 6 к Решению Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. № 319 «О техническом регулировании в таможенном союзе» о том, что  ввезенные им масла трансмиссионные подлежат обязательному подтверждению соответствия только если они декларируются в потребительской таре вместимостью не более 5 литров для бытового потребления, судом признаны несостоятельными, поскольку вышеназванный товар был ввезен обществом не для бытового потребления, а в промышленных целях (для заливки в редукторы промышленного оборудования). Более того, согласно национальному законодательству - законодательству РФ (как уже было изложено выше по тексту решения) масла трансмиссионные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. № 982 подлежат обязательному  подтверждению соответствия в форме декларации  соответствия независимо от объема тары и целей потребления.

Довод  заявителя об  условном  выпуске товара не соответствует  фактическим обстоятельствам и материалам дела.

В соответствии с пп.2 п.1 и п.2 ст.200 ТК ТС условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых ограничения по пользованию и (или) распоряжению связаны с представлением документов, указанных в пп. 1 п. 1 статьи 195 ТК ТС, после выпуска товаров. Условно выпущенные товары, указанные в пп. 2 п. 1 данной статьи, запрещены к передаче третьим лицам,  в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом.

В каких-либо документах отсутствуют сведения об условном выпуске товара.

Никаких ограничений на пользование и распоряжение выпущенным товаром таможенным органом не устанавливалось. Товары реализованы обществом без каких-либо ограничений.

Таким образом, довод заявителя об отсутствии в его действиях объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, не  обоснован.

Субъективная сторона вменяемого Обществу правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ  заключается в том, что Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению в силу той степени заботливости и осмотрительности, какие от него требовались.

Таким образом, материалами административного производства подтверждается наличие всех элементов состава правонарушения, вменяемого Обществу. Срок давности для привлечения Общества к административной ответственности не истек. Процессуальных нарушений в ходе возбуждения дела об административном правонарушении, составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении судом не установлено.

Суд не усматривает оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным, а также принимает во внимание тот факт, что назначенное Обществу наказание в  минимального штрафа соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного им административного правонарушения.

Руководствуясь  статьями 167-170, 211 ч.3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении требования отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья       Л.С.Тимошенко

В ходе производства по делу не установлено чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля данного юридического лица и препятствующих выполнению им своих обязанностей, тем не менее, юридическое лицо представило в таможенный орган отчетность, содержащую недостоверные сведения. То есть владелец СВХ был обязан, имел правовую и реальную возможность эту обязанность выполнить, но не предпринял соответствующих мер к ее выполнению.

Таким образом, материалами административного производства подтверждается наличие всех элементов состава правонарушения, вменяемого Обществу. Срок давности для привлечения Общества к административной ответственности не истек. Имеющие существенный характер процессуальные нарушения в ходе возбуждения дела об административном правонарушении, составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении судом не установлены.

Суд не усматривает оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным, а также принимает во внимание тот факт, что назначенное Обществу наказание в виде предупреждения соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного им административного правонарушения

Руководствуясь  статьями 167-170, 180, 211 ч.3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении требования отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья       Л.С.Тимошенко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка