АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 28 августа 2012 года Дело N А56-31202/2012

Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2012 года. Полный текст решения изготовлен 28 августа 2012 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Ресовская Т.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Краскович Т.И. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель ООО "Корейские шины"

заинтересованное лицо Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области

о признании незаконным и отмене постановления от 10.05.2012 N64-НН при участии

от заявителя - Винокурова Е.А., доверенность б/номера от 10.05.2012;

от заинтересованного лица - не явился, извещен;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Корейские шины» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области (далее - административный орган, Управление) от 10.05.2012 N64-НН о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на составление протокола неуполномоченным лицом. Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил следующие обстоятельства.

Обществом 19.07.2010 заключен контракт N G/2010/8132/RUS с фирмой «PT Gajah Tunggal Tbk» (Индонезия) на поставку товара. Дата завершения обязательств по Контракту - 17.10.2013; общая сумма Контракта - 2000000 долларов США.

На основании контракта Обществом 26.08.2010 в филиале Кировской объединенный ОАО «Банк ВТБ Северо-Запад» оформило паспорт сделки N 10080124/0439/0005/2/0 (далее - ПС). В связи с реорганизацией уполномоченного банка в филиал Кировский ОАО Банк ВТБ в г. Санкт-Петербурге паспорт сделки 27.03.2011 переоформлен за N 11030175/1000/0071/2/0. В связи с изменением сумы контракта (3500000,00 долларов США) паспорт сделки переоформлен 30.05.2011.

В соответствии с условиями контракта ООО «Корейские шины» на таможенный пост с использованием электронной формы декларирования поданы декларации на товары (далее ДТ):

- ДТ N10216100/110611/0059270 на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза на общую сумму 18 444, 34 долларов США;

- ДТ N 10216100/110611/0059272 на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза на общую сумму 23 433, 70 долларов США;

- ДТ N 1026100/110611/0059273 на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза на общую сумму 21 428,80 долларов США;

Товары, задекларированные в ДТ N 10216100/110611/0059270, 10216100/110611/0059272, 1026100/110611/0059273 выпущены таможенным органом 13.06.2011 года.

Согласно справке о подтверждающих документах от 07.07.2011 указанная справка вместе с подтверждающими документами (ДТ NN10216100/110611/0059270, 10216100/110611/0059272, 1026100/110611/0059273) представлена в банк паспорта сделки 07.07.2011, то есть с нарушением установленного пунктом 2.4 Положения ЦБ РФ N 258-П срока на 9 календарных дней.

Усмотрев в действиях Общества событие административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ, Мурманская таможня составила в отношении ООО «Корейские шины» протокол об административном правонарушении от 25.04.2012 N 10207000-56/2012.

Протокол от 25.04.2012 с приложением был направлен таможней в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области.

Постановлением Управления от 10.05.2012 N64-НН по делу об административном правонарушении N 47-12/97 Общество было признано виновным в совершении правонарушения и привлечено к административной ответственности по части 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Частью 6.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций не более чем на десять дней.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона N 173-ФЗ, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе таможенные декларации (пункт 11 части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании и валютном контроле).

На основании части 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

Согласно пункту 1.3 Указания Банка России от 10.12.2007 N 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж», справка о подтверждающих документах является одной из форм учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами.

Данный нормативный правовой акт вступил в силу 27 января 2008 года. Форма справки о подтверждающих документах и порядок ее заполнения приведены в Приложении 1 к Положению Банка России от 01.06.2004 N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение Банка России N 258-П).

В силу пункта 2.1 Положения Банка России N 258-П в случае наличия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенными органами товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент, в качестве подтверждающих документов, представляет в банк паспортов сделок таможенные декларации, за исключением временных таможенных деклараций. Подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах (пункт 2.2 Положения Банка России N 258-П).

Согласно пункту 2.4 Положения Банка России N 258-П резидент (в случае наличия требования о декларировании товаров) представляет в уполномоченный банк таможенную декларацию и справку о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа «D»).

Таким образом, Банк России установил обязательный перечень документов, необходимых для представления в уполномоченный банк, и сроки их представления. В случае требования о декларировании товаров таким документом является исключительно декларация на товары, за исключением временной декларации, а срок для представления справок о подтверждающих документах необходимо исчислять со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых (вывозимых) товаров, определяемой по соответствующим отметкам таможенных органов.

Материалами дела установлено, что справка о подтверждающих документах и декларации на товары, выпущенные по ДТ NN10216100/110611/0059270, 10216100/110611/0059272, 1026100/110611/0059273 (отметка таможенного органа «Выпуск разрешен» - 13.06.2011) представлены Обществом в уполномоченный банк 07.07.2011, в то время как должны быть представлены в установленные п. 2.4 Положения Банка России N 258-П сроки, что образует в действиях общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.

Вместе с тем, суд считает оспариваемое постановление незаконным исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

В соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, лицами, уполномоченными составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные лица органов и агентов валютного контроля.

В силу пункта 3 статьи 22 Закона N173-ФЗ агентами валютного контроля являются, в том числе, и таможенные органы.

Пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459, к полномочиям таможенных органов отнесено осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Подпункт 2а пункта 1 приказа ФТС России от 16.07.2010 N 1355дсп «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности» со ссылкой на пункт 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе N 459 предписывает начальникам таможенных органов обеспечить направление копий документов в случае выявления признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации.

Таким образом, таможенные органы, как агенты валютного контроля, выявляют признаки нарушений валютного законодательства в отношении валютных операций, которые совершены до дня подачи таможенной декларации. Понятие и виды валютных операций приведены в пункте 9 части 1 статьи 1 Закона N173-ФЗ. К валютным операциям, в частности, относится использование валютных ценностей в качестве средства платежа.

Как видно из представленных материалов, таможенное оформление товаров, поставляемых в соответствии с контрактом N G/2010/8132/RUS от 19.07.2010, было произведено Мурманской таможней. По условиям контракта оплата за товар производится в течении 90 дней с даты поставки.

Подача декларации на товары NN10216100/110611/0059270, 10216100/110611/0059272, 1026100/110611/0059273 и выпуск товара (13.06.2011) имели место до проведения заявителем валютных операций. Доказательств того, что Обществом валютные операции были завершены до дня подачи таможенных деклараций, материалы дела не содержат и административным органом не представлены.

Следовательно, исходя из приведенных выше норм, таможня не вправе была проводить проверку и возбуждать в отношении Общества дело об административном правонарушении в отношении валютных операций, которые предположительно должны быть осуществлены после подачи декларации на товары и выпуска товаров, в том числе составлять протокол об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении N 10207000-56/2012 был составлен должностным лицом Мурманской таможни 25.04.2012 после принятия таможенным органом ДТ NN10216100/110611/0059270, 10216100/110611/0059272, 1026100/110611/0059273 и выпуска товаров. Таким образом, указанный протокол об административном правонарушении, на основании которого вынесено оспариваемое постановление, составлен неуполномоченным лицом.

Из содержания оспариваемого Постановления усматривается, что вопрос о порядке оплаты ввезенного товара административным органом не выяснялся, тогда как в соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ на административные органы возлагается обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда РФ, данными в подпункте 3 пункта 3 Постановления Пленума от 24.03.2005 N5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», «местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствия, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанности».

В рассматриваемом случае местом как совершения, так и выявления бездействия, квалифицированного как административное правонарушение, предусмотренное частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ - несвоевременное представление Обществом документов в банк - является место нахождения соответствующего банка - Филиала «Кировский объединенный» ОАО «Банк ВТБ Северо-Запад» (Санкт-Петербург, проспект Стачек, 47).

В соответствии с частью 4 статьи 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Государственная регистрация Общества осуществлена в Санкт-Петербурге, то есть в регионе деятельности иного таможенного органа, таможенные декларации NN10216100/110611/0059272, 10216100/110611/0059270, 10216100/110611/0059273 были приняты таможенным постом «Турухтанный» Балтийской таможни (город Санкт-Петербург, 3-й р-н Морского порта, лит.Р).

Поскольку Общество осуществляет деятельность в регионе юрисдикции иного таможенного органа, сотрудники Мурманской таможни не имели полномочий возбуждать в отношении общества дело об административном правонарушении.

Однако дело об административном правонарушении N47-12/97 в отношении Общества было возбуждено должностными лицами Мурманской таможни, ими же составлен и протокол об административном правонарушении. Указанная деятельность осуществлялась с превышением предоставленных таможне полномочий, из чего следует незаконность протокола об административном правонарушении.

Таким образом, административным органом не соблюден порядок привлечения Общества к административной ответственности.

Правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 03.02.2004 N12133/03, состоит в том, что несоблюдение порядка применения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Возбуждение дела и составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом представляют собой существенные нарушения процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Незаконное возбуждение дела об административном правонарушении, в том числе составление протокола по делу об административном правонарушении, влечет за собой незаконность и всех остальных процессуальных действий, совершаемых в рамках такого дела, включая вынесение постановления о назначении административного наказания.

При изложенных обстоятельствах постановление Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области от 10.05.2012 по делу N 64-НН является незаконным и подлежит отмене как принятое на основании протокола об административном правонарушении, составленного неуполномоченным органом.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области от 10.05.2012 N64-НН о назначении ООО «Корейские шины» административного наказания.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия Решения.

     Судья
Ресовская Т.М.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка