ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 2012 года  Дело N А46-16055/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2012 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего  Поликарпова Е.В.

судей  Мартыновой С.А.

Перминовой И.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Омскшина» на решение Арбитражного суда Омской области от 19.04.2011 (судья Крещановская Л.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 (судьи Киричёк Ю.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу  № А46-16055/2010 по заявлению открытого акционерного общества «Омскшина» (644018 г. Омск, ул. П.В.Будеркина, 2, ИНН 5506007419, ОГРН 1025501244779) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (644024 г. Омск, ул. м.Жукова, 72/1, ИНН 5504097167, ОГРН 1045507036783)  об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа.

В заседании приняли участие представители:

от открытого акционерного общества «Омскшина» - Курбатов Д.Е. по доверенности от 10.04.2012 № 01/103, Каныгина Е.Ю. по доверенности от 01.03.2012;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области -  Голушкова Д.А. по доверенности от 27.01.2012 № 08-21/00588,  Сорокина О.В. по доверенности от 10.01.2012 № 08-21/00020.

Суд установил:

открытое акционерное общество «Омскшина» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением  к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области  (далее - Инспекция) о признании недействительным решения  от 14.09.2010 № 447 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Омской области от 19.04.2011, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального (статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации) и процессуального права. Общество считает, что судами необоснованно не учтено, что на начало налогового периода (01.01.2008) в государственном кадастре недвижимости содержалась кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 06:117 в размере 1 703 647 871 руб.; изменения в государственный кадастр недвижимости с установлением новой кадастровой стоимости в размере  3 885 645 688,08 руб. были внесены 13.02.2008.

По мнению Общества, статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации, закрепляющая сроки и порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сбора, не позволяет использовать для целей налогообложения в 2008 году сведения о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденные постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (далее - постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п). Общество считает правомерным использование для целей налогообложения сведений о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных указом губернатора Омской области от 19.06.2003 № 110 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области» (далее - указ губернатора Омской области от 19.06.2003 № 110).

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция считает доводы Общества безосновательными.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, а также дополнительным письменных возражениях.

В судебном заседании 17.04.2012 был объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 19.04.2012, по окончании которого судебное заседание было продолжено.

Судами при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.

Инспекцией в период с 20.04.2010 по 20.07.2010 проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации Общества по земельному налогу за 2008 год, по результатам которой составлен акт от 03.08.2010 № 541 и вынесено решение от 14.09.2010  № 06-10/4/2269, оставленное без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 27.10.2010  № 16-17/15527.

Оспариваемым решением Инспекции от 14.09.2010 № 06-10/4/2269 Обществу отказано в уменьшении суммы земельного налога за 2008 год в размере 42 047 672 руб., определены налоговые обязательства по земельному налогу за 2008 год в размере 79 668 567 руб.,  а также предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.

Инспекция пришла к выводу, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:120305:00; 55:36:120305:166; 55:36:120305:196; 55:36:120306:9; 55:36:120306:13; 55:36:120306:14; 55:36:120306:117; 55:36:120308:19; 55:36:120308:22; 55:36:120308:45; 55:36:140107:7, принадлежащих Обществу на праве собственности и праве постоянного (бессрочного пользования), включенных во вторую уточненную налоговую декларацию за 2008 год, представленную в Инспекцию 20.04.2010, - не соответствует данным государственного кадастра недвижимости, поскольку рассчитана на основании указа губернатора Омской области от 19.06.2003 № 110, в связи с чем Обществом неверно исчислена сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2008 год.

Общество, не согласившись с решением Инспекции от 14.09.2010  № 06-10/4/2269, обратилось в суд с заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводам, что у Общества имелась возможность исчислить и уплатить налоговые обязательства в части земельного налога надлежащим образом, в соответствии с доведенными до него сведениями, поскольку процедура доведения необходимых сведений для целей налогообложения прав и законных интересов Общества не нарушает.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые решение и постановление, основывается на следующем.

Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данными законами и нормативными правовыми актами и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Следовательно, в силу прямого указания статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, относятся к земельному законодательству Российской Федерации.

Из статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Подпункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 216-ФЗ).

Таким образом, налогоплательщики земельного налога в 2008 году обязаны самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 01.01.2008 и которая в целях исчисления земельного налога подлежит доведению до налогоплательщиков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, исходя из положений статей 391 и 396 Налогового кодекса Российской Федерации, не позднее 01.03.2008.

В силу статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п касается вопросов оценки принадлежащих (находящихся в пользовании) граждан и юридических лиц земель и не регулирует правоотношения, указанные в статье 2 Налогового кодекса Российской Федерации.

То обстоятельство, что утвержденная указанным постановлением кадастровая стоимость земель используется налогоплательщиками и налоговыми органами в целях исчисления земельного налога, само по себе не свидетельствует о том, что постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п является нормативным актом о налогах и сборах.

Кроме того, кадастровая стоимость может использоваться также при определении цены земельного участка (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонили как неправомерным довод Общества о возможности применения постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п лишь по истечении сроков вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленных статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 35, 36 статьи 4 Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относятся, в том числе утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области.

Правительство Омской области во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000  № 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ приняло постановление от 19.12.2007  № 174-п, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.

Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.

Результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость каждого отдельного взятого участка в зависимости от его расположения (квартала) и вида разрешенного пользования, были утверждены Правительством Омской области 19.12.2007, то есть до начала налогового периода 2008 года.

В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации путем принятия постановления от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». При этом до 01.03.2008 указанные сведения предоставлялись в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2008 опубликованы 29.02.2008 в газете «Третья столица» № 10(432) в соответствии с постановлением мэра города Омска «Об утверждении порядка доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в г. Омске».

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь пунктом 3 статьи 391, пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу, что Общество имело реальную возможность и должно было определить свои налоговые обязательства, исходя из кадастровой стоимости земель, установленной постановлением постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п, а не на основании указа губернатора Омской области от 19.06.2003 № 110.

Поскольку Общество исчислило земельный налог за 2008 год с применением кадастровой стоимости, не соответствующей стоимости, установленной постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П, Инспекция правомерно отказала Обществу в уменьшении суммы земельного налога за 2008 год в размере  42 047 672 руб., определила налоговые обязательств по земельному налогу за 2008 год в размере 79 668 567 руб., обязав внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.

Довод Общества относительно неправильного определения кадастровой стоимости на основании средних удельных показателей кадастровой стоимости одного квадратного метра земель, утвержденных постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П, суд кассационной инстанции отклоняет, так как он основан на неправильном толковании норм действующего законодательства, а также в связи с изложенными выше обстоятельствами.

Довод Общества о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 03 06:117, образованный после 01.01.2007, не является вновь образованным, в силу чего к нему неприменимы правила определения кадастровой стоимости, предусмотренные постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П, был предметом исследования суда апелляционной инстанции, который обоснованно указал на законность определения кадастровой стоимости указанного земельного участка методом, предусмотренным пунктом 2.1.3 приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222, а именно: путем умножения утвержденного постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п  значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок,  на площадь земельного участка.

Доводы Общества о том, что кадастровая стоимость земельного участка 55:36:120306:117 в период с 01.01.2008 по 13.02.2008 составляла 1 703 647 871 руб., а с 13.02.2008 по 31.12.2008 - 3 885 645 688,08 руб., что изменения в государственный кадастр недвижимости были внесены 13.02.2008, также были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, который обоснованно указал, что Общество, ссылаясь на данные обстоятельства, не учитывает, что в государственном кадастре недвижимости должны содержаться экономические характеристики, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти; средние удельные показатели, необходимые при исчислении кадастровой стоимости для определения налоговой базы по земельному налогу на 01.01.2008, определены постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п.

Суд апелляционной инстанции правомерно отметил, что действующее законодательство о налогах и сборах, определяя источник получения необходимых сведений о земельном участке, не содержит правовых оснований для изменения обязанности по уплате налога в случае несвоевременного внесения уполномоченным органом сведений о кадастровой стоимости земельного участка.

Ссылки кассационной жалобы Общества на то, что кадастровая стоимость земельного участка 55:36:12 03 06:117 должна определяться в соответствии с государственной кадастровой оценкой земель населенных пунктов, утвержденных указом губернатора Омской области от 19.06.2003 № 110, также подлежит отклонению, как основанная на неверном толковании вышеназванных норм права.

Суд апелляционной инстанции в своем постановлении обоснованно отметил, что положения указа губернатора Омской области от 19.06.2003 № 110 утратили силу, в связи с чем не могли применяться к спорным правоотношениям в качестве основания для определения кадастровой стоимости земельного участка.

Суд апелляционной инстанции также правомерно отклонил ссылки Общества о невозможности применения по настоящему делу правовых позиций, изложенных в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 21.09.2010 № 7309/10 и от 19.04.2011 № 15932/10, поскольку содержащиеся в названных постановлениях толкование правовых норм, на основании которых заключены соответствующие выводы, являются общеобязательными и подлежат применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Ссылки Общества на решение Арбитражного суда Омской области от 30.09.2011 по делу № А46-5715/2011 направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанции, который, исследовав и оценив их, обоснованно отклонил, сославшись на то, что названное решение не вступило в законную силу.

В целом доводы кассационной жалобы Общества направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, что к полномочиям суда кассационной инстанции по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится.

Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции правовые основания для отмены или изменения принятого по делу постановления отсутствуют.

Поскольку кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, расходы по государственной пошлине за ее рассмотрение относятся на Общество.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 19.04.2011 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 по делу № А46-16055/2010 оставить без изменения, кассационную  жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
  Е.В. Поликарпов

     Судьи
      С.А. Мартынова

     И.В. Перминова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка