ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2008 года  Дело N А82-7432/2008

(объявлена резолютивная часть)

12 ноября 2008 года

(изготовлено постановление в полном объеме)

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,

при участии представителей заявителя: Лазарева Д.С. по доверенности от 06.11.2008 № 120, Цицулиной А.С. по доверенности от 06.11.2008 № 121,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Ярославской области

на  решение  Арбитражного  суда  Ярославской  области  от  10.09.2008  по  делу № А82 - 7432/2008 - 28, принятое судом в составе судьи Глызиной А.В.

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Ярославской области

к обществу с ограниченной ответственностью «РТС»

о привлечении к административной ответственности,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Ярославской области обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «РТС»» (далее - ответчик, Общество, ООО «РТС») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Решением суда первой инстанции от 10.09.2008 в удовлетворении данного требования отказано.

Определением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.11.2008 произведена замена заявителя - Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Ярославской области на его правопреемника - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Ярославской области (далее - заявитель, Управление).

Не согласившись с решением арбитражного суда от 10.09.2008, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на  нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований. Заявитель указывает на то, что вмененное Обществу административное правонарушение состояло в невыполнении им положений пункта 5.2 договоров об оказании услуг местной телефонной связи, что, в свою очередь, повлекло нарушение пункта 32 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 13294. Вопрос о соблюдении ООО «РТС» Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2004 № 350 (далее - Правила использования ресурсов нумерации), не имеет отношения к данному правонарушению и потому не может влиять на решение вопроса о наличии вины ответчика в его совершении.

Инициатором передачи выделенного Обществу ресурса нумерации иному лицу - ООО «Компания «РТС» был сам ответчик. В связи с этим именно он должен нести ответственность за невыполнение условий договоров с абонентами, права которых не были им учтены при выборе способа переоформления ресурса нумерации.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «РТС» просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считает решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом всех обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.

Ответчик, извещенный о месте и времени рассмотрения дела апелляционным судом, явку представителей в судебное заседание не обеспечил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании лицензии А 012835 № 13294 Общество осуществляет деятельность по предоставлению услуг местной телефонной связи. Срок действия лицензии до 11.11.2009.

На основании заявления ООО «РТС» от 20.02.2008 № 28/08 Федеральным агентством связи 10.04.2008 было принято решение № 19976 об изъятии ресурса нумерации единой сети электросвязи РФ емкостью 1200 номеров в связи с передачей данного ресурса нумерации ООО «Компания «РТС».

23.05.2008 указанное решение получено Обществом вместе с сопроводительным письмом Федерального агентства связи от 13.05.2008 № П31 - 3 - 33 - 2447.

Извещение абонентов о прекращении оказания услуг связи осуществлялось ответчиком путем направления письменных уведомлений, размещения объявлений в местах массового скопления граждан, ознакомления с соответствующей информацией под роспись при проведении расчетов в почтовом отделении.

С 16.06.2008 ООО «РТС» прекратило оказание услуг связи абонентам п.Каменники Рыбинского района.

Считая указанные действия неправомерными и нарушающими права потребителей, жители поселка обратились с жалобой в Управление.

В целях проверки данного обращения в период с 07.07.2008 по 25.07.2008 на основании приказов от 03.07.2008 № 144 - ПР и от 15.07.2008 № 144/1 - ПР заявителем проведена внеплановая проверка Общества на предмет соответствия осуществляемой им деятельности в области оказания услуг связи лицензионным требованиям и условиям.

В ходе проверки было установлено, что ответчик не выполнил условие пункта 5.2 договоров об оказании услуг связи о письменном извещении абонентов о расторжении договоров не менее чем за 30 дней, а именно: в ряде случаев срок извещения составил менее 30 дней, часть абонентов вообще не была уведомлена о прекращения оказания услуг связи.

Усмотрев в данных действиях ООО «РТС» факт нарушения пунктов 14, 32 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 13294 (далее - условия лицензии № 13294), пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126 - ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи), подпункта «а» пункта 59 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 310 (далее - Правила оказания услуг связи), Управление пришло к выводу об осуществлении Обществом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В связи с этим 31.07.2008 госинспектором РФ по надзору за связью и информатизацией в отношении ответчика и в присутствии его законного представителя - генерального директора Тачалова В.С. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьями 125 - 127, 202 - 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении ООО «РТС» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Отказывая в удовлетворении данного требования, суд первой инстанции исходил из того, что допущенное Обществом нарушение пункта 5.2 договоров оказания услуг связи не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Вина ответчика в совершении вменяемого ему правонарушения отсутствует, поскольку его действия были направлены на соблюдение требований законодательства. При вынесении решения судом было учтено, что нормы пункта 2 статьи 26 Закона о связи и пункта 22 Правил использования ресурсов нумерации не позволяют однозначно определить момент прекращения права на использование ресурса нумерации при его изъятии. Доводы заявителя о нарушении ООО «РТС» пункта 14 условий лицензии №13294 отклонены в связи с недоказанностью фактов некачественного оказания Обществом услуг связи.

Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.

Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о связи юридические лица и индивидуальные предприниматели могут оказывать услуги связи только при наличии у них соответствующей лицензии. Лицензионные требования и условия оказания услуг связи содержатся в соответствующих Перечнях, утвержденных Постановлением Правительством РФ от 18.02.2005 № 87, и в приложении к лицензии, выдаваемой каждому хозяйствующему субъекту, осуществляющему эту деятельность.

Согласно пункту 32 условий лицензии № 13294 ООО «РТС» обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующими нормативными актами и законодательством РФ. Также в силу пункта 5 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, лицензиат обязан соблюдать Правила оказания услуг связи. Аналогичное требование о соблюдении оператором связи условий лицензии, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации содержится в пункте 59 Правил оказания услуг связи и части 1 статьи 46 Закона о связи.

Кроме того, подпунктом «а» пункта 59 Правил оказания услуг связи предусмотрена обязанность оператора связи оказывать абоненту и (или) пользователю услуги телефонной связи в соответствии с договором.

Пункт 5.2 договоров об оказании услуг местной телефонной связи, заключенных между Обществом и его абонентами (л.д. 42 - 52), предоставляет любой из сторон настоящего договора право на его расторжение при условии письменного уведомления другой стороны не менее чем за 30 дней.

Таким образом, соблюдение указанного срока уведомления о расторжении договора об оказании услуг связи по инициативе оператора связи, относится к лицензионным условиям и является обязательным для ответчика.

Из материалов дела следует, что оказание услуг связи абонентам п. Каменники Рыбинского района Ярославской области было прекращено обществом в связи с решением Федерального агентства связи от 10.04.2008 №19976 об изъятии у ООО «РТС» ресурса нумерации единой сети электросвязи РФ в связи с передачей его ООО «Компания «РТС».

Согласно пункту 23 статьи 2 Закона о связи ресурс нумерации представляет собой совокупность или часть вариантов нумерации, которые возможно использовать в сетях связи.

В силу статьи 26 Закона о связи регулирование ресурса нумерации является исключительным правом государства. Правительством Российской Федерации определяется порядок распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, в том числе российских сегментов международных сетей связи, с учетом рекомендаций международных организаций, участником которых является Российская Федерация, в соответствии с российской системой и планом нумерации.

Использование ресурса нумерации, не выделенного в установленном порядке, не допускается (пункт 15 Правил использования ресурса нумерации).

В соответствии с пунктом 17 Правил использования ресурса нумерации оператор связи вправе передать выделенный ему ресурс нумерации другому оператору связи только с согласия Федерального агентства связи. Для получения согласия на передачу ресурса нумерации операторы связи подают в Федеральное агентство связи заявления, соответствующие требованиям, установленным пунктами 9 и 10 настоящих Правил.

Таким образом, направленное Обществом в Федеральное агентство связи заявление от 20.02.2008 № 28/08 об изъятии части выделенного ему ресурса нумерации для передачи его ООО «Компания «РТС» (л.д. 41) соответствует законодательству.

Перечень оснований изъятия ранее выделенного операторам связи ресурса нумерации содержится в части 2 статьи 26 Закона о связи и пункте 21 Правил использования ресурсов нумерации. Одним из таких оснований является обращение оператора связи, которому выделен соответствующий ресурс нумерации.

О принятом Федеральным агентством связи решении об изъятии ресурса нумерации оператор связи извещается в письменной форме за тридцать дней до наступления срока изъятия с обоснованием причин принятия такого решения (часть 2 статьи 26 Закона о связи и пункт 22 Правил использования ресурса нумерации).

В решении Федерального агентства связи от 10.04.2008 № 19976 (л.д. 19) отсутствует дата, начиная с которой ресурс нумерации емкостью 1200 номеров изымается у ООО «РТС». Более того, действующее законодательство не относит данное условие к числу обязательных условий решения об изъятии ресурса нумерации (Приложение № 3 к Административному регламенту Федерального агентства связи по предоставлению государственной услуги по рассмотрению заявлений и принятию решений о выделении ресурса нумерации, утвержденному приказом Миниформсвязи РФ от 03.12.2007 № 142).

На основании изложенного можно сделать вывод, что ответчик утратил право использования указанного в решении от 10.04.2008 № 19976 ресурса нумерации на 31 - й день с момента извещения его о принятии названного решения.

Поскольку целью извещения является доведение до сведения адресата соответствующей информации, апелляционный суд полагает, что оператор связи может считаться извещенным лишь после получения им соответствующего решения Федерального агентства связи. Поэтому датой извещения Общества об изъятии ресурса нумерации следует считать 23.05.2008. То есть ООО «РТС» обязано было оказывать услуги связи абонентам п. Каменники Рыбинского района Ярославской области до 23.06.2008.

Таким образом, Общество неправомерно прекратило оказание услуг связи 16.06.2008.

Между тем, согласно протоколу об административном правонарушении от 31.07.2008 № 140 (л.д. 11 - 14) событие вмененного ответчику административного правонарушения состоит в том, что ответчик прекратил с 16.06.2008 оказание услуг связи абонентам, проживающим в п.Каменники, не выполнив условие пункта 5.2 договора об оказании услуг связи об уведомлении абонента о намерении расторгнуть такой договор не менее чем за 30 дней. То есть прекращение Обществом оказания услуг связи до истечения 30 - дневного срока, указанного в  части 2 статьи 26 Закона о связи и пункте 22 Правил использования ресурса нумерации, в объективную сторону данного правонарушения не входит.

Минимальный срок уведомления абонентов о расторжении договора оказания услуг связи по инициативе оператора связи действующим законодательством не установлен.

Для соблюдения срока, предусмотренного пунктом 5.2 договоров об оказании услуг местной телефонной связи, ООО «РТС» должно было уведомить о расторжении договоров всех вышеназванных абонентов не позднее 23.05.2008, то есть непосредственно в день получения решения Федерального агентства связи об изъятии ресурса нумерации.

Однако, учитывая большое количество абонентов, апелляционный суд считает невозможным исполнить данную обязанность в течение одного дня.

Факт совершения ответчиком действий, направленных на извещение всех абонентов о прекращении договорных отношении, в период с 26.05.2008 по 10.06.2008 подтверждается материалами дела (л.д. 21 - 40, 93 - 96).

Вывод Управления о том, что Общество должно было продолжать оказание услуг связи абонентам п. Каменники до окончания 30 - дневного срока, установленного пунктом 5.2 договоров об оказании услуг связи, в рассматриваемом случае вступает в противоречие со статьями 2, 26 Закона о связи и пунктом 15 Правил использования ресурса нумерации, согласно которым оператор связи не имеет права использовать ресурс нумерации, не выделенный ему в установленном порядке. То есть исполнение условия договора могло привести к нарушению законодательства.

При таких обстоятельствах апелляционный суд не усматривает наличие вины ООО «РТС» в нарушении пункта 5.2 договоров оказания услуг связи, повлекшем, по мнению Управления, преждевременное прекращение оказания услуг связи абонентам п. Каменники.

Также, учитывая, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие некачественное оказание Обществом услуг связи, следует признать правильным вывод суда первой инстанции о недоказанности факта осуществления ответчиком предпринимательской деятельности с нарушением пункта 14 условий лицензии № 13294.

Таким образом, ООО «РТС» не может быть привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

На основании изложенного, решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.09.2008 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.

В соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос по госпошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Второй арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.09.2008 по делу № А82 - 7432/2008 - 28 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Ярославской области - без удовлетворения.

Постановление  вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий
  Т.В. Лысова

     Судьи
  Г.Г. Буторина

     А.В. Караваева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка